Решение задач по темам «Моногибридное скрещивание»
и «Дигибридное скрещивание»
Цель урока:
-
повторить генетические понятия, закрепить знания и умения решать генетические задачи; отработать приемы применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.
Задачи урока:
-
Продолжить работу по формированию умений и навыков решения генетических задач.
-
Развивать творческую активность в работе с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему.
-
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
-
Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.
Тип урока: урок - практикум
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.
Ход урока
-
Организационный момент.
(слайд 1)
Перед вами очень интересный организм – бабочка – репейница.
Некоторые виды бабочек совершают дальние перелёты в целях выживания и продолжения рода.
-
Как вы думаете, что позволяет этим бабочкам совершать такие дальние перелеты (Они преодолевают минимум 4200 км за один такой перелёт без остановок)? (Ответ: преодолевать большие расстояния им позволяют прочный и лёгкий экзоскелет, уникальное строение мускулатуры крыльев и механизм их работы. Также возможность преодолеть трудный путь над морями и горами им обеспечивает жировой запас, который успевает накопить прожорливая гусеница).
-
Например, бабочки-репейницы (Vanessa cardui) используют попутные ветры и сочетают активный полёт с «автопилотом» для совершения перелётов через огромные расстояния между континентами.
-
Ещё одна возможная причина миграций носит экологический характер и важна с точки зрения сохранения вида. Назовите ее. (Ответ: стремление сохранить свой вид. Некоторые бабочки откладывают очень большое количество яиц, и их прожорливые гусеницы, вышедшие из яиц, могут сожрать все кормовые растения. Улетая «зимовать» на юг, они предупреждают «перенаселение» и тем самым спасают свой вид от вымирания).
Мы с вами, конечно же, не бабочки – репейницы. Но цели в жизни имеем. В том числе и на сегодняшнем уроке. Принимая во внимание, что в пятницу на уроке мы пишем практическую работу по темам “Моногибридное скрещивание” и “Дигибридное скрещивание”, попробуйте определить и сформулировать цель нашего урока.
(слайд 2)
А цель нашего урока такова: мы с вами вспомним генетические понятия и теоретические аспекты законов Менделя, повторим правила решения задач и отработаем приемы применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.
-
Актуализация знаний и умений (слайд 3)
Основные символы генетики. С целью повторения генетической символики к доске приглашается учащийся, а остальные учащиеся задают ему вопросы. Например, запиши как обозначаются родительские организмы? Как мы можем обозначить рецессивную дигомозиготу? И т.д.
♀ - женская особь | А, В … - доминантный аллель |
♂ - мужская особь | а, в …. – рецессивный аллель |
Р - родители | Аа, Вв - гетерозигота |
Х -скрещивание | АА,аа – гомозигота (домин, рецессив) |
G - гаметы | ААВВ, аавв – дигомозигота (домин, рецессив) |
F – потомки от скрещивания | АаВв - дигетерозигота |
Дополнительные вопросы:
- В чем разница в наборе генов у зиготы и гаметы? (у зиготы – диплоидный набор хромосом, у гаметы – гаплоидный набор)
- Каковы генотипы гомозиготных родителей при моногибридном скрещивании? (например, BB и bb)
- Каковы генотипы дигетерозиготных родителей при дигибридном скрещивании? (АаВв и АаВв)
Генетический диктант (медиаазбука). (слайды 4-13 )
Цель: повторение основных генетических понятий и терминологии.
