СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии по теме "Решение задач по темам «Моногибридное скрещивание» и «Дигибридное скрещивание»"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

- повторить основные генетические понятия;

- закрепить знания и умения необходимые для решения генетических задач;

- отработать приемы применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме "Решение задач по темам «Моногибридное скрещивание» и «Дигибридное скрещивание»"»

Решение задач по темам «Моногибридное скрещивание»

и «Дигибридное скрещивание»

Цель урока:

  • повторить генетические понятия, закрепить знания и умения решать генетические задачи; отработать приемы применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.

Задачи урока:

  • Продолжить работу по формированию умений и навыков решения генетических задач.

  • Развивать творческую активность в работе с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему.

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.

  • Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Тип урока: урок - практикум

Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.


Ход урока

  1. Организационный момент.

(слайд 1)

Перед вами очень интересный организм – бабочка – репейница.

Некоторые виды бабочек совершают дальние перелёты в целях выживания и продолжения рода

  • Как вы думаете, что позволяет этим бабочкам совершать такие дальние перелеты (Они преодолевают минимум 4200 км за один такой перелёт без остановок)? (Ответ: преодолевать большие расстояния им позволяют прочный и лёгкий экзоскелет, уникальное строение мускулатуры крыльев и механизм их работы.  Также возможность преодолеть трудный путь над морями и горами им обеспечивает жировой запас, который успевает накопить прожорливая гусеница).

  • Например, бабочки-репейницы (Vanessa cardui) используют попутные ветры и сочетают активный полёт с «автопилотом» для совершения перелётов через огромные расстояния между континентами.  

  • Ещё одна возможная причина миграций носит экологический характер и важна с точки зрения сохранения вида. Назовите ее. (Ответ: стремление сохранить свой вид.  Некоторые бабочки откладывают очень большое количество яиц, и их прожорливые гусеницы, вышедшие из яиц, могут сожрать все кормовые растения.  Улетая «зимовать» на юг, они предупреждают «перенаселение» и тем самым спасают свой вид от вымирания). 

Мы с вами, конечно же, не бабочки – репейницы. Но цели в жизни имеем. В том числе и на сегодняшнем уроке. Принимая во внимание, что в пятницу на уроке мы пишем практическую работу по темам “Моногибридное скрещивание” и “Дигибридное скрещивание”, попробуйте определить и сформулировать цель нашего урока.

(слайд 2)

А цель нашего урока такова: мы с вами вспомним генетические понятия и теоретические аспекты законов Менделя, повторим правила решения задач и отработаем приемы применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.

  1. Актуализация знаний и умений (слайд 3)

Основные символы генетики. С целью повторения генетической символики к доске приглашается учащийся, а остальные учащиеся задают ему вопросы. Например, запиши как обозначаются родительские организмы? Как мы можем обозначить рецессивную дигомозиготу? И т.д.

♀ - женская особь

А, В … - доминантный аллель

♂ - мужская особь

а, в …. – рецессивный аллель

Р - родители

Аа, Вв - гетерозигота

Х -скрещивание

АА,аа – гомозигота (домин, рецессив)

G - гаметы

ААВВ, аавв – дигомозигота (домин, рецессив)

F – потомки от скрещивания

АаВв - дигетерозигота

Дополнительные вопросы:

- В чем разница в наборе генов у зиготы и гаметы? (у зиготы – диплоидный набор хромосом, у гаметы – гаплоидный набор)

- Каковы генотипы гомозиготных родителей при моногибридном скрещивании? (например, BB и bb)

- Каковы генотипы дигетерозиготных родителей при дигибридном скрещивании? (АаВв и АаВв)

Генетический диктант (медиаазбука). (слайды 4-13 )

Цель: повторение основных генетических понятий и терминологии.

Как называется скрещивание особи, имеющей доминантный фенотип, с гомозиготной рецессивной особью, для выявления генотипа анализируемой особи?

