СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Гигиена дыхания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Изучить  гигиенические требования  к воздушной среде, возможные нарушениями процесса дыхания
  • Конкретизировать знания о вредном влиянии курения на органы дыхания
  • Установить связь между причинами возникновения заболевания  и методами  профилактика гриппа и других  заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём.
  • Познакомиться с приемами регуляции эмоционального и физиологического состояния через освоение дыхательной гимнастики.
  • Познакомиться с приемами первой помощи при нарушении дыхания.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Гигиена дыхания"»

Тема урока: Гигиена дыхания

Дидактические цели:

  • Изучить гигиенические требования к воздушной среде, возможные нарушениями процесса дыхания

  • Конкретизировать знания о вредном влиянии курения на органы дыхания

  • Установить связь между причинами возникновения заболевания и методами профилактика гриппа и других заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём.

  • Познакомиться с приемами регуляции эмоционального и физиологического состояния через освоение дыхательной гимнастики.

  • Познакомиться с приемами первой помощи при нарушении дыхания.


Воспитательные цели:

  • Способствовать формированию бережного отношения к здоровью как к главной ценности человека.

  • Воспитывать убежденности в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1. Проверка домашнего задания

Даны названия процессов газообмена в лёгких и тканях. Выбрать цифры правильных ответов характерных для процессов


2. Изучение нового материала.

Опорные знания

Методические приемы

Результаты

Влияние газового состава воздуха на органы дыхания

работа с учебником, обобщающая беседа о составе открытого воздуха и воздуха в помещениях, об опасностях отравлений угарным и бытовым газом

понимание того, что необходимым условием для нормального газообмена является чистый воз­дух

Значение правильного дыхания для здоровья. Носовое дыхание

повторение и актуализация знаний о строении и функциях носовой полости, дыхательных движениях, о роли дыхательной мускулатуры и способах ее тренировки

умение обосновывать необходимость носового дыхания и объяснять связь между развитием грудной клетки и эффективностью дыхания; понимание того, что поверхностное дыхание является причиной недостаточного снабжения организма кислородом и следствием гиподинамии, неправильной осанки, переедания

Вредное влияние курения на организм

демонстрация «курительной машины», обсуждение предложенного учителем материала (см. приложение 1); дискуссия по вопросу: «Что я приобретаю и что теряю, начиная курить».

осознание вредного влияния курения на функционирование органов дыхания и на весь организм

Профилактика заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём

объяснение учителем причин и путей проникновения респираторных заболеваний в организм человека, правил профилактики гриппа, простудных заболеваний, туберкулеза (борьба с пылью, влажная уборка помещений, проветривание ком­нат, флюорография, закаливание)

знание инфекционных заболеваний, передающихся пылевым и воздушно-капельным путем, и способов их профилактики

Приемы релаксационно-дыхательной гимнастики

тренинг под руководством учителя по выполнению дыхательной гимнастики (см. приложение)

осознание возможности управления своим эмоциональным и физическим состоянием через овладение приемов контролируемого дыхания

Оказание первой помощи при остановке дыхания

демонстрация (на плакатах, рисунках) приемов оказания первой помощи при остановке дыхания

представления об искусственном дыхании, первой помощи при утоплении


3. Первичное закрепление знаний - экспресс тест.

1.Укажите неправильный ответ. Для формирования правильного дыхания необходимо:

а) закаливание; б)дыхательная гимнастика;

в)физические упражнения; г)курение.

2.Вредное влияние на дыхание оказывают:

а) табачный дым; б)угарный газ; в)кислород;

г)пропан-бутановая смесь; д)а + б + г; е)а + б + в + г.

3.Воздушно-капельным способом здоровые люди заражаются от больных:
а) скарлатиной; б) гриппом; в) бешенством; г) корью;

д) а + б + г; е) а + в.

4.При оказании помощи утопленнику необходимо в пер­вую очередь:

а) сделать искусственное дыхание; б) удалить воду из воздухоносных путей и легких;в) вызвать скорую помощь; г)сообщить родственникам.

5.При остановке сердца следует:

а) делать искусственное дыхание; б)делать прямой массаж сердца; в)делать непрямой массаж сердца;г) прекратить искусственное дыхание;

д)а + в; е) б + г.

Ответы 1-г; 2-д; 3-д; 4-б; 5-д.


4. Домашнее задание:


Приложение 1

Притча


В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!» Подошел мудрый старец, сказал: Этот «Божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится. Купцы с радостью смотрели на него. Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «Божественного листа»? И мудрец пояснил: Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости. Отошли крестьяне от купцов и задумались…

Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?


Приложение 2

Информация для учителя


Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, застойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые заболевания полости рта, неправильное развитие твердого неба, нарушение нормального положения носовой перегородки и форма нижней челюсти.

Специалисты по легочным болезням - врачи-пульмонологи установили, что многие из нас не умеют дышать. То есть дышат поверхностно. В результате органы дыхания не успевают как следует "проветриться": свежий воздух поступает лишь в наружные отделы, большая же часть объема оказывается заполненной практически не обновляемой "атмосферой".


Приложение 3


Профилактика гриппа:


  • своевременное выявление и изоляция больных;

  • закаливание организма;

  • регулярное проветривание и влажная уборка помещений;

  • максимальное пребывание на свежем воздухе;

  • разобщение коллективов (продление каникул в школах, отмена коллективных посещений театра, кино и т.п.);

  • использование марлевых повязок для защиты работников медицинской службы, сферы обслуживания и контактирующих с больным;

  • использование лука и чеснока (больше употреблять в еду и вдыхать пары фитонцидов со свежего среза);

  • лейкоцитарный интерферон: по 2 капли 1–2 раза в день в носовые ходы;

  • противовирусные мази: оксолиновая и цинковая (в нос 1–3 раза в день).


Приложение 3

Релаксационно-дыхательная гимнастика


  • Ключевым моментом упражнения является диафрагмальное дыхание.

  • Закройте глаза или смотрите перед собой на пол на расстоянии примерно 1 м.

  • Дышите через нос: вдох, выдох, пауза. Дыхание должно быть легким, естественным. Осознайте свое дыхание.

  • Каждый раз на выдохе скажите про себя: «Раз».

  • Когда появляются мысли, отвлекающие от дыхания, мягко, но быстро устраните их и верните внимание к дыханию, продолжая произносить про себя на выдохе: «Раз».

  • Положите ладони на живот.

  • Следите с помощью кисти за движением передней брюшной стенки.

  • На вдохе брюшная стенка выпячивается.

  • Вдох заканчивается на максимальном выпячивании брюшной стенки. Грудь дыхательным движением не подключается.

  • Сразу после вдоха начинается медленный выдох.

  • На выдохе брюшная стенка постепенно втягивается глубоко внутрь.

  • Следите за тем, чтобы плечевой пояс и грудная клетка, особенно ее верхние отделы, были неподвижны.

  • Представьте свои легкие в виде сосуда, (или мешка), который заполняется при выпячивании брюшной стенке (вдохе); при втягивании брюшной стенки (выдохе) воздух выдавливается из этого сосуда (мешка).

  • Продолжайте вдыхать и выдыхать так в течение нескольких минут (если позволяет время 10-20 минут).

  • Концентрация внимания на воображаемых представлениях: диафрагмальное дыхание с концентрацией внимания при вдохе и выдохе и задержке на воображении движения воздуха через тело. Методика выполнения: сидя на стуле, глаза закрыты, дышать через нос. Вдох - медленный, бесшумный - идет как бы по левой стороне тела (от большого пальца левой ноги вверх до левой половины головы). Выдох - медленный, бесшумный - по правой стороне тела (начиная с правой половины головы вниз до большого пальца правой ноги).

  • Диафрагмальное дыхание со зрительным воображением шара, заполняющегося воздухом. Методика выполнения: сидя на стуле, левая рука ладонью вниз на животе, глаза открыты или закрыты. Нужно представить, что внутри живота («там, где лежит Ваша рука») находится шар, который на вдохе заполняется воздухом, поднимая руку. На выдохе воздух покидает шар, живот опускается, увлекая за собой ладонь. Упражнения рекомендуются выполнять 10-20 раз.

  • В заключение сеанса не вставайте сразу же. Оставайтесь в покое, сидя с закрытыми глазами. Держите в поле внимания свои мысли, чувства, ощущение тела. Продолжайте то же, открыв глаза, еще несколько минут.