Как называется скрещивание особи, имеющей доминантный фенотип, с гомозиготной рецессивной особью, для выявления генотипа анализируемой особи? | А | анализирующее скрещивание |
Фамилия ученого, который сформулировал гипотезу чистоты гамет и в 1909 году ввел понятие ген | Б | Бетсон |
Организмы, которые в одинаковых (гомологичных) хромосомах несут различные (альтернативные) аллели одного и того же гена, образуют разные типы гамет. | Г | гетерозигота |
Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании между собой представителей чистых линий | Д | доминантный признак |
При скрещивании двух особей чистых линий одного вида, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, гибриды первого поколения по доминантному признаку будут ….второе название первого закона Менделя | Е | Единообразия гибридов первого поколения |
Оплодотворённая яйцеклетка | З | зигота |
20 июля 1822 года, день рождения — человека, открывшего законы наследования. Это произошло в маленьком городке Хейнцендорф (Австрийская империя) и при крещении он получил имя … | И | Иоганн |
совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом) характерных для того или иного вида. Постоянство этого у каждого вида поддерживается закономерностями митоза и мейоза. Изменение его может происходить вследствие хромосомных и геномных мутаций. | К | кариотип |
местоположение определенного гена (его аллелей) на генетической или цитологической карте хромосомы | Л | локус |
скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых альтернативных признаков | М | моногибридное |
-
Литературная страничка (слайд 14 )
4.Обобщение и систематизация материала (работа в группах). (слайд 15)
Учащиеся получают распечатанные карточки с генетическими задачами. Они решают их в группах и на доске. Группа, которая раньше остальных справилась с заданием получает приз. Для решения задач к доске выходит один представитель группы и записывает решение. Только после этого эстафетная палочка передается дальше, и команда приступает к решению следующей задачи.
Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 |
Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема, сформулируйте данный закон: P: Aa х Aa F1: AA, Aa, Aa, aa Ответ: II з-н Менделя, закон расщепления. При скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по альтернативным признакам в соотношении: 3 части особей с доминантным признаком к 1 части особей с рецессивным признаком. | Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема, сформулируйте данный закон: P: AА х аa F1: Aa Ответ: I з-н Менделя, закон единообразия гибридов первого поколения. При скрещивании особей чистых линий, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, гибриды первого поколения будут единообразными по доминантному признаку. | Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема, сформулируйте данный закон: P: AаВв х АаВв F1: 9 A_В_, 3 A_вв, 3 ааВ_, 1 aaвв Ответ: III з-н Менделя, закон независимого наследования признаков. При скрещивании особей, различающихся по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо и комбинируются во всех возможных сочетаниях. |
У особи с генотипом Aabb образуются гаметы… Ответ: Ab, ab | У особи с генотипом AАbb образуются гаметы… Ответ: Ab | У особи с генотипом AаВb образуются гаметы… Ответ: Ab, ab, AВ, аВ |
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Сколько разных генотипов и фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары (назовите их) ? P: Aa х аa G: А а а F1: 50% Aa (дл.ресн), 50% aa (к.ресн) | У человека шестипалость определяется доминантным геном, а пятипалость - рецессивным. Какова вероятность (в %) рождения пятипалых детей, если оба родителя шестипалые гетерозиготы? P: Aa х Aa G: А а А а F1: 25% АА (шест), 50% 2Aa (шест), 25% aa (пятипалые) | Ген карих глаз у человека доминирует. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Каковы генотипы родителей? P: Aa х аа G: А а а F1: 50% Aa (карие), 50% aa (голуб) Учитывая, что в оплодотворении участвуют мужские и женские гаметы, содержащие только по одному аллельному гену (Правило чистоты гамет), голубоглазый сын (обладатель рецессивного признака) получил по одному гену от каждого из родителей. В этом случае, однозначно, его кареглазый отец гетерозиготен, а мама – рецессивная гомозигота. |