А

анализирующее скрещивание

Фамилия ученого, который сформулировал гипотезу чистоты гамет и в 1909 году ввел понятие ген

Б

Бетсон

Организмы, которые в одинаковых (гомологичных) хромосомах несут различные (альтернативные) аллели одного и того же гена, образуют разные типы гамет.

Г

гетерозигота

Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании между собой представителей чистых линий

Д

доминантный признак

При скрещивании двух особей чистых линий одного вида, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, гибриды первого поколения по доминантному признаку будут ….второе название первого закона Менделя

Е

Единообразия гибридов первого поколения

Оплодотворённая яйцеклетка

З

зигота

20 июля 1822 года, день рождения — человека, открывшего законы наследования. Это произошло в маленьком городке Хейнцендорф (Австрийская империя) и при крещении он получил имя …

И

Иоганн

совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом) характерных для того или иного вида. Постоянство этого у каждого вида поддерживается закономерностями митоза и мейоза. Изменение его может происходить вследствие хромосомных и геномных мутаций.

К

кариотип

местоположение определенного гена (его аллелей) на генетической или цитологической карте хромосомы

Л

локус

скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых альтернативных признаков

М

моногибридное


  1. Литературная страничка (слайд 14 )


4.Обобщение и систематизация материала (работа в группах). (слайд 15)

Учащиеся получают распечатанные карточки с генетическими задачами. Они решают их в группах и на доске. Группа, которая раньше остальных справилась с заданием получает приз. Для решения задач к доске выходит один представитель группы и записывает решение. Только после этого эстафетная палочка передается дальше, и команда приступает к решению следующей задачи.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема, сформулируйте данный закон:

P: Aa х Aa

F1: AA, Aa, Aa, aa


Ответ: II з-н Менделя, закон расщепления. При скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по альтернативным признакам в соотношении: 3 части особей с доминантным признаком к 1 части особей с рецессивным признаком.

Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема, сформулируйте данный закон:

P: AА х аa

F1: Aa


Ответ: I з-н Менделя, закон единообразия гибридов первого поколения. При скрещивании особей чистых линий, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, гибриды первого поколения будут единообразными по доминантному признаку.

Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема, сформулируйте данный закон:

P: AаВв х АаВв

F1: 9 A_В_, 3 A_вв, 3 ааВ_, 1 aaвв

Ответ: III з-н Менделя, закон независимого наследования признаков. При скрещивании особей, различающихся по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

У особи с генотипом Aabb образуются гаметы…

Ответ: Ab, ab

У особи с генотипом AАbb образуются гаметы…

Ответ: Ab

У особи с генотипом AаВb образуются гаметы…

Ответ: Ab, ab, AВ, аВ

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Сколько разных генотипов и фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары (назовите их) ?

P: Aa х аa

G: А а а

F1: 50% Aa (дл.ресн), 50% aa (к.ресн)

У человека шестипалость определяется доминантным геном, а пятипалость  - рецессивным. Какова вероятность (в %) рождения пятипалых детей, если оба родителя шестипалые гетерозиготы?

P: Aa х Aa

G: А а А а

F1: 25% АА (шест), 50% 2Aa (шест), 25% aa (пятипалые)



Ген карих глаз у человека доминирует. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Каковы генотипы родителей?


P: Aa х аа

G: А а а

F1: 50% Aa (карие), 50% aa (голуб)

Учитывая, что в оплодотворении участвуют мужские и женские гаметы, содержащие только по одному аллельному гену (Правило чистоты гамет), голубоглазый сын (обладатель рецессивного признака) получил по одному гену от каждого из родителей. В этом случае, однозначно, его кареглазый отец гетерозиготен, а мама – рецессивная гомозигота.

У Ивана и Марии четверо детей. Все они имеют разные группы крови: I, II, III и IV. Определите группы крови и генотипы родителей.





I0I0 – I группа крови;

IAIA, IAI0– II группа крови;

IВIВ, IBI0 – III группа крови;

IAIB – IV группа крови.

P: IAI0 х IBI0

II III

G: IA I0 IB I0

F1: IAIB IAI0 IBI0 I0I0

IV II III I


Определите возможные группы крови и генотипы детей в семье, где оба родителя имеют третью группу крови. У бабушки по маминой линии и дедушки по папиной линии была первая группа крови.


