СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8. Развитие представлений о строении мира

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №8 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 8. Развитие представлений о строении мира»

У р о к 8. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРОЕНИИ МИРА

Тип урока: «открытие» нового знания

Задача: формировать представления о динамике становления астрономической картины мира

Планируемые результаты

Предметные: научатся перечислять характеристики геоцентрической системы мира Аристотеля-Птолемея; гелиоцентрической системы мира Коперника; воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; получат возможность научиться объяснять петлеобразное движение планет с позиции геоцентрической и гелиоцентрической систем мира.

Метапредметные:

  • познавательные – интерпретировать информацию о системах мира;

  • регулятивные – устанавливать взаимосвязи в процессе смены представлений об астрономической картине мира;

  • коммуникативные – выражать логически верные обоснованные высказывания относительно характеристик различных систем мира.

Личностные: убеждать в возможности познания мира; формировать непротиворечивую астрономическую картину мира.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организационно-мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о принципах измерения времени и счете лет в астрономии. К каким последствиям, с вашей точки зрения, могут привести неточности в измерении времени и построении календаря?


Настраиваются на учебную деятельность.





Высказывают свое мнение, приводя обоснования.

Построение логичных устных высказываний

II. Актуализация знаний учащихся

- В конце предыдущего урока вам предлагалось выполнить контрольную работу. Представьте результаты выполнения заданий.

Организует обсуждение каждого из заданий, комментирует варианты решения.

Участвуют в обсуждении хода и результатов решения заданий домашней контрольной работы.

Построение научно обоснованного устного высказывания. Представление результатов своей работы

1

2

3

4

III.Выявление затруднения и формулировка целей деятельности

- Уже на первом уроке астрономии мы говорили с вами о многовековой истории развития этой науки.

Предлагает представить доклад. Организует обсуждение.

Акцентирует внимание о фактах вычисления периодов подъема и спада вод Нила в Древнем Египте, исходя из времени появления Сотис; регистрации вспышек новых звезд и составлении первого звездного каталога в Древнем Китае и т. д.

- Как же представляли себе окружающий мир древние люди?

- Как ни странно, но, обладая удивительными данными из области астрономии, представления об астрономической картине мира с ними не связывались. Тема нашего сегодняшнего урока – «Развитие представлений о строении мира». Мы проследим, по каким причинам происходило изменение представлений людей об устройстве окружающего мира.


Желающие представляют доклад «Достижения и уровень знаний древнейших астрономов».

В совместной беседе с учителем приходят к выводу о значимом количестве астрономических данных, накопленных в древних обсерваториях.




Высказывают предположения, опираясь на знания из области истории.

Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин

IV. Открытие нового знания учащимся

Предлагает учащимся в ходе представления докладов охарактеризовать картину мира, используя предположенный план.


Предлагает представить доклады. Организует их обсуждение.

В ходе представления докладов желающими характеризуют картины мира по следующему плану (см. РМ )

Характеристика теорий, описывающих системы мира – геоцентрическую и гелиоцентрическую.

V. Включение нового знания в систему

- Покажите, в каких границах геоцентрическая система мира верна и сегодня.

- Покажите, в каких границах гелиоцентрическая система мира верна.

- Изобразите графически представления об астрономической картине мира для обоих случаев.

Отвечают на вопросы.




Выполняют графическое схематичное изображение геоцентрической и гелиоцентрической систем.

Выполнение логических операций мышления – сравнения, моделирования.

VI. Рефлексия деятельности

- Какие сведения из истории развития и становления астрономической картины мира противоречили вашим представлениям, существовавшим до урока?

- Как изменилось отношение к деятельности древних астрономов после сегодняшнего урока?

Отвечают на рефлексивные вопросы.

Саморефлесия деятельности на уроке

VII. Домашнее задание

Учебник, §10.


Записывают домашнее задание.



РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

В ходе представления докладов желающими, учащиеся характеризуют картины мира по следующему плану:

  1. Ученые, внесшие вклад в разработку теории.

  2. Научные факты, лежащие в основе теории.

  3. Модель теории.

  4. Принципы и постулаты теории.

  5. Математическое описание модели или качественные утверждения, описывающие модель.

  6. Следствия теории.

  7. Границы применимости теории


Желающие представляют доклады: «Система мира Аристотеля»; «Система мира Птолемея». В ходе обсуждения учащиеся вносят дополнения в записи, выполненные согласно предложенному плану. В совместной беседе с учителем обращают внимание на то, что в основе обеих теорий отсутствуют научные факты, наблюдаемое движение звезд выступает подтверждением теории. Важное преимущество теории Аристотеля – логика научного доказательства, следствием теории является объяснение затмений. При громоздкости теории Птолемея она описывала движения планет (система эпициклов и дифферентов – аналог гармонического анализа). Учащиеся подходят к выводу о верности геоцентрической теории как математической и ошибочности с позиции астрономии.

Желающие представляют доклады: «Система мира Коперника»; «Открытия Галилея». В ходе обсуждения подчеркивается, что данная система мира, несмотря на революционность, хуже объясняла видимые движения планет из-за сохранения в гелиоцентрической системе их круговых орбит. Она позволяла объяснить факт понятного движения планет, смену дня и ночи, видимого годичного движения Солнца. В совместной беседе с учителем приходят к выводу о значимости наблюдений и открытий Г. Галилея в подтверждении и победе гелиоцентрической системы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!