Урок алгебры по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"
«Я слушаю - я забываю, я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю» - Китайская пословица
Цели:
Образовательная:
Создать условия для восприятия, осмысления и понимания взаимного расположения графиков линейной функции в прямоугольной системе координат.
Отработать навыки построения линейной функции, определения знака углового коэффициента линейной функции.
Сделать вывод о том, что взаимное расположение прямых зависит от значения угловых коэффициентов этих прямых.
Научиться определять взаимное расположение прямых по виду их уравнений.
Развивающие:
Развивать умение строить график линейной функции, определять по графику вид функции и знак углового коэффициента линейной функции.
Развивать интеллектуальные умения: сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, анализировать.
Воспитательная:
воспитывать культуру труда, математической речи, культуру общения, активность, самостоятельность.
Оборудование:
1. Учебник и задачник «Алгебра – 7», А. Г. Мордкович и др.
4. Мультимедийная презентация.
3. Сигнальные карточки (4 цвета: жёлтые, зелёные, красные, синие).
4. Цветные карточки для рефлексии (красные, зелёные, жёлтые).
5. Плакат для проведения рефлексии.
6 Приложение №1. Инструктивная карточка.
7. Приложение №2. Карточка-памятка.
8. Приложение №3. Опорный конспект к домашнему заданию.
9. Приложение №4. Карточка с домашним заданием.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте ребята. Я надеюсь, что все справились с домашним заданием и подготовились к сегодняшнему уроку, который пройдет под девизом «Я слушаю - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» - Китайская пословица.
II. Блиц - опрос (слайд №2). До опроса пригласить 3 учащихся к доске выполнить 1 из домашних заданий для проверки.
Учитель: А теперь вспомним, что мы изучили на прошлых уроках? (работаем устно )
1. Какую функцию называют линейной? (Линейной называют функцию вида y= kx + m)
2. Что является графиком линейной функции? (Графиком линейной функции является прямая).
3. Как называется коэффициент k? (угловой коэффициент)
4. Какая функция называется прямой пропорциональностью? (Прямой пропорциональ-ностью называется функция вида y = kx).
6. На что влияет угловой коэффициент линейной функции? (На угол наклона прямой у = kx +m к оси х, при k 0 - угол острый, при k ).
7. Установите соответствие между функциями и построенными графиками. Ответ обоснуйте, не прибегая к вычислениям. (Слайд №3)
а) у = - х; б) у = 3 – 2х; в) у = ; г) у = 0,5(х + 2);д) у = 0,7х; е) у = 6.
(Ответ: а – 2, б – 4, в – 1, г – 3, д – 6, е - 5. Слайд №3)
Учитель: Хочу обратить Ваше внимание на то, что выполненные вами только что задания входят в ОГЭ. Подведем итоги. Что вы уже знаете?
Ученик: Мы знаем: - определение линейной функции, что является графиком линейной функции, какая функция называется прямой пропорциональностью;
- Умеем строить графики линейной функции, прямой пропорциональности;
-По графику функции можем определять знак углового коэффициента прямой и коэффициент m, в каких координатных четвертях расположен график прямой пропорциональности при k 0 и при k .
Учитель: Все навыки и знания которыми вы уже овладели мы сможем применить после проверки домашнего задания.
Учитель отмечает у себя наиболее активных и правильно отвечающих.
III. Проверка домашнего задания.
Учитель: В домашней работе, у вас было задание найти общие точки графиков функций, без построения графиков (3 учащихся готовят одно из заданий для проверки на доске во время Блиц-опроса) :
1. у = 2х + 6, у = 2х – 1.
2. у = - 3х + 5, у = 4х – 2.
3. у = 3х + 3, у = 3(х + 1).
Поверим, что у вас получилось? (решение на слайде №5-7) (учитель оценивает ответы учащихся)
1. 2х + 6 = 2х – 1; 0 ∙ х = - 7; Корней нет
Ответ: графики данных функций общих точек не имеют.
