Мотивация к учебной деятельности (1 мин) | Приветствует учащихся. Учитель: - Встаньте ровно и красиво Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно И скорей начнем урок! - Добрый день, ребята, я рада видеть ваши умные и добрые лица. Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа по открытию новых знаний. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» - так сказал французский писатель Анатоль Франс. Как вы понимаете его слова? А зачем нам нужны знания, как вы думаете? Психологически настраивает учащихся на работу. Учитель: я желаю вам успешной работы и хорошего настроения! | Учащиеся встают, приветствуют учителя, настраиваются на работу. Слушают учителя, высказывают мнения (учиться нужно с удовольствием, интересом, тогда всё будет понятно и легко). | Регулятивные: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные: выражать свои мысли, строить речевые высказывания в устной форме |
2.Актуализация опорных знаний (9-10 мин.) | Задает учащимся проблемный вопрос Учитель: рассмотрите рисунок и объясните, почему кошка испугалась мышь? Предлагает учащимся вспомнить названия увеличительных приборов и выполнить задание №1 в рабочем листе. Предлагает учащимся провести проверку задания и выставить количество баллов за выполненное задание :за каждый правильный ответ – 1б., макс. – 4б. Задает учащимся проблемный вопрос: как вы думаете, какой из приборов является лишним и почему? Читает отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого и задает вопрос Учитель: у русского поэта XX века Николая Заболоцкого есть такие строки: «Сквозь волшебный прибор Левенгука На поверхности капли воды Обнаружила наша наука Удивительной жизни следы» - Как вы думаете, о каком волшебном приборе идет речь? Предлагает учащимся познакомиться с проектом «Прибор, открывающий невидимое» и выполнить задание в рабочих листах по заполнению схемы «Ученые-изобретатели»(в кружки вписать фамилии ученых, которые в разные годы изобретали микроскопы) Задает учащимся вопрос: что нового вы узнали? Предлагает высказать мнение о проекте «Прибор, открывающий невидимое» | Рассматривают рисунок и отвечают на проблемный вопрос Выполняют задание №1 в рабочих листах Один учащийся вслух называет приборы, остальные – проверяют, выставляют в рабочий лист количество баллов за задание №1 Называют лишний прибор и аргументируют свою точку зрения Слушают учителя Отвечают на вопрос учителя Слушают учителя, находят в рабочем листе схему «Ученые-изобретатели» Учащийся представляет исследовательский проект «Прибор, открывающий невидимое» Слушают одноклассника, заполняют схему в рабочем листе Отвечают на вопрос Высказывают свое мнение о проекте | Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения Регулятивные: организовывать выполнение задания Познавательные: работать с изображениями объектов Регулятивные: анализировать полученные результаты, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения Коммуникативные: выражать свои мысли Познавательные: работать с различными источниками информации, осуществлять подбор материала и создавать презентацию по теме проекта Коммуникативные: выступать перед аудиторией, строить монологическую речь Регулятивные: организовывать выполнение задания, проявлять интерес и уважение к выступающему однокласснику Коммуникативные: воспринимать информацию на слух и преобразовывать ее из одной формы (текст) в другую (схема), Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме |
3. Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения (5 мин.) | Предлагает учащимся выполнить в рабочем листе задание №2на установление соответствия между объектами Предлагает учащимся провести проверку задания и выставить количество баллов за выполненное задание в рабочий лист: за каждый правильный ответ – 1 балл, макс. – 3 балла. Задает вопрос: какое строение имеют органы растений, если рассматривать их под увеличительными приборами? (из чего состоят растения?) Предлагает учащимся выполнить в рабочем листе задание: подпишите названия частей растительной клетки (самостоятельно, без учебника) Организует беседу, в ходе которой фиксируются затруднения учащихся, выявляется причина затруднения, строится проект выхода из затруднения Учитель: поднимите руки, кто смог выполнить задание и подписал все части растительной клетки. Кто смог подписать какие-нибудь части клетки? Учитель: итак, вы, постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли затруднения. Как вы думаете, почему вы не смогли справиться с заданием? Учитель: отлично, вы сами выяснили, что не знаете. Сформулируйте проблемный вопрос нашего урока Учитель: какова тема нашего сегодняшнего урока? Учитель: запишите тему урока в рабочий лист Учитель: исходя из темы и проблемы, поставьте перед собой цели вашей дальнейшей деятельности и запишите их в рабочий лист. Учитель: предложите план, по которому будем достигать поставленных целей? Учитель записывает на доске план работы: 1.