СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок алгебры по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок алгебры по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"»

Урок алгебры по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

«Я слушаю - я забываю, я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю» - Китайская пословица

Цели:

Образовательная:

  • Создать условия для восприятия, осмысления и понимания взаимного расположения графиков линейной функции в прямоугольной системе координат.

  • Отработать навыки построения линейной функции, определения знака углового коэффициента линейной функции.

  • Сделать вывод о том, что взаимное расположение прямых зависит от значения угловых коэффициентов этих прямых.

  • Научиться определять взаимное расположение прямых по виду их уравнений.

Развивающие:

  • Развивать умение строить график линейной функции, определять по графику вид функции и знак углового коэффициента линейной функции.

  • Развивать интеллектуальные умения: сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, анализировать.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру труда, математической речи, культуру общения, активность, самостоятельность.

Оборудование:

1. Учебник и задачник «Алгебра – 7», А. Г. Мордкович и др.

4. Мультимедийная презентация.

3. Сигнальные карточки (4 цвета: жёлтые, зелёные, красные, синие).

4. Цветные карточки для рефлексии (красные, зелёные, жёлтые).

5. Плакат для проведения рефлексии.

6 Приложение №1. Инструктивная карточка.

7. Приложение №2. Карточка-памятка. 

8. Приложение №3. Опорный конспект к домашнему заданию.

9. Приложение №4. Карточка с домашним заданием.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: - Здравствуйте ребята. Я надеюсь, что все справились с домашним заданием и подготовились к сегодняшнему уроку, который пройдет под девизом «Я слушаю - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» - Китайская пословица.

II. Блиц - опрос (слайд №2). До опроса пригласить 3 учащихся к доске выполнить 1 из домашних заданий для проверки.

Учитель: А теперь вспомним, что мы изучили на прошлых уроках? (работаем устно )

1. Какую функцию называют линейной? (Линейной называют функцию вида y= kx + m)
2. Что является графиком линейной функции? (Графиком линейной функции является прямая).

3. Как называется коэффициент k? (угловой коэффициент)
4. Какая функция называется прямой пропорциональностью? (Прямой пропорциональ-ностью называется функция вида y = kx).

6. На что влияет угловой коэффициент линейной функции? (На угол наклона прямой у = kx +m к оси х, при k 0 - угол острый, при k ).

7. Установите соответствие между функциями и построенными графиками. Ответ обоснуйте, не прибегая к вычислениям. (Слайд №3)

а) у = -  х; б) у = 3 – 2х; в) у =  ; г) у = 0,5(х + 2);д) у = 0,7х; е) у = 6.

(Ответ: а – 2, б – 4, в – 1, г – 3, д – 6, е - 5. Слайд №3)


Учитель: Хочу обратить Ваше внимание на то, что выполненные вами только что задания входят в ОГЭ.  Подведем итоги. Что вы уже знаете?

Ученик: Мы знаем: - определение линейной функции, что является графиком линейной функции, какая функция называется прямой пропорциональностью;

- Умеем строить графики линейной функции, прямой пропорциональности;

-По графику функции можем определять знак углового коэффициента прямой и коэффициент m, в каких координатных четвертях расположен график прямой пропорциональности при k 0 и при k .

Учитель: Все навыки и знания которыми вы уже овладели мы сможем применить после проверки домашнего задания.

Учитель отмечает у себя наиболее активных и правильно отвечающих.


III. Проверка домашнего задания.

Учитель: В домашней работе, у вас было задание найти общие точки графиков функций, без построения графиков (3 учащихся готовят одно из заданий для проверки на доске во время Блиц-опроса) :

1. у = 2х + 6, у = 2х – 1.

2. у = - 3х + 5, у = 4х – 2.

3. у = 3х + 3, у = 3(х + 1).

Поверим, что у вас получилось? (решение на слайде №5-7) (учитель оценивает ответы учащихся)

1. 2х + 6 = 2х – 1; 0 ∙ х = - 7; Корней нет

Ответ: графики данных функций общих точек не имеют.

