СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Механические и проводящие ткани растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Механические и проводящие ткани растений"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым







КОНСПЕКТ УРОКА

ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ

КЛАСС: 5


ТЕМА: «Механические и проводящие ткани растений»







Учитель: Хатипова Ленара Эскендеровна












С.Холмовка, 2021 год



Урок биологии Класс 5 № урока: 26 Дата проведения: 05.04.2021

Тема урока: Механические и проводящие ткани растений

Цели урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма; изучить строение механических и проводящих тканей растений

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к изучению окружающей среды; обращать внимание на процессы происходящие в природе, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.


Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные ткани растений.

2. Формировать умение объяснять особенности строения тканей, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: ткань, склеренхима, колленхима, склереиды. проводящие ткани, ксилема, флоэма, сосуды, ситовидные трубки.


Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Биология Живой организм 5-6», автор Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова, Москва « Просвящение» 2012.; тетрадь; презентация.



Ход урока

  1. Организационный момент……………………………………………………………….2 мин

Приветствие, проверка готовности учащихся к работе, психологический настрой на работу, проверка присутствующих и отсутствующих на уроке.
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться» (Слайд)

II. Актуализация опорных знаний……………………………………………………………..7 мин

Сегодня мы с вами продолжаем свое путешествие по большой теме «Ткани»

Ребята, с какими тканями растительного организма мы с вами уже познакомились?

(с покровными, основными и образовательными)

Скажите, что представляет собой покровная ткань, и какие функции она выполняет?

Покровная ткань это ткань, расположенная снаружи органа растения. Ее функция заключается в предохранении растений от высыхания, действия низких и высоких температур, механических повреждений и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Скажите, что представляет собой образовательная ткань, и какие функции она выполняет?

Образовательные ткани - это ткани растений, состоящие из клеток, которые длительное время сохраняют способность к делению. Благодаря многократному делению этих клеток происходит рост растений в течение всей их жизни. Второе важное свойство клеток этой ткани заключается в том, что они дают начало специализированным клеткам, образующим постоянные ткани – покровные, основные, проводящие, механические, выделительные.

А какие ткани называют основными?

Основные ткани составляют большую часть тела растений по массе и объёму. Благодаря форме клеток они называются также паренхимными. В зависимости от выполняемых функций паренхимные ткани подразделяются на основные, ассимиляционные, запасающие, водозапасающие и воздухоносные.

Ребята, сегодня мы свами познакомимся еще с двумя видами тканей растений. Попробуйте сами догадаться, о каких тканях пойдет речь?

Эти ткани придают растению прочность и выполняют функцию «скелета» (учащиеся размышляют и сами называют ткань) Механические

А эти ткани помогают доставлять минеральные и органические вещества ко всем частям растений, они представлены сосудами и трубками? (учащиеся размышляют и сами называют ткань) Проводящие

Молодцы! Итак, тема нашего урока: Механические и проводящие ткани растений. Учащиеся записывают тему в тетрадь.

III. Изучение нового материала……………………………………………...………………….20 мин

Рассказ учителя. Откройте учебник на стр 60. Рассмотрим строение механических тканей на рисунках 3.8 и 3.10. Обратите внимание, что рисунки отличаются друг от друга. Чем? Учащиеся отвечают

Механические ткани — опорные ткани растения, обеспечивающие его прочность. Основная функция - опорная или арматурная. Растение можно сравнить с железобетонной конструкцией, где механические ткани подобно металлической арматуре образуют удивительно прочную структуру растительного организма

Различают два вида механических тканей:

  1. Колленхиму,

  2. Склеренхиму, в которой выделяют лубяные волокна,

Учащиеся совместно с учителем заполняют схему

Механические ткани

Колленхима (от греч. kolla — клей и enchyma, букв— ткань).

Состоит из более или менее вытянутых клеток (до 1—2 мм). Клетки живые. Их оболочки неравномерно утолщены, то есть одни участки остаются тонкими, когда как другие значительно утолщены. Утолщены оболочки за счет содержания целлюлозы.

По типу утолщений выделяют три группы колленхимы: уголковую, пластинчатую и рыхлую.

Особенно важную роль она играет в молодых растениях. Оставаясь живыми, клетки ее способны расти и растягиваться, так что они не мешают расти другим клеткам, которые находятся рядом с ними.