Узнаем, из каких структур состоит клетка 2.Исследовать особенности строения и функции клеточных структур 3.Научимся распознавать клеточные структуры на рисунках и таблицах. Учитель: что поможет вам реализовать план и достичь поставленных целей? | Выполняют задание в рабочих листах и один учащийся на интерактивной доске Слушают ответ одноклассника у доски, проводят самопроверку, выставляют в рабочий лист количество баллов Отвечают на вопрос Учащиеся приступают к выполнению задания, но не могут с ним справиться Участвуют в беседе Ответы учащихся: - мы не знаем, из каких частей состоит растительная клетка Проблемный вопрос: что такое клетка и каково ее строение? - «Клетка и ее строение» Записывают в рабочий лист тему урока Формулируют цели работы и записывают их в рабочий лист Предлагают план по достижению поставленных целей Отвечают на вопрос | Регулятивные: организовывать выполнение задания Познавательные: работать с изображениями объектов и устанавливать соответствие между объектами Регулятивные: анализировать полученные результаты, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме Регулятивные: организовывать выполнение задания Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: формулировать проблемный вопрос определяют тему урока, ставить цели деятельности на урок, планировать свою деятельность по достижению поставленных целей |
4.Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (17-20 мин.) | Проводит физминутку Предлагает учащимся приступить к реализации построенного проекта и узнать, из каких структур состоит клетка Учитель: цели поставлены, план построен, давайте будем следовать данному плану. Узнаем, из каких структур состоит растительная клетка. Организует работу с иллюстрациями учебника Задание 1: откройте учебник на стр.35. Рассмотрите рис. 19, прочитайте и назовите части клетки кожицы чешуи лука. учитель прикрепляет на доске названия клеточных структур кожицы чешуи лука Задание 2: рассмотрите рис. 20 и назовите части клетки листа растения. учитель прикрепляет на доске названия недостающих клеточных структур (хлоропласты) Предлагает учащимся сравнить клетки кожицы чешуи лука и листа растений Учитель: сравните клетки между собой. В чем состоит сходство клеток кожицы чешуи лука и листа растения? Учитель: чем клетки отличается друг от друга? Учитель: ребята, какой вывод можно сделать? Предлагает учащимся приступить к реализации второго пункта плана и исследовать особенности строения и функции клеточных структур, работая с электронным приложением к учебнику в интерактивном режиме. Учитель: откройте ноутбуки, вы видите изображение растительной клетки с подписями. Наведите курсор на любое название и нажмите, вы увидите информацию, которую надо прочитать и постараться запомнить. Консультирует учащихся, оказывает им помощь в выполнении задания Учитель: итак, какой вывод вы можете сделать о строении клетки? Предлагает выполнить практическую работу по моделированию растительных клеток с целью научиться распознавать их части. . Консультирует учащихся, оказывает им помощь в выполнении задания Предлагает учащимся рассказать о строении растительной клетки и показать ее части на созданных моделях Задает вопросы: - как вы понимаете высказывание «Клетки – кирпичики жизни»? - что такое клетка? | Выполняют упражнения Слушают учителя Открывают учебник, рассматривают рисунок, читают подписи и один учащийся называет части клетки кожицы чешуи лука Рассматривают рисунок, читают подписи и один учащийся называет части клетки листа растения Отвечают на вопросы: - клетки имеют оболочку с порами, цитоплазму, ядро с ядрышком, вакуоли. - клетки листа отличаются от клеток