Урок № 4. 7 класс биология
Тема: Общая характеристика бактерий.
Цели: формирование умений называть признаки бактерий; знаний правил личной гигиены и гигиены в коллективе; развивать мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.
1.Ввод в урок.
2.Работа по новому материалу.
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.
Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог
- просмотр мультфильма «Фиксики. Микробы». Обсуждение по мультфильму: где встречаются микробы? Почему мы их не видим?...
Где же распространены бактерии? В 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы – 2,5 млрд. (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий.
На практике питательной средой для выращивания бактерий является агар – агар. Он очень часто используется в медицине для выявления заболевания, в пищевой промышленности, для оценки санитарного состояния воздуха. Ученые-микробиологи определяют виды бактерий по формам их колоний
Микроорганизмы были открыты в конце 17 в. Но, несмотря на это деятельность этих микроорганизмов их, а также их практическое применение были известны еще задолго до их открытия. Например, продукты спиртового и молочнокислого брожений приготавливались и использовались в далекие времена. Но с распространение заразных или инфекционных заболеваний человечество стало задумываться о причине их возникновения. Еще Гиппократом в 6 в. до н. эры, было высказано предположение, что заболевание от человека к человеку передается при помощи мельчайших, невидимых существ. Однако доказательств таких предположений не было.
И только в конце 17 века, благодаря работам голландского ученого-натуралиста Антонио Левенгука были открыты микроорганизмы.
Это стало возможным благодаря тому, что Антонио Левенгук сконструировал первый в мире микроскоп, имевший на то время увеличение до 300 раз. Благодаря этому стало возможно увидеть и изучить мир микроорганизмов. Значительный вклад в микробиологию вложил Луи Пастер. Первые работы Л. Пастера, связаны с изучением теории брожения. В своих работах сначала по спиртовому, а затем и по молочнокислому брожению Луи Пастеру удалось доказать, что в этих процессах участвуют микроорганизмы, причем специфичные для каждого из них. Спиртовое брожение обусловлено деятельностью дрожжевых грибков, молочнокислое палочковидных бактерий.
РИС. 5.1, стр.132 – строение бактерии + таблица.
- Видео о микробах – мульфильм « Митя и микроб». 10 фактов о микробах.
- Беседа о фактах из видео: записать самостоятельно в тетрадях + и – бактерий.
По способу дыхания.(стр.133) Аэробы - бактерии живущие в присутствии кислорода.
Анаэробы - бактерии, живущие в бескислородной среде, использующие для получения энегрии разные виды брожения ( молочнокислые бактерии)
По способу питания: (п. 2§49 ищут самостоятельно) Автотрофы - бактерии, самостоятельно синтезирующие органические вещества из неорганических – фотосинтетики (цианобактерии) или хемосинтетики( серобактерии, нитрифицирующие бактерии). Гетеротрофы - бактерии, питающиеся готовым органическим веществом: Сапротрофы ( питаются мертвой органикой) – молочнокислые бактерии, гнилостные бактерии
Паразиты - ( болезнетворные бактерии) Симбиотики бактерии, сожительствующие с организмом, приносящие ему пользу (молочнокислые бактерии в кишечнике человека, и т.д.).
Размножение бактерий.
Размножение бактерийосуществляется делением клетки пополам или почкованием. Так вот в благоприятных условиях деление клеток бактерий осуществляется с частотой в 20-30 минут. Каждый вид бактерий приспособлен к определенным условиям существования, но всем им необходима определенная температура, влага и питательные вещества. При неблагоприятных условиях некоторые бактерии могут образовывать споры, в виде которой и переживают неблагоприятные условия.
Например в почве, всего лишь на территории в 10 квадратных метров может содержаться до нескольких тонн микробной массы. В почве микроорганизмы могут сохраняться от нескольких дней до нескольких десятков лет.
Микроорганизмы прекрасно живут и размножаются в воде, которая является естественной средой обитания многих простейших, бактерий и вирусов.
Воздух не так богат на микрофлору, так как недостаток питательных веществ, а также солнечная радиация, а именно ультрафиолет, неблагоприятно влияют на рост и развитие микроорганизмов.
На поверхности кожи человека содержатся в основном кокковые формы: стафилококки, стрептококки, сарцины, но также встречаются и палочковидные бактерии и дрожжевые грибки. Источником питания для них служат выделения потовых и сальных желез. Поэтому грязная кожа в большей степени обсеменена микроорганизмами.
Более обильна и разнообразна микрофлора полости рта- это стрептококки разных видов, лактобациллы и дрожжеподобные грибки рода Candida.
Из полости рта через пищевод микроорганизмы попадают в желудок, который обладает более скудной микрофлорой так как желудочный сок убивает большинство бактерий. В желудке в основном развиваются виды хорошо переносящие кислую среду, такие как - энтерококки, сарцины дрожжи.
Наиболее разнообразна микрофлора кишечника. В нем встречаются более 240 видов микроорганизмов.
- Если осталось время сообщение учащегося: По форме микробов можно разделить на 3 группы
- шаровидные – коки – одиночные бактерии,
- диплококки – парные шаровидные бактерии
- стрептококки - шарообразные бактерии в виде цепочек
- стафилококки, которые под микроскопом имеют вид виноградных гроздьев
-палочковидные- бактерии(не образуют спор), бациллы (образуют споры) -- извитые – вибрионы(холерный вибрион) – имеют форму запятой,
- спириллы – спиральные короткие бактерии
- спирохеты – более длинные чем спириллы извитые бактерии. Для того чтобы представить величину микробов,достаточно будет сказать что в 1 капле воды их содержится до нескольких миллионов.
Д/з. §49изучить, ответить на вопросы.