Склеренхима  (от греч. skleros — твёрдый и enchyma — ткань) — основная механическая ткань растений. Ее клетки мертвые, с очень толстыми одревесневшими оболочками, пропитанными лигнином. Длина их колеблется от 1-2 до 400 мм, а диаметр составляет сотые доли миллиметра. Это очень прочная ткань. По прочности она приближается к стали, но уступает ей по упругости и пластичности. По растению волокна проходят не поодиночке, а пучками, в которых отдельные клетки заканчиваются на разном уровне, перекрывая друг друга, что еще больше повышает прочность ткани.



Физкультминутка!

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять

Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке? Проводящие

Рассказ учителя. Во всех частях растения находятся проводящие ткани.

Проводящие ткани — растительные ткани организма, служащие для транспорта воды, минеральных и органических веществ. Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ.

Давайте вместе попробуем определить функции проводящих тканей:

Транспортная.

1) передвижение воды и минеральных веществ, поглощенных корнями из почвы, а также органических веществ, образуемых в корнях, в стебель, листья, репродуктивные органы;

2) передвижение продуктов фотосинтеза из зелёных частей растения в места их использования и запасания: в корни, стебли, плоды и семена;

3) передвижение фитогормонов по растению, что создает определённый их баланс, который определяет темпы роста и развития вегетативных и репродуктивных органов растений;

6) проводящие ткани образуют непрерывную разветвленную систему, связывающую органы растений в единое целое;

Учащиеся вместе с учителем зарисовывают и разбирают схему:

По ксилеме от корня к надземным частям растения передвигается вода с растворенными в ней минеральными веществами, которую растение поглощает из почвы, а также органические вещества, образующиеся в самом корне.

По флоэме от фотосинтезирующих органов в корень и другие органы поступают органические вещества, преимущественно углеводы.

Водопроводящие элементы ксилемы представлены трахеидами и трахеями, или сосудами. Трахеиды приспособлены к выполнению двух функций: проведения воды и механического укрепления органа.Более совершенным типом водопроводящих элементов являются длинные трубочки - трахеи, или сосуды.

Сосуды – характерные проводящие элементы ксилемы. Они представляют собой очень длинные трубки, образовавшиеся в результате слияния ряда клеток, соединяющихся «конец в конец. Длина сосудов достигает нескольких метров, а у лиан и некоторых древесных пород - нескольких десятков метров.

Ситовидные трубки – проводники органических веществ. В отличие от сосудов это живые клетки несколько удлиненной формы, расположенные в коре и служащие для проведения по всему растению веществ, вырабатываемых листьями. Оболочки их остаются всегда целлюлозными. Ситовидная трубка возникает, так же как и сосуды, из вертикального ряда удлинившихся клеток, поперечные перегородки которых не исчезают, а продырявливаются в виде сита или решета. Через отверстия ситовидных пластинок протоплазма двух клеток соединяется в единое целое. 

IV. Закрепление……………………………………………………………………………………10 мин

Тестовое задание (задание на слайде).

1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения:

а) покровная б) проводящая в) механическая

2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит:

а) по древесине  б) по лубу

3. Передвижение органических веществ в  растении происходит:

а) по древесине  б) по лубу

4. Стеблю растения придают прочность:

а) ситовидные трубки проводящей ткани 

б) волокна механической ткани
в) сосуды проводящей ткани

5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни:

а) льна б) джута в) крапивы г) ромашки

Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б.

- Взаимопроверка!

- Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания.

- Проверили?  Выставите оценку, исходя из следующих параметров:

«5» – все правильно (100%) 
«3» – 3 ошибки (50 – 30%)
«2» – 4 и более ошибок (менее 20%)

V. Домашнее задание (дифференцированное)……………………………………………………2 мин

- § 22 стр. 60 – 61;
- § 22, ответить на вопросы стр. 61устно, выучить термины;
- *подготовить сообщение по теме «Использование пальм»

VI. Рефлексия………………………………………………………………………………………2 мин

Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

До урока:

  • Не знал…

  • Не понимал…

  • Не мог представить…

  • Не мог выразить…

  • Не мог выполнить…

Сейчас:

  • Выяснил…

  • Выучил…

  • Познакомился…

  • Запомнил

VII. Итог урока. Выставление оценок…………………………………………………..……….2 мин

Ребята, спасибо за урок! Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!