I0I0 – I группа крови;

IAIA, IAI0– II группа крови;

IВIВ, IBI0 – III группа крови;

IAIB – IV группа крови.

P: IВI0 х IBI0

III III

G: IВ I0 IB I0

F1: IВIB IВI0 IBI0 I0I0

III III III I


Определите возможные группы крови и генотипы детей в семье, где оба родителя имеют четвертую группу крови.






I0I0 – I группа крови;

IAIA, IAI0– II группа крови;

IВIВ, IBI0 – III группа крови;

IAIB – IV группа крови.

P: IAIВ х IАIВ

IV IV

G: IA IB IA IB

F1: IAIA IAIB IAIB IBIB

II IV IV III

Окраска цветков ночной красавицы наследуется по типу неполного доминирования (красные цветки доминируют над белыми, у гетерозигот цветки розовые), а высокий стебель полностью доминирует над карликовым. Скрещивают дигетерозиготное растение и растение с красными цветками и карликовым стеблем. Сколько процентов растений первого поколения унаследуют высокий стебель и розовые цветки?

А-красн.

а – белые

Аа – розовые

В – высокий стебель

в – низкий стебель

P: AaВв х ААвв

G: АВ Ав аВ ав Ав

F1:ААВв ААвв АаВв (25%) Аавв


Ответ: ¼ или 25%

Окраска цветков ночной красавицы наследуется по типу неполного доминирования (красные цветки доминируют над белыми, у гетерозигот цветки розовые), а высокий стебель полностью доминирует над карликовым. Скрещивают дигетерозиготное растение и растение с розовыми цветками и карликовым стеблем. Сколько процентов растений первого поколения унаследуют: карликовый стебель и розовые цветки.


А-красн.

а – белые

Аа – розовые

В – высокий стебель

в – низкий стебель

P: AaВв х Аавв

G: АВ Ав аВ ав Ав ав

F1: ААВв ААвв АаВв

Аавв

АаВв Аавв ааВв

Аавв

Ответ: 2/8 или ¼ (25%)

Окраска цветков ночной красавицы наследуется по типу неполного доминирования (красные цветки доминируют над белыми, у гетерозигот цветки розовые), а высокий стебель полностью доминирует над карликовым. Скрещивают дигетерозиготное растение и растение с белыми цветками и карликовым стеблем. Сколько процентов растений первого поколения унаследуют: высокий стебель и белые цветки.


А-красн.

а – белые

Аа – розовые

В – высокий стебель

в – низкий стебель

P: AaВв х аавв

G: АВ Ав аВ ав ав

F1: АаВв Аавв ааВв аавв

Ответ: ¼ (25%)


5.Самостоятельная работа. (слайд 16 )

1. У человека брахидактилия - доминантный признак, а альбинизм- рецессивный. Какова вероятность рождения здорового ребенка у гетерозиготных по обоим признакам родителей?(Брахидактилия (brachydactylia; брахи- + греч. daktylos — палец;, синоним: короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев.) Альбинизм – врожденное отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной и пигментной.



Решение:

Гены

Признаки

А

брахидактилия

а

Нормальные пальцы

В

Нормальная пигментация

в

Альбинизм

Решение:

Р ♀ АаВв × ♂ АаВв

Бр.д. Бр.д.

Норм.пигм. Норм. пигм.


G: АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав

F1

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

ААВв

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

АаВВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

АаВв

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

Ав

ААВв

Брахидактилия,

Нормальная пигментация


ААвв

Брахидактилия;

альбинизм

АаВв

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

Аавв

Брахидактилия;

альбинизм

аВ

АаВВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация


АаВв

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

ааВВ

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

ааВв

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

ав

АаВв

Брахидактилия,

Нормальная пигментация


Аавв

Брахидактилия;

альбинизм

ааВв

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

аавв

нормальные пальцы;

альбинизм

Ответ: Вероятность рождения здорового ребенка = 3/16 × 100%= 300: 16= 18,75 %


2.В родильном доме перепутали двух девочек. Родители Сидоровы имеют 1 и 2 группу крови, родители Петровы – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто чья дочь.