Учитель: Что это значит?

Ученик: Значит прямые параллельны.


2. - 3х + 5 = 4х – 2; у(1) = 4 ∙ 1 – 2 = 2; 7х = 7; (1; 2); х = 1

Ответ: (1; 2) – общая точка графиков данных функций

Учитель: Что это значит?

Ученик: Значит прямые пересекаются.


3. 3х + 3 = 3(х + 1); 3х + 3 = 3х + 3; 0 ∙ х = 0; х – любое число.

Ответ: графики данных функций имеют бесконечно много общих точек.

Учитель: Что это значит?

Ученик: Значит прямые совпадают.


Итог по проверке домашнего задания.


Учитель: Могли ли вы предположить, не выполняя алгебраического решения и построения графиков, как расположены прямые в этих заданиях по отношению друг к другу?

Ученики: Без графиков и решения это сделать трудно или невозможно.

Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, как определить взаимное расположение прямых по виду их уравнений.

Как можно сформулировать тему нашего урока?


Ученики: «Взаимное расположение графиков линейных функций» (тема записывается на доске).


IV. Изучение нового материала.

Учитель: Теперь проведем небольшое исследование в парах.

Учитель: 1. Постройте графики в одной системе координат.

2.Обсудите в парах, как расположены графики линейных функций относительно друг друга в ваших заданиях?

3.Найдите связь между коэффициентами уравнения и взаимным расположением прямых?

На основании исследования мы составим карточку- памятку.

На столах найдите инструктивную карточку Приложение №1. Задания выполняем по инструкции.

Построить в одной координатной плоскости графики функций (слайда №10-12) (учителю заготовить на доске системы координат – 3 штуки и после выполнения задания оценить их ответы)


1 ряд: В-1 у = 2х + 6, у = 2х – 1

2 ряд: В-1 у = - 3х + 5, у = 4х – 2

3 ряд: В-1 у = 3х + 3, у = 3(х + 1)

Учитель: И так, что вы получили? Как расположены прямые в системе координат? (от каждого ряда вызывается учащийся, наиболее быстро справившийся с заданием, если вывод делается неверный спросить др. учащихся этого ряда)

Ученик (ряд 1): Прямые параллельны.

УчительКак вы думаете, почему? Что общего вы увидели? В чем различия?

Ученик (ряд 1): Одинаковые угловые коэффициенты и разные m.

Учитель: Правильно. Если угловые коэффициенты равны, то прямые параллельны.


Ученик (2 ряд): Прямые пересекаются, так как коэффициенты k разные.


Ученик (3 ряд): Прямые совпадают, так как угловые коэффициенты равны и числа m одинаковы.

Учитель: Какое предположение можно сделать?

Ученик (или несколько учеников) делают выводЕсли угловые коэффициенты прямых равны, то прямые параллельны. А если угловые коэффициенты различны, то прямые пересекаются. Если угловые коэффициенты равны и коэффициенты m равны, то прямые совпадают. (Если учащиеся затрудняются, то помогает учитель, он начинает фразу, дети продолжают).

Учитель: Т.е. не строя графики функций, можно видеть каково взаимное расположение графиков в одной координатной плоскости. Давайте заполним «Памятку» (Приложение № 2), руководствуясь, сделанными выводами (можно консультироваться у соседа по парте) и произведем проверку, сверяя результаты с экраном (учитель оценивает наиболее активных)

Памятка

Линейные функции

Алгебраическое условие

Геометрический вывод

y=k1 x +m1


y=k2 x +m2

k1=k2, m1≠m2

 

k1=k2, m1=m2

 

k1≠k2, m1≠m2

 



Учитель: Итак, чему вы должны научиться сегодня на уроке, что узнать?

Ученики: Мы должны научиться распознавать по виду уравнения функции, как могут располагаться графики друг относительно друга, используя анализ коэффициентов k и m.


