Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Открытый урок
алгебры в 7 классе
« ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТСУММЫ И
РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ»
Учитель математики
Гоибова Ольга Михайловна.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование)
Вид урока: проблемно-поисковый.
Цели урока: Слайд 2
Образовательные:
-вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел.
-сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений.
Развивающие :
-развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность, культуру математической речи и культуру общения;
Воспитывающие:
-воспитывать ответственное отношение к деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности;
-воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания;
- воспитывать чувство ответственности, культуры диалога.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы и приёмы обучения:объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.
Оборудование :
-компьютер, мультимедийный проектор, экран, портрет Евклида, набор геометрических фигур, раздаточный материал.
Средства обучения:
Программное обеспечение:
MicrosoftOfficeWord 2007 MicrosoftOfficeWord 2010
Microsoft Office Power Point 2007 Microsoft Office Power Point 2010
План урока Слайд 3
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний(устная работа).
-
Изучение нового материала (исследовательская работа)
-
Первичное закрепление материала.
-
Геометрический смысл формул квадрата суммы двух выражений.
-
Динамическая пауза.
-
Закрепление изученного материала.
-
Проверка усвоения изученного материала (первичный контроль знаний).
-
Домашнее задание.
-
Подведение итога урока.
п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1. | Проблемная ситуация. | Этап 2. Этап 4. |
2. | Здоровьесберегающие технологии. | Этап 5. |
3. | Элементы технологии сотрудничества. | Этап 6. |
4. | Информационные технологии | При показе слайдов. |
5. | Рефлексия. | Этап 8. |
,
Т
ехнологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I . Орг момент. | Отметить отсутствующих, ознакомить обучающихся с целью урока, активизировать к работе. Сообщение темы и цели урока. | Приветствуют учителя.Знакомство с темой урока | Коммуникативные: Подготовка к уроку. |
II. Актуализация знаний. | Задает вопросы на повторение. Упор на ранее сформированные знания. | Отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные:целеполагание |
III. .Изучение нового материала (Исследовательская работа). | знакомит с планом урока.Таблица. Упростите выражения I столбца, запишите ответы в III столбце, проанализируйте результат 1 вариант -1), 2), 3)2 вариант - 4), 5), 6) - Мы с вами нашли наиболее простой способ умножения суммы и разности двух выражений на себя, т.е. вывели формулы возведения в квадрат суммы и разности двух выражений. -Эти формулы называются формулами сокращенного умножения, они применяются для упрощения выражений, для рационального решения некоторых числовых выражений. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.Геометрический смысл формул квадрата суммы двух выражений. | Слушают учителя, готовятся к восприятию материала. Раскрывают скобки по правилу умножения многочлена на многочлен (столбец I), полученные ответы записывают в Ш столбце таблицы. II часть таблицы закрыта. (а+b)2 =а2+2аb+b2(a-b)2=a2-2ab+b2 -формулируют эти формулы словесно. C помощью рисунка объясняют геометри- ческий смысл формулы (а+ b)2 = а2 + 2аb + b2. -Объясняют геометрический смысл выражения (а+в)2 (квадрат со стороной a+b). У каждого ученика – вырезанные из бумаги 2 квадрата со сторонами а и b и 2 прямоугольника со сторонами a иb).Каждый моделирует свой квадрат. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответов на вопросы. Регулятивные:формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,готовности к преодолению трудностей. |
IV. Динамическая пауза. | Гимнастика для глаз. | Снимают физическое напряжение, выполняя гимнастику для глаз. | Личностные : Знание основных норм здоровой жизни и ориентация на их выполнение. |
V.Закрепление изученного материала | Записывает примеры. Работа у доски и в тетрадях. При выполнении заданий проговаривать правила 1 .№ 862 (а, г, е, з). 2.Вычислить: (30+1)2 ; 512 ; (30-1)2 ; 492 3. Преобразовать выражения : (а-7)2 ; (7-а)2 ; (5+х)2 ; (-5-х)2 | Решают примеры у доски и в тетрадях. При выполнении заданий - проговаривают правила Учащиеся сами приходят к выводу: (а - b)2 =(b - а)2 (-а - b)2 =(а + b) 2 | Познавательные :учатся в процессе реальной ситуации использовать определение «квадрат суммы и разности». Регулятивные: учатся обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям. Коммуникативные : Осуществляют взаимоконтроль, оказывают взаимопомощь. |
VI. Этап предварительного к онтроля.(карточки) | Работа по карточкам | Соединяют пары тождественно равных выражений. Вспоминают определение тождественно равных выражений. | Личностные: организовывают свою деятельность, т.е. ставят личные цели, учатся их достигать и оценивать результаты. Познавательные :учатся в процессе реальной ситуации использовать определение «квадрат суммы и разности». |
VII. Домашнее задание. | Инструктаж по домашнему заданию:п. 31, доказать геометрический смысл формулы (a-b)2, №863(а, б, в, д); 866, №869( д , е). Слайд 28 | Записывают задание. | Личностные : Индивидуальный выбор учащихся. |
VIII.Подведение итогов. | Подводит итоги, -С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке? -Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения? -Чему равен квадрат суммы двух выражений? -Чему равен квадрат разности двух выражений? -Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать? (С помощью формул результат можно получить гораздо проще и быстрее). Рефлексия. Дифференцированное выставление оценок. | Заканчивают фразы. Учащиеся анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение выводы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знание.Личностные : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Директор ФГКОУ «СОШ № 6» Турсунова М. Т.