Учитель: Что это значит?
Ученик: Значит прямые параллельны.
2. - 3х + 5 = 4х – 2; у(1) = 4 ∙ 1 – 2 = 2; 7х = 7; (1; 2); х = 1
Ответ: (1; 2) – общая точка графиков данных функций
Учитель: Что это значит?
Ученик: Значит прямые пересекаются.
3. 3х + 3 = 3(х + 1); 3х + 3 = 3х + 3; 0 ∙ х = 0; х – любое число.
Ответ: графики данных функций имеют бесконечно много общих точек.
Учитель: Что это значит?
Ученик: Значит прямые совпадают.
Итог по проверке домашнего задания.
Учитель: Могли ли вы предположить, не выполняя алгебраического решения и построения графиков, как расположены прямые в этих заданиях по отношению друг к другу?
Ученики: Без графиков и решения это сделать трудно или невозможно.
Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, как определить взаимное расположение прямых по виду их уравнений.
Как можно сформулировать тему нашего урока?
Ученики: «Взаимное расположение графиков линейных функций» (тема записывается на доске).
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Теперь проведем небольшое исследование в парах.
Учитель: 1. Постройте графики в одной системе координат.
2.Обсудите в парах, как расположены графики линейных функций относительно друг друга в ваших заданиях?
3.Найдите связь между коэффициентами уравнения и взаимным расположением прямых?
На основании исследования мы составим карточку- памятку.
На столах найдите инструктивную карточку Приложение №1. Задания выполняем по инструкции.
Построить в одной координатной плоскости графики функций (слайда №10-12) (учителю заготовить на доске системы координат – 3 штуки и после выполнения задания оценить их ответы)
1 ряд: В-1 у = 2х + 6, у = 2х – 1
2 ряд: В-1 у = - 3х + 5, у = 4х – 2
3 ряд: В-1 у = 3х + 3, у = 3(х + 1)
Учитель: И так, что вы получили? Как расположены прямые в системе координат? (от каждого ряда вызывается учащийся, наиболее быстро справившийся с заданием, если вывод делается неверный спросить др. учащихся этого ряда)
Ученик (ряд 1): Прямые параллельны.
Учитель: Как вы думаете, почему? Что общего вы увидели? В чем различия?
Ученик (ряд 1): Одинаковые угловые коэффициенты и разные m.
Учитель: Правильно. Если угловые коэффициенты равны, то прямые параллельны.
Ученик (2 ряд): Прямые пересекаются, так как коэффициенты k разные.
Ученик (3 ряд): Прямые совпадают, так как угловые коэффициенты равны и числа m одинаковы.
Учитель: Какое предположение можно сделать?
Ученик (или несколько учеников) делают вывод: Если угловые коэффициенты прямых равны, то прямые параллельны. А если угловые коэффициенты различны, то прямые пересекаются. Если угловые коэффициенты равны и коэффициенты m равны, то прямые совпадают. (Если учащиеся затрудняются, то помогает учитель, он начинает фразу, дети продолжают).
Учитель: Т.е. не строя графики функций, можно видеть каково взаимное расположение графиков в одной координатной плоскости. Давайте заполним «Памятку» (Приложение № 2), руководствуясь, сделанными выводами (можно консультироваться у соседа по парте) и произведем проверку, сверяя результаты с экраном (учитель оценивает наиболее активных)
Памятка
Линейные функции | Алгебраическое условие | Геометрический вывод |
y=k1 x +m1 y=k2 x +m2 | k1=k2, m1≠m2 | |
k1=k2, m1=m2 | |
k1≠k2, m1≠m2 | |
Учитель: Итак, чему вы должны научиться сегодня на уроке, что узнать?
Ученики: Мы должны научиться распознавать по виду уравнения функции, как могут располагаться графики друг относительно друга, используя анализ коэффициентов k и m.