кожицы чешуи лука размером, формой, окраской и наличием хлоропластов Формулируют вывод Слушают учителя Открывают ноутбуки, выполняют действия, которые предлагает учитель Самостоятельно исследуют особенности строения и функции клеточных структур Формулируют вывод Слушают учителя Выполняют практическую работу: из цветной бумаги создают модели растительных клеток и по завершению работы размещают их на доске. Представители от 2-3 групп рассказывают о строении клеток и показывают их части Отвечают на вопрос: - все живые организмы состоят из клеток - клетка – единица жизни | Регулятивные: действовать согласно составленному плану, сверять свои действия с целью Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи в иллюстрациях учебника Познавательные: проводить сравнение, выявлять сходство и различие между объектами, на основе сравнения делать вывод Регулятивные: действовать согласно составленному плану, сверять свои действия с целью Регулятивные: подготавливать рабочее место и организовывать свою деятельность по выполнению задания Познавательные: самостоятельно проводить исследование в интерактивном режиме и на основе анализа полученных результатов делать выводы Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в малых группах, проявлять доброжелательное отношение к партнеру Регулятивные: действовать согласно составленному плану, сверять свои действия с целью, подготавливать рабочее место и организовывать свою деятельность по выполнению задания Коммуникативные: работать в составе творческих группах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками Познавательные: создавать модели растительных клеток Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, высказывать свою точку зрения |
5.Самостоятельная работа с взаимопроверкой (7-8 мин.) | Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу. Предлагает провести взаимопроверку по ключу и взаимооценку. Взаимопроверка: ключ 1 – 1) оболочка 2) мембрана 3) цитоплазма 4) ядро 5) вакуоль ключ 2 – 1) цитоплазма 2) оболочка 3) хлоропласт 4) вакуоль5) ядро6) мембрана Взаимооценка: - задание №5: за каждый правильный ответ – 1 балл, макс. – 5 баллов. - задание №6: за каждый правильный ответ – 1 балл, макс. – 6 баллов. | Выполняют самостоятельную работу 5 минут Проводят само- и взаимопроверку по ключу, выставляют количество баллов за выполненные задания в рабочий лист | Регулятивные: организовывать выполнение задания, осуществлять само- и взаимопроверку, развивать навыки само- и взаимооценки |
6.Рефлексивно-оценочный этап урока (5 мин.) | Предлагает подсчитать общее количество баллов и поставить себе отметку за урок согласно критериям. Критерии отметок: 16-18 баллов – «5» 13-15 баллов – «4» 10-12баллов – «3» Учитель: поднимите руки, кто сегодня на уроке получил «5» и «4».Молодцы! Предлагает прочитать в рабочих листах цели, которые каждый из них поставил на урок и просит поднять руки тем, кто считает, что добился поставленной цели Хвалит учащихся: молодцы! Предлагает провести рефлексию Учитель: если вы согласны с высказыванием, то поднимаете зеленую карточку, если есть сомнения – красную. 1.Я знаю названия частей растительной клетки. 2.Я могу распознать части клетки на рисунках и таблицах. 3.Я сам открыл новое знание сегодня на уроке. 4. Я работал на уроке в полную силу своих возможностей. 5.Я доволен своей работой на уроке. Учитель: сегодня на уроке мы отлично с вами потрудились! Давайте похлопаем друг другу! Предлагает учащимся записать в дневники домашнее задание Обязательное задание: 1).учить п.7 (стр.34-36), повторить п.6 (устройство лупы и микроскопа, порядок работы с микроскопом) Творческие задания: 1).вылепить на картоне из пластилина, глины, гипса или соленого теста клетку с ее органоидами. 2).сочинить стихотворение или сказку о строении клетки Благодарит за урок: всем спасибо! Урок окончен! Свое мнение об уроке вы можете выразить, прикрепив к дереву листок соответствующего цвета. | Подсчитывают общее количество баллов за урок и выставляют отметку за урок Поднимают руки Читают в рабочих листах цели и поднимают руки Участвуют в рефлексии, используя сигнальные карточки Записывают в дневники домашнее задание Прикрепляют к дереву листок | Регулятивные: развивать навыки самооценки, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке |