СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии на тему "Борьба за существование и естественный отбор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся 11 классов очень хорошо умеют рассуждать и демонстировать свои способности, данный урок построен именно так, чтобы дать возможность всем учащимся проявить себя. Слабые учащиеся могут работать с тестовыми заданиями на компьютере в паре или индивидуально с учащимися среднего уровня знаний. А более сильные учащиеся проявляют себя в диалоге с учителем и работе лидеров в групповой работе.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии на тему "Борьба за существование и естественный отбор"»


Городской отдел образования








Открытый урок по биологии

на городском семинаре

заместителей директоров по УВР




Тема:


"Борьба за существование

и естественный отбор"


11 класс




учитель высшей категории

СОШ № 32

Егорова Елена Юрьевна


















г. Уральск, 2015 год



Краткосрочный план открытого урока по биологии в 11 «Б» классе

учитель: Егорова Е.Ю.

СОШ №32 г.Уральск ЗКО


Дата

Урок 23

11 класс


Название занятия:

Борьба за существование и естественный отбор.


Общая цель:



Продолжить изучение движущих сил эволюции на примере борьбы за существование и естественного отбора познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление, навыка публичного выступления.


Результаты обучения



  1. Узнают связь между факторами естественного отбора и движущими силами эволюции.

  2. Научаться сравнивать биологические процессы.

  3. Обоснуют вывод о факторах эволюции.


Ключевые идеи


Различают три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, т.к. они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности. 


Занятие



  1. Рефлексия (10 минут) –

(Заходя в класс, учащиеся выбирают стикеры разного цвета и рассаживаются по разным цветам за ряды)

Давайте восстановим в памяти знания об эволюции, ее движущих силах и учёных эволюционистах.


А) компьютерное тестирование – зелёные стикеры (I ряд)

Б) тест – опрос – жёлтые стикеры (II ряд)

В) биологический пинг-понг (фронтальный опрос) – розовые стикеры (III ряд)


Суммативное оценивание

Взаимооценивание

  1. Актуализация знаний о борьбе за существование и естественном отборе (прослушав стихотворения, учащиеся должны определить тему урока и её цель)

Стихотворения:

/С. Есенин/

А по двору метелица

Ковром шелковым стелится,

Но больно холодна.

Воробышки игривые, как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней….

(борьба с неблагоприятными условиями)


/П. Усачев/

Лес кругом, широкая поляна…

На траве широкой у кургана

Жаркий бой ведут тетерева…. (внутривидовая борьба)


/А. Марков/

А знаете, друзья, что еж

Был с мягкой шерсткою когда-то?

Но объявилась вдруг лиса,

Защелкали зубами волки –

И стали колкими глаза, и выросли иголки. (межвидовая борьба)


/А. Осмолов/

Не причиняйте зла скворцу.

Оберегая род людской,

Помощник наш всегдашний,

Он бьется с грозной саранчой –

Врагом колхозной пашни…. (межвидовая борьба)

Формативное оценивание


Эпиграф урока: «Жизнь – есть борьба»

Еврипид.


Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.


На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.

В чем причина гибели? (обсуждение учащимися) – презентация.


В жизни постоянно происходит борьба между живыми организмами на разных уровнях.


Поэтому цель нашего урока: изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.

Причины гибели разнообразны:

Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида

Нападение врагов

Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)


Отсюда следует новый вывод, сделанный Дарвином:

в природе происходит непрерывная борьба за существование. Сам Дарвин писал: «… Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства. Я ради удобства прибегаю к общему термину « борьба за существование».


Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.


  1. На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение – ассоциации по картинкам, заполнение флипчарта.

  2. Дополнить ассоциацию по ходу просмотра видеоролика «Борьба за существование».

Формативное оценивание.


  1. Чтение с пометками «ИНСЕРТ» -


Внутривидовая борьба (§13 с.82)

Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Н/р, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.


Межвидовая борьба (§13 с.84)

Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.


Между паразитами и хозяином тоже идет межвидовая борьба, т.к. паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентноспособным.


Борьба с неблагоприятными условиями среды (§13 с.85)

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.


ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

6. приложение к уроку «Формы естественного отбора» - заполнение концептуальной таблицы.


Формативное оценивание


В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими.

В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором.


Зная о том, что существуют три вида борьбы за существование, можно предположить о существовании разных форм естественного отбора?

Ответ: да, можно.


А что вызывает эти разные формы?