Х
од урока.
I.Организационный момент.Вступительное слово учителя.
Эпиграф урока:
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Слайд 4 (Л.Н.Толстой)
«Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько. Сегодня вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул».
Итак, тема нашего урока квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Чтобы открыть формулы нам необходимо, вспомнить, что мы знаем и умеем.
II. Актуализация опорных знаний (устные упражнения)
1.Прочитайте выражения. Слайд 5
а) а + b ; г) x – у ; б) n2 + m2 ; д) (z –a)2;
в) (c + d)2 ; е) b2 – c2; ж) 2ху.
- что значит: (c + d)2 ; (z –a)2(значит, выражение умножается на себя два раза)
2. Найдите квадраты выражений: a; - 2 ; 5b ; 4х2, 6х2 у3. Слайд 6
(вспомнить правило возведения в степень произведения).
3. Представьте в виде квадрата: 64; 100; 36а2; 25x4; 49 b2c2; х6с8. Слайд 7
4. Найдите удвоенное произведение выражений: Слайд 8
а) а и b; б) 3b и -5с; в) 0,4х и 2х2; г)
и 6 .
(вспомнить правило умножения степеней с одинаковыми степенями).
5. Перемножьте данные многочлены: Слайд 9
а) (x +2) ·(y - 1) б) ( 3 – c) · (4 + b)
(вспомнить правило умножения многочлен на многочлен)
6.Вычислить значения выражений 25²+250+5²; 13²- 78+3². Слайд 10
2 ученика считают у доски. Учитель предлагает вычислить, используя калькулятор.
- Возможно ли сосчитать устно? (В конце урока ответим на этот вопрос)
III.Изучение нового материала (Исследовательская работа).
1. Упростите выражения I столбца, запишите ответы в III столбце, проанализируйте результат. Слайд 11
1 вариант -1), 2), 3) 2 вариант - 4), 5), 6)
Ученики раскрывают скобки по правилу умножения многочлена на многочлен (столбец I), полученные ответы записывают в Ш столбце таблицы. II часть таблицы закрыта.
№ | I | II | III |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) | (y + b) (y +b) (с + d ) (c +d) (х + 2)(х+2) (x – y) (x – y) (m - n) (m- n) (a – 2) (a – 2) (6х +y) (6x+y) (5 – 4b) (5 – 4b) | (y +b)2 (c + d)2 (х+2)2 (x – y)2 (m-n)2 (a – 2)2 | y2 + 2yb + b2 c2 + 2cd + d2 х2+ 4х + 4 x2 – 2xy + y2 m2 – 2mn + n2 a2 – 4a + 4 |
-
Ребята, посмотрите внимательно на I и III столбики. Слайд 12
-
Есть ли в них нечто общее?Можно ли выражения Icтолбца записать короче? (Ответы учащихся) (Открыть II столбец). Слайд 12
-Что получается в результате умножения суммы и разности двух выражений?
-Результатом умножения является трехчлен, у которого:
1
-й член – квадрат первого выражения;
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений;
3-й член – квадрат второго выражения.
- Мы с вами нашли наиболее простой способ умножения суммы и разности двух выражений на себя, т.е. вывели формулы возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.
-Записать ответы заданий 7) и 8) столбца I в столбцах II и III найденным способом. Слайд 13
-Скажите, как проще и быстрее вам было работать: перемножая многочлен на многочлен или применяя формулы?
-Попробуйте записать формулы, которыми будем пользоваться для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений. Слайд 14
(а+b)2 =а2+2аb+b2(a-b)2=a2-2ab+b2
- Чем они отличаются? (знаком перед удвоенным произведением).
-Сформулируйте эти формулы словесно. Слайд 15
-Эти формулы называются формулами сокращенного умножения, они применяются для упрощения выражений, для рационального решения некоторых числовых выражений.
Примеры применения формул. Слайд 16
2.Чтение правил по учебнику, парный пересказ правил .
3. Первичное закрепление .
