Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационно-мотивационный этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о принципах измерения времени и счете лет в астрономии. К каким последствиям, с вашей точки зрения, могут привести неточности в измерении времени и построении календаря? | Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования. | Построение логичных устных высказываний |
II. Актуализация знаний учащихся | - В конце предыдущего урока вам предлагалось выполнить контрольную работу. Представьте результаты выполнения заданий. Организует обсуждение каждого из заданий, комментирует варианты решения. | Участвуют в обсуждении хода и результатов решения заданий домашней контрольной работы. | Построение научно обоснованного устного высказывания. Представление результатов своей работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
III.Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | - Уже на первом уроке астрономии мы говорили с вами о многовековой истории развития этой науки. Предлагает представить доклад. Организует обсуждение. Акцентирует внимание о фактах вычисления периодов подъема и спада вод Нила в Древнем Египте, исходя из времени появления Сотис; регистрации вспышек новых звезд и составлении первого звездного каталога в Древнем Китае и т. д. - Как же представляли себе окружающий мир древние люди? - Как ни странно, но, обладая удивительными данными из области астрономии, представления об астрономической картине мира с ними не связывались. Тема нашего сегодняшнего урока – «Развитие представлений о строении мира». Мы проследим, по каким причинам происходило изменение представлений людей об устройстве окружающего мира. | Желающие представляют доклад «Достижения и уровень знаний древнейших астрономов». В совместной беседе с учителем приходят к выводу о значимом количестве астрономических данных, накопленных в древних обсерваториях. Высказывают предположения, опираясь на знания из области истории. | Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин |
IV. Открытие нового знания учащимся | Предлагает учащимся в ходе представления докладов охарактеризовать картину мира, используя предположенный план. Предлагает представить доклады. Организует их обсуждение. | В ходе представления докладов желающими характеризуют картины мира по следующему плану (см. РМ ) | Характеристика теорий, описывающих системы мира – геоцентрическую и гелиоцентрическую. |
V. Включение нового знания в систему | - Покажите, в каких границах геоцентрическая система мира верна и сегодня. - Покажите, в каких границах гелиоцентрическая система мира верна. - Изобразите графически представления об астрономической картине мира для обоих случаев. | Отвечают на вопросы. Выполняют графическое схематичное изображение геоцентрической и гелиоцентрической систем. | Выполнение логических операций мышления – сравнения, моделирования. |
VI. Рефлексия деятельности | - Какие сведения из истории развития и становления астрономической картины мира противоречили вашим представлениям, существовавшим до урока? - Как изменилось отношение к деятельности древних астрономов после сегодняшнего урока? | Отвечают на рефлексивные вопросы. | Саморефлесия деятельности на уроке |
VII. Домашнее задание | Учебник, §10. | Записывают домашнее задание. | |
В ходе представления докладов желающими, учащиеся характеризуют картины мира по следующему плану:
Ученые, внесшие вклад в разработку теории.
Научные факты, лежащие в основе теории.
Модель теории.
Принципы и постулаты теории.
Математическое описание модели или качественные утверждения, описывающие модель.
Следствия теории.
Границы применимости теории
Желающие представляют доклады: «Система мира Аристотеля»; «Система мира Птолемея». В ходе обсуждения учащиеся вносят дополнения в записи, выполненные согласно предложенному плану. В совместной беседе с учителем обращают внимание на то, что в основе обеих теорий отсутствуют научные факты, наблюдаемое движение звезд выступает подтверждением теории. Важное преимущество теории Аристотеля – логика научного доказательства, следствием теории является объяснение затмений. При громоздкости теории Птолемея она описывала движения планет (система эпициклов и дифферентов – аналог гармонического анализа). Учащиеся подходят к выводу о верности геоцентрической теории как математической и ошибочности с позиции астрономии.
Желающие представляют доклады: «Система мира Коперника»; «Открытия Галилея». В ходе обсуждения подчеркивается, что данная система мира, несмотря на революционность, хуже объясняла видимые движения планет из-за сохранения в гелиоцентрической системе их круговых орбит. Она позволяла объяснить факт понятного движения планет, смену дня и ночи, видимого годичного движения Солнца. В совместной беседе с учителем приходят к выводу о значимости наблюдений и открытий Г. Галилея в подтверждении и победе гелиоцентрической системы.