Ответ: условия окружающей среды.


«Сводная таблица» - формы ЕО

Форма отбора

Условия среды обитания

Результат

Движущая

Изменяются

Приспособленность организмов

Стабилизирующая

Долго не изменяется

Ведет к усреднению признаков

Дизруптивная

Изменяются

Ведет к полиморфизму (наличие в пределах одного вида резко различающихся по облику особей (напр., у пчел - матка, трутни, рабочие пчелы).


  1. Рефлексия – «Калифорнийский сэндвич», итоги урока (на стикерах напишите «+» и «-» урока) и прикрепите их к смайликам, исходя из вашего настроения на уроке.

  2. Текущее оценивание

Источники, оснащение и оборудование

Мультимедийная установка, презентация, постеры, маркеры, тетради, учебники «Биология» 11 класс Ковшарь А.Ф., Соловьёва А.Р., Кайым К. и др.


Последующее задание

Интернет – ресурсы, записи и схемы в тетради, §13-15.


Маршрутный лист урока


  1. Приветствие, разделение по рядам (при помощи стикеров): (1 минута)


  1. Проверка домашнего задания: (8–9 минут)


А) Тесты (на бумаге или компьютерное тестирование):

1. Длительный непрерывный и необратимый исторический процесс?

А) ароморфоз В) идиоадаптация

С) эволюция Д) дегенерация

  1. Усложнение и совершенствование живых организмов?

А) биологическая эволюция В) идиоадаптация С) эволюция Д) дегенерация

  1. Основатель систематики?

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней Д) Дж.Рей

  1. Бинарную номенклатуру предложил:

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней Д) Дж.Рей

  1. Критерий, который использовал в своей систематике К.Линней:

А) генетический В) морфологический

С) физиологический Д) географический

  1. Сколько существует критериев вида ...

А) 4; В) 6; С) 8; Д) 10;

  1. Учёный эволюционист, сформулировавший в начале 19 века первую эволюционную теорию:

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

Д) Дж.Рей

  1. Объяснил принцип градации живых организмов:

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

Д) Дж.Рей

  1. Автор научно-обоснованной теории эволюции живой природы:

А) Ч.Дарвин В) Ж.Б.Ламарк С) К.Линней

Д) Дж.Рей

  1. Ч.Дарвин определил движущие силы эволюции, какие: А) борьба за существование;

В) наследственная изменчивость; С) естественный отбор; Д) все ответы верны


Критерий оценки: 0-1 ошибка - «5»; 2-3 ошибки – «4»; 4-5 ошибок – «3»; более 5 ошибок – «2».


В) Биологический пинг-понг (фронтальный опрос)


  1. Что такое эволюция? (это длительный непрерывный и необратимый исторический процесс развития органического мира)

  2. Что вы понимаете под биологической эволюцией? (необратимый процесс постепенного усложнения и совершенствования живых организмов на пути их приспосабливаемости к условиям окружающей среды)

  3. Основатель систематики, не предполагавший эволюционного процесса в живой природе? (К.Линней)

  4. Что значит бинарная номенклатура? Кто её предложил? (К.Линней составил лучшую систематику своего времени, упростил существующую терминологию и предложил бинарную номенклатуру – двойное название вида: прилагательное – вид, существительное - род)

  5. Какой критерий впервые разработал К.Линней для создания систематики? (морфологический, так как для разделения и систематизации он руководствовался внешними признаками)

  6. Сколько всего критериев вида? Перечислите их? (шесть: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический)

  7. Почему в настоящее время не морфологический, а генетический критерий считается основным, при определении вида? (он считается более надёжным, потому что способность скрещиваться и давать плодовитое потомство может быть только у особей в популяции с одинаковым количеством, строением, размерами и формой хромосом. Существуют виды двойники, которые абсолютно морфологически идентичны, но генетически отличаются количеством или структурами хромосом)

  8. Учёный эволюционист, трансформист, сформулировавший в начале 19 века первую эволюционную теорию? (Ж.Б.Ламарк)

  9. Что положил в основу своей классификации животных Ж.Б. Ламарк? И что при этом заметил? (строение нервной и кровеносной систем, заметил, что животные как бы находятся на ступенях лестницы, становясь от простых более сложными – то есть происходит градация, а значит, мир живой природы изменяется, он совершенствуется).

