СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Бактерии. Общая характеристика".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 4.                                7 класс   биология                         

Тема:  Общая характеристика бактерий.

Цели: формирование  умений называть признаки бактерий;  знаний правил личной гигиены и гигиены в коллективе; развивать  мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

1.Ввод в урок.

2.Работа по новому материалу.    

 

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной.

 

Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог

- просмотр мультфильма «Фиксики. Микробы». Обсуждение по мультфильму: где встречаются микробы? Почему мы их не видим?...

Где же распространены бактерии? В 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы – 2,5 млрд. (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий.  

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Бактерии. Общая характеристика".»

Урок № 4. 7 класс биология

Тема: Общая характеристика бактерий.

Цели: формирование умений называть признаки бактерий; знаний правил личной гигиены и гигиены в коллективе; развивать мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.

1.Ввод в урок.

2.Работа по новому материалу.

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной.

Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог

- просмотр мультфильма «Фиксики. Микробы». Обсуждение по мультфильму: где встречаются микробы? Почему мы их не видим?...

Где же распространены бактерии? В 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы – 2,5 млрд. (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий.

На практике питательной средой для выращивания бактерий является агар – агар. Он очень часто используется в медицине для выявления заболевания, в пищевой промышленности, для оценки санитарного состояния воздуха. Ученые-микробиологи определяют виды бактерий по формам их колоний

Микроорганизмы были открыты в конце 17 в. Но, несмотря на это  деятельность этих микроорганизмов их, а также их практическое применение были известны еще задолго до их открытия. Например, продукты спиртового и молочнокислого брожений приготавливались и использовались в далекие времена. Но с распространение заразных или инфекционных заболеваний человечество стало задумываться о причине их возникновения. Еще Гиппократом в 6 в. до н. эры, было высказано предположение, что заболевание от человека к человеку передается при помощи мельчайших, невидимых существ. Однако доказательств таких предполо­жений не было.
И только в конце 17 века, благодаря  работам  голландского ученого-натуралиста Антонио Левенгука были открыты микроорганизмы.

Это стало возможным благодаря тому, что Антонио Левенгук сконструировал первый в мире микроскоп, имевший на то время увеличение до 300 раз. Благодаря этому стало возможно увидеть и изучить мир микроорганизмов. Значительный вклад в микробиологию вложил Луи Пастер. Первые работы Л. Пастера, связаны с изучением теории брожения.  В своих работах сначала по спиртовому, а затем и по  молочнокислому брожению Луи Пастеру удалось доказать, что в этих процессах участвуют  микроорганизмы, причем специфичные для каждого из них. Спиртовое брожение обусловлено деятельностью дрожже­вых грибков, молочнокислое палочковидных бактерий.

РИС. 5.1, стр.132 – строение бактерии + таблица.

- Видео о микробах – мульфильм « Митя и микроб». 10 фактов о микробах.

- Беседа о фактах из видео: записать самостоятельно в тетрадях + и – бактерий.

По способу дыхания.(стр.133) Аэробы -  бактерии  живущие  в присутствии  кислорода.
Анаэробы -  бактерии, живущие  в  бескислородной  среде, использующие  для  получения энегрии разные  виды  брожения  (  молочнокислые бактерии)

По способу  питания: (п. 2§49 ищут самостоятельно) Автотрофы -  бактерии,  самостоятельно синтезирующие органические  вещества из  неорганических – фотосинтетики (цианобактерии) или хемосинтетики( серобактерии,   нитрифицирующие  бактерии). Гетеротрофы -  бактерии,   питающиеся готовым органическим веществом: Сапротрофы  ( питаются мертвой  органикой) – молочнокислые  бактерии, гнилостные бактерии
Паразиты    - (   болезнетворные бактерии)  Симбиотики бактерии,  сожительствующие  с  организмом,  приносящие ему пользу (молочнокислые  бактерии  в  кишечнике  человека,  и т.д.).

            Размножение  бактерий.

Размножение бактерийосуществляется делением клетки пополам или почкованием. Так вот в благоприятных условиях деление клеток бактерий осуществляется с частотой в 20-30 минут. Каждый вид бактерий приспособлен к определенным условиям существования, но всем им необходима определенная температура, влага и питательные вещества. При неблагоприятных условиях некоторые бактерии могут образовывать споры, в виде которой и переживают неблагоприятные условия.
Например в почве, всего лишь на территории  в 10 квадратных метров может содержаться до нескольких тонн микробной массы. В почве микроорганизмы могут сохраняться от нескольких дней до нескольких десятков лет.
Микроорганизмы прекрасно живут и размножаются в воде, которая является естественной средой обитания многих простейших, бактерий и вирусов.
Воздух не так богат на микрофлору, так как недостаток питательных веществ, а также солнечная радиация, а именно ультрафиолет, неблагоприятно влияют на рост и развитие микроорганизмов.
         На поверхности кожи человека содержатся в основном кокковые формы: стафилококки, стрептококки, сарцины, но также встречаются и палочковидные бактерии и дрожжевые грибки. Источником питания для них служат выделения потовых и сальных желез. Поэтому грязная кожа в большей степени обсеменена микроорганизмами.
         Более обильна и разнообразна микрофлора полости рта- это стрептококки разных видов,  лактобациллы и дрожжеподобные грибки рода Candida.
        Из полости рта через пищевод микроорганизмы попадают в желудок, который обладает более скудной микрофлорой так как желудочный сок убивает большинство бактерий. В желудке в основном развиваются виды хорошо переносящие кислую среду, такие как -  энтерококки, сарцины дрожжи.
      Наиболее разнообразна микрофлора кишечника. В нем встречаются более 240 видов микроорганизмов.

- Если осталось время сообщение учащегося: По форме микробов можно разделить на 3 группы
- шаровидные – коки – одиночные  бактерии,
- диплококки – парные   шаровидные  бактерии
- стрептококки -  шарообразные  бактерии в  виде  цепочек
- стафилококки, которые под микроскопом имеют вид виноградных гроздьев

 
-палочковидные- бактерии(не образуют спор), бациллы (образуют споры) -- извитые – вибрионы(холерный вибрион) – имеют форму запятой,
- спириллы – спиральные короткие бактерии
- спирохеты – более длинные чем спириллы извитые  бактерии. Для того чтобы представить величину микробов,достаточно будет сказать что в 1 капле воды их содержится до нескольких миллионов.


Д/з. §49изучить, ответить на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!