V. Физминутка (слайд №16)

Учитель:

- поднимите руки вверх, если функция возрастающая;

- опустите руки вниз, если функция убывающая;

- если прямая параллельна оси абцисс, то руки в горизонтальном положении параллельны друг другу;

- если прямая параллельна оси ординат, то руки согнуты в локтях и параллельны друг другу.

(На доске до урока написаны различные функции или приготовлен плакат, либо используется слайд № 16).

- обе руки выдвинуть вперёд перед собой, если графики являются параллельными прямыми;

- обе руки выдвинуть вперёд перед собой, ладони соединить, если прямые совпадают;

- выполнить скрещивающие движения руками – ножницы перед собой, если графики являются пересекающимися прямыми.

Спсибо, все активно выполняли упражнения, можно садиться.


Vl. Домашнее задание на следующий урок.

Учитель: У вас на столах есть карточки с домашним заданием. Вы сами выбираете какой вариант решать В – 1 или В – 2. За решение В – 1 вы получите не более «4», а за решение В – 2 оценку «5». Поэтому будьте внимательны на уроке, чтобы справится с заданием более высокого уровня:

Общее задание для В-1 и В-2:

- П.10 стр.54-56;

- Заполнить карточку «Опорный конспект» (Приложение № 3)

В – 1: № 10.18;10.8(в,г)

В* – 2: 1) № 10.16(в,г);10.22 ;

2) Исследовать взаимное расположение графиков функций угловые коэффициенты, которых взаимно обратные числа, взятые с противоположными знаками (о результатах исследования доложить на следующем уроке).



VIl. Закрепление.

Учитель: Посмотрим, как практически вы примените изученные свойства в различных ситуациях.

Задания для работы в тетради:

1) 10.4 (в, г);10.7 (в, г) - можно пользоваться памяткой и консультировать друг друга в парах, 4 ученика на доске готовят по одному заданию - вставляя нужные числа для проверки (примеры заранее учителем написаны на доске как в учебнике со звездочкой, учитель оценивает ответы);

2) Запишите несколько примеров функций, графики которых параллельны, пересекают, совпадают с графиком функции у = 5х – 7 (проверяем устно, т.е. ученики поочередно называют свои примеры).


Vll. Контроль усвоения изученного материала.

Учитель: А сейчас проверим, что вы запомнили и поняли сегодня на уроке. Выполните следующий тест, Ответы даем с помощью сигнальных карточек, выбирая цвет соответствующий правильному ответу. И каждый учащийся фиксирует свои ответы в таблице (+, -) на инструктивной карте.

Тест

1. Определите угловой коэффициент


Ответ:  а) у = 3х – 2 , б) у = - 2,3х – 2 , в) у = 0,7х – 2, г) у = 2,3х – 2.


2. Как расположены графики функций:1) у = 9х + 9 и у = 9(х + 1)?

Ответ:1) а) параллельно; б) пересекаются; в) совпадают.



3. Задайте формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и параллелен прямой у = - 7х – 2.

Ответ: а) у = - 2х, б) у = -7х, в) у = 7х – 2, г) у = - 7х + 2.

4 . Определить какой график соответствует функции



Самопроверка (ответы на слайде №19-22)

1. г)- красная карточка

2. в)- зеленая карточка

3. б)- красная карточка

4. синяя карточка


Учитель: Поднимите руки, кто справился со всеми заданиями?

Учитель: Подведем итоги: что нового узнали на уроке?

Ученики: Что взаимное расположение графиков линейной функции зависит от k и m.


VI. Рефлексия.

Каждый учащийся выбирает одну из цветных карточек и прикрепляет ее в соответствующую ячейку таблицы

Я самостоятельно могу по виду функций распознать взаимное расположение графиков

 

Я могу с помощью памятки установить взаимное расположение графиков

 

Я затрудняюсь выполнять задания, мне нужно тренироваться

 



Учитель: Спасибо за урок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!