  10. Кто впервые, из учёных эволюционистов, обратил внимание на то, что окружающая среда влияет на изменения живых организмов? (Ж.Б. Ламарк)

  11. Почему Ж.Б.Ламарку не удалось раскрыть причины эволюции? (он допустил ряд ошибок, считая, во первых, что каждый живой организм стремиться к совершенству, и, во вторых, что в ходе упражнений или не упражнений органов организмы достигают совершенства и передают эти признаки по наследству)

  12. Автором научно-обоснованной теории эволюции живой природы является? (Ч.Дарвин)

  13. Как кругосветное путешествие Ч.Дарвина повлияло на его труды? (разнообразие растений и животных, остатки вымерших живых организмов, свои наблюдения, коллекции, составление географических карт – всё это позволило ему придти к выводу об изменяемости видов в природе, а как следствие и к эволюции видов)

  14. Основная заслуга Ч.Дарвина не в формировании самой эволюционной теории, а в том, что он раскрыл причины эволюции. Каковы же они? (причины или движущие силы эволюции).

  15. Назовите движущие силы эволюции? (борьба за существование, естественный отбор и наследственная изменчивость)


  1. Прослушайте стихотворения, и попробуйте определить тему нашего урока и её цель.

(2 минуты)

  1. На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, найдите формулировку форм борьбы за существование, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение для организмов. (5-7 минут)


Внутривидовая борьба (§13 с.82)

Межвидовая борьба (§13 с.84)

Борьба с неблагоприятными условиями среды (§13 с.85)


  1. Обсуждение – защита работ в группе (7-10 минут)

  2. Просмотр видео фрагмента и его обсуждение (3 минут)


ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.


  1. В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором. Какие вам известны формы естественного отбора? §15 + (смотрите на обороте листа)

(8 минут)


  1. Закрепление - задание на слайдах о борьбе за существование. (3 минуты)

  2. Рефлексия (1 минута)

  3. Итоги урока и Д/з § 13,15 (1 минута)

Оценочный лист учащихся

Ф.И. уч-ся

Проверка домашнего задания (оценка, баллы)

Работа по новой теме

Итог урока

Тесты

Пинг-понг















«Формы борьбы за существование»


Сравнитель-ные

признаки

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды

1.Формы проявления борьбы за существование

1 Соревнование

(конкуренция).

2 Взаимопомощь.

3 Прямая борьба.

1. Соревнование

(конкуренция).

2 Одностороннее использование одного вида другим

а) хищник-жертва;

б) паразит-хозяин.

Воздействие абиотических факторов (морозы, жара, ливни, метели, наводнение, засуха), которые могут усилить или ослабить внутривидовую и межвидовую борьбу.

2. Результаты борьбы за существование

Приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида, то есть ведет к процветанию вида в целом, способствует его совершенствованию.

Приводит к победе более жизнеспособной особи, к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений.

Средства нападения-клыки, когти, быстрое движение, подстерегающее поведение.

Средства защиты-шипы, панцири, иглы, ядовитые вещества, маскировочная окраска и др.

Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций, видов.

3. Примеры

- борьба за территорию;

- состязание за добычу;

- внутривидовой каннибализм (поедание особей своего вида);

-борьба за главенство в стае;

- борьба за обладание самкой.

- один вид вытесняет другой;

-делят территорию;

- переход на разное питание;

- паразитизм;

- хищничество.

-сезонная смена меха (у млекопитающих);

- летняя и зимняя спячка у животных;

- сезонные перелеты и кочевки у птиц;

- приспособленность животных и растений к условиям пустыни и тундры

(развита корневая система, редуцированны листья, запас воды и жира в организме, низкорослость растений тундры и др.)


3. Дизруптивный (разрывающий) отбор осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более.

Ч.Дарвин наблюдал дизруптивный отбор на океанических островах, на которых появились бескрылые насекомые и насекомые с очень длинными крыльями. Насекомые со средними крыльями ветром сносились в море и погибали. Мадагаскарские тараканы, в отличие от Американских блаберусов, совершенно не имеют крыльев, но цепкие лапки позволяют им подниматься даже по стеклянной вертикальной плоскости. Разрывающая форма отбора приводит к полиморфизму — образованию нескольких форм, отличающихся по определенному признаку (в семье термитов, пчёл, муравьёв – есть матки, рабочие особи, солдаты, самцы).



Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________

Ключ ответов: 1 с, 2 а, 3с, 4 с, 5 в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а, 10д.

____________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!