Заполнить таблицу. Слайд 17
Выражение | Квадрат 1 выражения | Удвоенное произведение | Квадрат 2 выражения | Итог |
(а + 4)2 | | | | |
(8 - х)2 | | | | |
(2y + 1)2 | | | | |
(0,5b - 2)2 | | | | |
4. . Вставьте пропущенные одночлены: Слайд 18
( * – 1)2 = 9х2 - * х + 1; (5а + * )2 = * а2 + 40а + 16
5. Геометрическое истолкование формулы (а+b)2.Слайд 19
-Некоторые правила сокращённого умножения были известны ещё около 4 тыс. лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Тогда они формулировались словесно или геометрически.
У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «а2», а «квадрат на отрезке а», не «а∙b», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками а и b». Например, тождество (а+ b)2 = а2 + 2аb + b2во второй книге «Начал» Евклида (3 в до н.э.) формулировалось так: «Если отрезок как-либоразбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всем отрезке, равна сумме площадей квадратов, построенных на каждом из двух отрезков, и удвоенной площади пря-моугольника, сторонами которого служат эти два отрезка». Доказательство опиралось на геометрическое соображение.
А теперь давайте и мы с помощью рисунка объясним геометрический смысл формулы (а+ b)2 = а2 + 2аb + b2.
-Объясните геометрический смысл выражения (а+в)2 (квадрат со стороной a+b). (У каждого ученика – вырезанные из бумаги 2 квадрата со сторонами а и b и 2 прямоугольника со сторонами a иb).Каждый моделирует свой квадрат.
- Чему равна площадь полученного квадрата? (Сумме площадей квадрата со стороной а, двух площадей прямоугольника со сторонами а и в и площади квадрата со стороной в).
IV.Динамическая пауза.Почти 90% всей информации человек воспринимает глазами. Если устают глаза, снижается наше внимание и активность. Давайте перед следующей задачей дадим отдых глазам и себе.
1. Закройте глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскройте их, расслабив мышцы. Повторите 3-4 раза.
2. Посмотрите на переносицу и задержите взор. Затем посмотрите вдаль. Повторите 3—4 раза.
3. Медленно наклоняйте голову: вперед—влево— вправо - назад. Повторите 3-4 раза.
4. Поморгайте несколько раз глазами, не напрягая мышц. Сделайте глубокий вздох и медленный выдох.
V
.Закрепление изученного материала. Слайд 22 Работа у доски и в тетрадях. При выполнении заданий - проговаривать правила.
1 .№ 862 (а, г, е, з).
2.Вычислить:
(30+1)2 ; 512 ; (30-1)2 ; 492 .
3. Преобразовать выражения : (а-7)2 ; (7-а)2 ; (5+х)2 ; (-5-х)2
Учащиеся сами приходят к выводу: (а - b)2 =(b - а) 2 , (-а - b)2 =(а + b) 2 Слайд 23
4. А теперь вернемся к числовым выражениям, которые в начале урока вычислялись учащимися с помощью калькулятора и решались по действиям в тетради. Делается вывод, что рационально можно найти значения данных выражений используя выведенные на уроке формулы сокращенного умножения. Слайд 24 (гиперссылка к слайду 10)
VI.Этап предварительного контроля.(карточки)
1.Соедините пары тождественно равных выражений. Слайд 25 (вспомнить определение тождественно равных выражений)
1. | ( 3а + с) 2 | 5. | ( y - в) 2 |
2. | ( а – 2в) 2 | 6. | x2 – 2xв + в2 |
3. | ( x – в) 2 | 7. | а2– 4ав + 4в2 |
4. | y2 – 2yв + в2 | 8. | 9а2 + 6ас + с2 |
2. Выбрать правильный ответ. Слайд 26
| (y - 9)2 | (5x+4y)2 | (2a – 0,5x)2 | |
1 | y2 -9y +81 | 25x2 - 20xy +16 y2 | 4a2 - 2ax +0,25 x2 | |
2 | y2 + 18y +81 | 25x2 + 40xy +16 y2 | 4a2 + 2ax +0,25 x2 | |
3 | y2 -18y +81 | 25x2 +20xy +16 y2 | 4a2 - ax +0,25 x2 | |
4 | y2 + 9y +81 | 25x2 - 40xy +16 y2 | 4a2 + ax +0,25 x2 | |
3. Вычислить : 612, 592Слайд 27
VII. Домашнее задание: п. 31, доказать геометрический смысл формулы (a-b)2,
№863(а, б, в, д); 866, №869( д , е). Слайд 28
VIII. Итог урока. Слайд 29
-С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке?
-Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?
-Чему равен квадрат суммы двух выражений?
-Чему равен квадрат разности двух выражений?
-Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать?
(С помощью формул результат можно получить гораздо проще и быстрее).
Рефлексия. Выставление отметок.
Учащиеся анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.