93
Урок
Правописание гласных на конце наречий
Повторение
Запишите под диктовку.
фантазия , федерация, финиш, фиолетовый, хозяин, шоссе, экипаж, дословно, исправно,
впереди, вчера, здесь, вместе, медленно, потом, налево, завтра
Спишите. Укажите части речи. Подчеркните все члены предложения.
Вечером я смело пробирался по топкому болоту.
Словарные слова
с о всем
св е ркать
с е крет
с е кунда
к о мета
м и нута
а льбом
свит е р
ар о мат
№ 131
Запиши по памяти.
В наречиях с приставками
в- на- за- пишется суффикс -о
В наречиях с приставками
с- из- до- пишется суффикс -а
справ а , направ о
С.70
1
Спиши, объясни графически правописание.
влево, издавна, изредка, заново, наглухо, издалека, наскоро
Дополни схему.
С.14
1
Запиши пять наречий с суффиксом -о-
С.14
2
влево, надолго, запросто, скоро, прямо
С.70
Спиши , вставляя пропущенные буквы.
2
а
а
о
о
а
а
Слев.. было поле, справ.. - лес. Миша запрост.. может решить самую сложную задачу. Мы вернулись домой уже затемн.. . Эта традиция ведётся издавн.. .
Петя искос.. взглянул на меня.
С.70
4
Спиши, заменяя транскрипции буквами
Вот уж сне[к] п[а]следний в поле та[и]т,
Тёплый пар в[а]сход[и]т от з[и]мли.
И ку[ф]ш[ы]нчик синий р[а]сцвета[и]т,
И з[а]вут куда-то журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гро[с] нетерп[и]ливо ждёт,
[Ф]сё в[и]сны дыханием с[а]грето,
[Ф]сё кругом и люб[и]т, и п[а]ёт.
восходит кувшинчик
о
г
е
е
а
е
о
з
е
В
е
о
и
о
В
С.70
3
Пиши в два столбика:
-а
-о
о
о
глубокое озер.., яблоко зелен.., вытереть насух.., выучить занов.., лёгкое облак.., видеться изредк.., дерево молод.., вымыть дочист.., помещение уютн.., старое кресл.., увидеть слев.., начать сначал..
о
о
о
а
о
а
о
о
а
а
Допиши правило.
С.14
3
Обрати внимание! От качественных прилагательных наречия образуются при помощи суффикса -о
свеж ό , мил о
Наречия образуются от качественных прилагательных
с помощью суффикса __
На конце наречий после шипящих
под ударением пишется -о,
без ударения пишется -е.
свеж ό , неуклюж е
Запиши однокоренные слова с ударением после шипящего в корне
С.14
4
близкий
жаркий
холодный
приятный
тёмный
капустный
страшный
морозный
липовый
берёзовый
Вставь пропущенные буквы.
С.15
5
е
е
и
е
е
д
и
о
о
о
Если жизнь тебя обман_т,
Не печалься, не с_рдись!
В день уныния см_рись:
День в_селья, верь, настан_т.
Сер_це в будущем ж_вёт;
Настоящее уныл_:
Всё мгновенн_, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мил_.
Самостоятельная работа
№ 126 Вставь пропущенные буквы. Обозначь часть слова, в которую входит вставленная буква.
У_кая тр_пинка вела вдоль бер_га. Направ_ от меня в_днелись серые скалы, поросшие мхом и ни_корослым с_снячком, а налев_ − ш_рокий залив Белого моря, усеянный з_лёными, лесистыми остр_вками.
Была пора отлива; море ушло от б_регов, будто убралось куда-то в глубь земли, обнажив бесчисленное количество сколь_ких камней, п_крытых водорослями и ракушником. Между к_мнями виднел_сь илистое дно и п_блёскивали луж_цы воды.
Обрати внимание! От качественных прилагательных наречия образуются при помощи суффикса -о
№ 127 Запиши рядом с каждым прилагательным образованное от него наречие.
холодный________ низкий_____________
сильный_______ интересный_____________
лёгкий___________ тревожный___________
быстрый_________ серьёзный___________
тихий______ отважный__________
красивый________ страшный__________
строгий_________
Обрати внимание! От качественных прилагательных наречия образуются при помощи суффикса -о
свеж ό , мил о
№ 128 Допиши суффиксы наречий. Вставь пропущенные буквы.
Низк_, над самой в_дой, прям_ к берегу летела огромная белая птица. Она _делала круг и _пустилсь на воду почти у рыбачьих лодок.
Домашнее задание
Что важно запомнить?
Что получилось лучше всего? Над чем ещё надо поработать?
Какие задания понравились?
Кому хотите сказать спасибо?
Оцените свои результаты:
Я смогу применить полученные знания в жизни.
Я узнал(а) новое.
Я успешно выполнил(а) задания.
Остались вопросы, мне трудно.
Спасибо!