V. Физминутка (слайд №16)
Учитель:
- поднимите руки вверх, если функция возрастающая;
- опустите руки вниз, если функция убывающая;
- если прямая параллельна оси абцисс, то руки в горизонтальном положении параллельны друг другу;
- если прямая параллельна оси ординат, то руки согнуты в локтях и параллельны друг другу.
(На доске до урока написаны различные функции или приготовлен плакат, либо используется слайд № 16).
- обе руки выдвинуть вперёд перед собой, если графики являются параллельными прямыми;
- обе руки выдвинуть вперёд перед собой, ладони соединить, если прямые совпадают;
- выполнить скрещивающие движения руками – ножницы перед собой, если графики являются пересекающимися прямыми.
Спсибо, все активно выполняли упражнения, можно садиться.
Vl. Домашнее задание на следующий урок.
Учитель: У вас на столах есть карточки с домашним заданием. Вы сами выбираете какой вариант решать В – 1 или В – 2. За решение В – 1 вы получите не более «4», а за решение В – 2 оценку «5». Поэтому будьте внимательны на уроке, чтобы справится с заданием более высокого уровня:
Общее задание для В-1 и В-2:
- П.10 стр.54-56;
- Заполнить карточку «Опорный конспект» (Приложение № 3)
В – 1: № 10.18;10.8(в,г)
В* – 2: 1) № 10.16(в,г);10.22 ;
2) Исследовать взаимное расположение графиков функций угловые коэффициенты, которых взаимно обратные числа, взятые с противоположными знаками (о результатах исследования доложить на следующем уроке).
VIl. Закрепление.
Учитель: Посмотрим, как практически вы примените изученные свойства в различных ситуациях.
Задания для работы в тетради:
1) 10.4 (в, г);10.7 (в, г) - можно пользоваться памяткой и консультировать друг друга в парах, 4 ученика на доске готовят по одному заданию - вставляя нужные числа для проверки (примеры заранее учителем написаны на доске как в учебнике со звездочкой, учитель оценивает ответы);
2) Запишите несколько примеров функций, графики которых параллельны, пересекают, совпадают с графиком функции у = 5х – 7 (проверяем устно, т.е. ученики поочередно называют свои примеры).
Vll. Контроль усвоения изученного материала.
Учитель: А сейчас проверим, что вы запомнили и поняли сегодня на уроке. Выполните следующий тест, Ответы даем с помощью сигнальных карточек, выбирая цвет соответствующий правильному ответу. И каждый учащийся фиксирует свои ответы в таблице (+, -) на инструктивной карте.
Тест
1. Определите угловой коэффициент
Ответ: а) у = 3х – 2 , б) у = - 2,3х – 2 , в) у = 0,7х – 2, г) у = 2,3х – 2.
2. Как расположены графики функций:1) у = 9х + 9 и у = 9(х + 1)?
Ответ:1) а) параллельно; б) пересекаются; в) совпадают.
3. Задайте формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и параллелен прямой у = - 7х – 2.
Ответ: а) у = - 2х, б) у = -7х, в) у = 7х – 2, г) у = - 7х + 2.
4 . Определить какой график соответствует функции
Самопроверка (ответы на слайде №19-22)
1. г)- красная карточка
2. в)- зеленая карточка
3. б)- красная карточка
4. синяя карточка
Учитель: Поднимите руки, кто справился со всеми заданиями?
Учитель: Подведем итоги: что нового узнали на уроке?
Ученики: Что взаимное расположение графиков линейной функции зависит от k и m.
VI. Рефлексия.
Каждый учащийся выбирает одну из цветных карточек и прикрепляет ее в соответствующую ячейку таблицы
Я самостоятельно могу по виду функций распознать взаимное расположение графиков | |
Я могу с помощью памятки установить взаимное расположение графиков | |
Я затрудняюсь выполнять задания, мне нужно тренироваться | |
Учитель: Спасибо за урок.