I0– I группа крови;

IA– II группа крови;

IВ – III группа крови;

IAIB – IV группа крови.

P: IОI0 х IАI0 (Сидоровы)

I II

G: I0 IA I0

F1: IAI0 I0I0

II I


P: IАI0 х IАIВ (Петровы)

I IV

G: IA I0 IA IB

F1: IAIA IAIB IAIO IBIO

II IV II III


Ответ: В семье Петровых не может быть ребенка с первой группой крови, поэтому девочка со второй группой родилась именно в этой семье. А ребенок с первой группой крови – в семье Сидоровых.


6.Рефлексия. (слайд 17 )

Сегодня на уроке мы закрепили генетические понятия и теоретические знания законов Менделя. Каждый из Вас показал свои знания и умения решать генетические задачи. Надеюсь, что приобретенные знания вам пригодятся в жизни. Поставленную цель в начале урока мы выполнили.

Выходя из кабинета, ребята выбирают метафорические карточки «Тараканы в голове», отражающие их настроение и складывают в коробочку.

7.Домашнее задание (слайд 18)

1.У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

2.У человека вьющиеся и темные волосы являются доминантными признаками. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился светловолосый ребенок c прямыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей? Запишите схему скрещивания.


















Алгоритм решения генетических задач

  1. Внимательно прочтите задачу.

  2. Сделайте краткую запись условия задачи. Введите условные обозначения признаков. Доминантный ген обозначают заглавной буквой, а рецессивный ген – прописной.

  3. Выясните, какое скрещивание в данном случае имеет место (моно-, ди- или

полигибридное);

  1. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

  2. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

  3. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

  4. Проанализируйте результаты скрещивания и сделайте вывод о вероятности запрошенного события в % или долях от единицы.

  5. Запишите ответ на вопрос задачи.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

13.03.2025 23:41
Евтушенко Антонина Геннадьевна @biochim
@twerdohlebovav Дорогая Валентина Григорьевна, у каждого человека на этой земле свой путь. Вы большой молодец, что даете своему сыну делать самостоятельный выбор. Хотя нам, педагогам, свойственно указывать, как должно поступать...прежде всего наши близкие страдают от этого. Сама борюсь с этой чертой. У меня тоже сын, очень хотел в свое время стать учителем иностранного языка,долго колебался. А потом передумал, пошел учиться на маркетолога. Сейчас глядя на его успехи очень радуюсь, что не вмешалась тогда со своими советами. Позволила сделать собственный выбор в жизни.
13.03.2025 23:34
Евтушенко Антонина Геннадьевна @biochim
@twerdohlebovav Биология очень интересная и увлекательная наука. Она о жизни, о том, что нас окружает на каждом шагу. Она очень нужна всем без исключения и поэтому я всегда на уроках детям говорю о том, что даже если сейчас им материал кажется не нужным, то они вспомнят меня и много раз дальше в жизни, сталкиваясь с биологическими аспектами на даче, при уходе за домашними животными, при возникновении проблем со здоровьем у себя и своих близких, и даже просто выполняя домашку со своими детьми. Поэтому не удивительно, что приходя на вечер встречи выпускников, они со смехом рассказывают мне различные жизненные ситуации и вспоминают наши уроки.
26.02.2025 23:13
Твердохлебова Валентина Григорьевна @twerdohlebovav
Действительно, биология - интересная наука. Сестра моя родная- учитель биологии.
26.02.2025 23:11
Твердохлебова Валентина Григорьевна @twerdohlebovav
Мой сын, будучи выпускником школы говорил о том, что он любит биологию. По образованию учитель географии и биологии. Но в школе не работает.... К моему глубокому сожалению. Но я не вмешиваюсь....
09.02.2025 23:57
Мацепура Надежда Андреевна @id92667773
Спасибо, интересный урок.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!