СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7-м классе по теме "Тип членистоногие. Общие признаки строения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок на изучение типа членистоногие с составление таблицы по классам выявляя их признаки и с закреплением изученного материала

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7-м классе по теме "Тип членистоногие. Общие признаки строения"»

бюджетное общеобразовательное учреждение

Вашкинский муниципальный район

«Андреевская основная школа»



















Урок биологии в 7-м классе по теме "Тип членистоногие. Общие признаки строения"








Составитель/Разработчик

программы Грушина О.А.

учитель первой квалификационной категории

Педагогический стаж 7 года







2016 г.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными классами типа членистоногих и их типичными представителями;

  • выявить общие признаки строения членистоногих.

  • формировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор;

  • СD-диск «Электронный атлас для школьника», учебное пособие Зоология 7-8 классы;

  • динамическое пособие «Модель-аппликация: разнообразие беспозвоночных. Тип членистоногие».

  • магнитная доска;

  • таблицы с изображением представителей ракообразных, паукообразных, насекомых.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Ребята давайте попробуем назвать тему нашего урока

Задание на определение типа животных.

По первым буквам живых организмов, изображенных на картинках, определите тип животных, которых мы должны изучить.

(Тип членистоногие).

1. Какие царства живых организмов изображены на картинках?

(царства грибов, царства растений, царства животных).

2. Какие царства отсутствуют на картинках?

(царство бактерий).

Определите систематическое положение данного типа животных:

  • царство Животные;

  • подцарство Многоклеточные;

  • тип Членистоногие;

  • класс Ракообразные; класс Паукообразные; класс Насекомые.

Учитель: Тип членистоногих животных очень многообразен. Около 1 миллиона видов населяет все среды обитания.

Это самый богатый видами и процветающий тип животных.

Членистоногие рекордсмены по многим параметрам:
- овладение всеми средами жизни – водная, воздушная, наземная, почвенная, некоторые ведут паразитический образ жизни;
- многочисленность -1,5 миллиона видов (2/3 от общего числа видов на Земле);
Их великое множество на Земле! Число отдельных особей даже приблизительно невозможно подсчитать, но несомненно, что такие подсчеты дали бы астрономические цифры
- распространенность во всех географических поясах и областях;
Они заселили все, даже едва ли пригодные для жизни уголки Земли. Во всех широтах – от Арктики до Антарктиды, в морях – от глубины до поверхности, в пресных водах и в горячих источниках, в пустынях и пещерах, в почве и воздухе – везде находят членистоногих.
Презентация

Проблемный вопрос. Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Рассмотрим многообразие типа членистоногих, используя презентацию.

(комментарий учителя)

Работаем по группам.

Особенности строения членистоногих

Ракообразные (п 24)

Паукообразные (п 25)

Насекомые (п 26)

головогрудь, брюшко

одна пара усиков и много конечностей

головогрудь, брюшко

отсутствуют усики и наличие четырёх пар конечностей

голова, грудь, брюшко

одна пара усиков, три пары конечностей и во взрослом состоянии крылья

Дыхание

выросты кожи - жабры

лёгкие-, трахеи

трахеи

диффузно

Кровеносная система

незамкнутая,

сердце трубчатое, состоит из нескольких камер

Выделительная система

зелёные железы

( у основания усиков)

почки и выделительные трубочки

выделительные трубочки, мальпигиевые сосуды

Пищеварительная система

перед. отдел рот → глотка → пищевод → желудок → кишечник → анальное отверстие (+ печень)

Нервная система

укрупнение надглоточного и подглоточного узлов,

брюшная нервная цепочка + органы чувств: зрение, обоняние, осязание

Половая система

раздельнополые

Яйцо  личинка  взрослая особь

Яйцо  личинка  куколка  взрослая особь

Физкультминутка «Угадай рак или паук».

Руки вверх - рак, руки в стороны - паук, наклон вперед – рак и паук.

