Урок 96
Увеличение числа
на несколько единиц
Цели: научить решать задачи с отношением «больше на 4»; формировать умение сравнивать числа, применяя вычитание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Сравнение чисел в задании 7 на с. 85 учебника.
2. Выполнение заданий 4–6 на с. 16 в рабочей тетради № 2.
3. Игра «Математический спринт»
5 + 4 7 + 6 13 – 4
9 – 3 5 + 6 12 – 6
8 + 6 10 – 8 9 + 3
5 + 7 10 – 7 5 + 6
12 – 4 14 – 10 6 + 4
15 – 6 14 – 4 10 – 9
III. Объяснение нового материала.
1. Составление и решение задачи 1 на с. 88 учебника.
– Составьте по рисунку задачу.
В комнате играют мальчики и девочки. Мальчиков 4, а девочек на 2 больше, чем мальчиков. Сколько девочек?
– Используйте фишки.
– В верхней строке 4 красные фишки, каждая из них «изображает» одного мальчика.
– А что сказано о девочках? (Их на 2 больше.)
– То есть их столько, сколько мальчиков, и еще 2.
– В нижней строке поэтому 4 и 2 зеленые фишки. Каждая из них обозначает одну девочку.
– Сколько девочек? (6.)
– Каким действием можно найти это число? (Сложением: 4 + 2 = 6.)
– Значит, чтобы найти число девочек, надо сложить 4 и 2.
2. Решение задачи 2 на с. 88 учебника.
– Прочитайте задачу.
– Что означают слова «черепах на 3 больше, чем ужей»?
– Что надо сделать, чтобы узнать число черепах? (Надо сложить 8 и 3.)
IV. Закрепление.
1. Решение задачи 1 на с. 15 в рабочей тетради № 2.
– Сколько конфет в зеленом кольце? (5.)
– Что сказано о конфетах в красном кольце?
– Что означают слова «на 4 больше»? (Их столько, сколько в зеленом кольце, и еще 4.)
– Нарисуйте 5 конфет и еще 4.
– Сколько конфет в красном кольце? (9.)
– Каким действием узнали? (Сложением: 4 + 5 = 9.)
– Значит, чтобы найти число конфет в красном кольце, надо сложить 5 и 4.
2. Решение задачи 2 на с. 15 в рабочей тетради № 2.
– Какова высота чашки? (7 см.) Что сказано о высоте стакана?
– Что означает «на 6 см выше»? (Высота стакана такая же, как и высота чашки, и еще 6.)
– Какова высота стакана? (13 см.) Каким действием узнали?
– Значит, чтобы узнать высоту стакана, надо сложить 7 и 6.
– Запишите решение и ответ.
3. Решение задачи 3 на c. 88 учебника.
Разбирая эту задачу, прочитайте сразу оба вопроса один за другим. Выясните с детьми, почему на один из них легче ответить, а на другой – труднее.
4. Коллективное обсуждение и решение задачи 3 на с. 15 в рабочей тетради № 2.
V. Итог урока.
– Что нового узнали?