  1. 10 ног (рак) - руки вверх

  2. 8 ног (паук) - руки в стороны

  3. Дышим легкими (паук) - руки вверх

  4. Дышим жабрами (рак) - руки в стороны

  5. Хитиновый покров (рак, паук) - наклон вперед

  6. Глаза простые (паук)- руки в стороны

  7. Глаза сложные (рак) - руки вверх

  8. Отделы тела головогрудь и брюшко (рак, паук) - наклон вперед


Проблемный вопрос.

Какие признаки внешнего строения позволяют объединить ракообразных, паукообразных и насекомых в тип членистоногие?

  1. Передвигаются с помощью конечностей.

  2. Членистоногие имеют членистые конечности, которые могут сгибаться.

  3. Тело подразделяется на отделы : головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко.

  4. Тело состоит из сегментов, правда при наружном осмотре сегменты не просматриваются у пауков и клещей, но наиболее отчётливо выражены у насекомых, мокриц, многоножек. (Сходство с кольчатыми червями).

  1. Тело покрыто плотной оболочкой (кутикулой), основой которой является органическое вещество – хитин.

Расскажите о значении кутикулы.

  • защита от повреждений;

  • защита от высыхания (потери влаги);

  • наружный скелет, к которому прикреплены мышцы изнутри.

Комментарий учителя. Покров очень прочный, плохо растяжим. Это мешает росту членистоногих, поэтому они время от времени линяют.

Рост прерывистый, сначала мягкая кутикула, позволяющая расти, потом постепенно твердеет до новой линьки.

Последний вопрос, который необходимо выяснить.

Происхождение членистоногих.

Сегментированное тело членистоногих, строение кровеносной  и нервной системы указывает на родство с типом кольчатые черви. Однако, членистоногие выше по организации.

В процессе эволюции (исторического развития) у них определились отделы тела, расчленились конечности, появился хитиновый покров, усложнились системы органов дыхания, нервной, органов чувств.

Эти признаки способствовали их процветанию на Земле.


Закрепление

Тест (Работа с сигнальными карточками).

1Рак дышит жабрами? (Да)

2Тело рака состоит из двух отделов? (Да)

3Раки растительноядные? (Нет)

4Рак всегда передвигается пятясь назад? (Нет)

5Для рака характерна регенерация клешней? (Да)

6Кровеносная система рака не замкнутая? (Да)

7Раки являются санитарами водоема? (Да)

8 Кровь у рака красная? (Нет)

Тест по компьютеру(Для сильных учеников)

Работа у доски.

Назовите, где спрятались раки?

1Р_ _ А_ К_(этот рак из хлопка сшит)

2РАК_ _ _(этот рак на луну спешит)

Портретная галерея (лишние представители)

Загадки

1. В древнегреческой мифологии - это мощный и злой великан с одним глазом во лбу. В биологии - ракообразное животное. (Циклоп)

2. Каким словом одинаково названы наземное ракообразное, живущее в сырых местах и сорное огородное растение с мелкими листьями и мелкими цветочками? (Мокрица)

Оценки.

Домашнее задание параграф 24. Составьте цепь питания, в состав которой входят мелкие ракообразные и кроссворд.









Алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке (7класс).

Задание №1.   Ответьте на вопросы.

  • По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?

  • Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых  червей?

  • Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей? Её функции.

  • Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?

  • Каково происхождение кольчатых червей?

Задание №2

   По первым буквам живых организмов определите тип животных, которых мы должны изучить.

Задание №3

Определите систематическое положение данного типа животных:

Проблемный вопрос. Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Задание №4

Работаем по группам.

Рассмотрите многообразие животных типа членистоногих. Определите особенности строения членистоногих.

Особенности строения членистоногих

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Внешнее строение

Внешнее строение

Внешнее строение

 

Дыхание

 

 

 

 

Кровеносная система

Выделительная система

 

 

 

 

Пищеварительная система

Нервная система

Половая система

 

Задание №4.  Ответьте на вопрос.

Что же общего во внешнем строении у животных класса ракообразных, класса паукообразных и класса насекомых,  относящихся к одному типу членистоногих?

Запишите в тетрадь.


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!