У Ивана и Марии четверо детей. Все они имеют разные группы крови: I, II, III и IV. Определите группы крови и генотипы родителей. I0I0 – I группа крови; IAIA, IAI0– II группа крови; IВIВ, IBI0 – III группа крови; IAIB – IV группа крови. P: IAI0 х IBI0 II III G: IA I0 IB I0 F1: IAIB IAI0 IBI0 I0I0 IV II III I | Определите возможные группы крови и генотипы детей в семье, где оба родителя имеют третью группу крови. У бабушки по маминой линии и дедушки по папиной линии была первая группа крови. I0I0 – I группа крови; IAIA, IAI0– II группа крови; IВIВ, IBI0 – III группа крови; IAIB – IV группа крови. P: IВI0 х IBI0 III III G: IВ I0 IB I0 F1: IВIB IВI0 IBI0 I0I0 III III III I | Определите возможные группы крови и генотипы детей в семье, где оба родителя имеют четвертую группу крови. I0I0 – I группа крови; IAIA, IAI0– II группа крови; IВIВ, IBI0 – III группа крови; IAIB – IV группа крови. P: IAIВ х IАIВ IV IV G: IA IB IA IB F1: IAIA IAIB IAIB IBIB II IV IV III |
Окраска цветков ночной красавицы наследуется по типу неполного доминирования (красные цветки доминируют над белыми, у гетерозигот цветки розовые), а высокий стебель полностью доминирует над карликовым. Скрещивают дигетерозиготное растение и растение с красными цветками и карликовым стеблем. Сколько процентов растений первого поколения унаследуют высокий стебель и розовые цветки? А-красн. а – белые Аа – розовые В – высокий стебель в – низкий стебель P: AaВв х ААвв G: АВ Ав аВ ав Ав F1:ААВв ААвв АаВв (25%) Аавв Ответ: ¼ или 25% | Окраска цветков ночной красавицы наследуется по типу неполного доминирования (красные цветки доминируют над белыми, у гетерозигот цветки розовые), а высокий стебель полностью доминирует над карликовым. Скрещивают дигетерозиготное растение и растение с розовыми цветками и карликовым стеблем. Сколько процентов растений первого поколения унаследуют: карликовый стебель и розовые цветки. А-красн. а – белые Аа – розовые В – высокий стебель в – низкий стебель P: AaВв х Аавв G: АВ Ав аВ ав Ав ав F1: ААВв ААвв АаВв Аавв АаВв Аавв ааВв Аавв Ответ: 2/8 или ¼ (25%) | Окраска цветков ночной красавицы наследуется по типу неполного доминирования (красные цветки доминируют над белыми, у гетерозигот цветки розовые), а высокий стебель полностью доминирует над карликовым. Скрещивают дигетерозиготное растение и растение с белыми цветками и карликовым стеблем. Сколько процентов растений первого поколения унаследуют: высокий стебель и белые цветки. А-красн. а – белые Аа – розовые В – высокий стебель в – низкий стебель P: AaВв х аавв G: АВ Ав аВ ав ав F1: АаВв Аавв ааВв аавв Ответ: ¼ (25%) |
5.Самостоятельная работа. (слайд 16 )
1. У человека брахидактилия - доминантный признак, а альбинизм- рецессивный. Какова вероятность рождения здорового ребенка у гетерозиготных по обоим признакам родителей?(Брахидактилия (brachydactylia; брахи- + греч. daktylos — палец;, синоним: короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев.) Альбинизм – врожденное отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной и пигментной.
Решение:
Гены | Признаки |
А | брахидактилия |
а | Нормальные пальцы |
В | Нормальная пигментация |
в | Альбинизм |
Решение:
Р ♀ АаВв × ♂ АаВв
Бр.д. Бр.д.
Норм.пигм. Норм. пигм.
G: АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
F1
♀ ♂ | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | ААВв Брахидактилия, Нормальная пигментация | АаВВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | АаВв Брахидактилия, Нормальная пигментация |
Ав | ААВв Брахидактилия, Нормальная пигментация | ААвв Брахидактилия; альбинизм | АаВв Брахидактилия, Нормальная пигментация | Аавв Брахидактилия; альбинизм |
аВ | АаВВ Брахидактилия, Нормальная пигментация | АаВв Брахидактилия, Нормальная пигментация | ааВВ нормальные пальцы; Нормальный пигмент | ааВв нормальные пальцы; Нормальный пигмент |
ав | АаВв Брахидактилия, Нормальная пигментация | Аавв Брахидактилия; альбинизм | ааВв нормальные пальцы; Нормальный пигмент | аавв нормальные пальцы; альбинизм |
Ответ: Вероятность рождения здорового ребенка = 3/16 × 100%= 300: 16= 18,75 %
2.В родильном доме перепутали двух девочек. Родители Сидоровы имеют 1 и 2 группу крови, родители Петровы – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто чья дочь.
I0– I группа крови;
IA– II группа крови;
IВ – III группа крови;
IAIB – IV группа крови.
P: IОI0 х IАI0 (Сидоровы) I II G: I0 IA I0 F1: IAI0 I0I0 II I | P: IАI0 х IАIВ (Петровы) I IV G: IA I0 IA IB F1: IAIA IAIB IAIO IBIO II IV II III |
Ответ: В семье Петровых не может быть ребенка с первой группой крови, поэтому девочка со второй группой родилась именно в этой семье. А ребенок с первой группой крови – в семье Сидоровых.
6.Рефлексия. (слайд 17 )
Сегодня на уроке мы закрепили генетические понятия и теоретические знания законов Менделя. Каждый из Вас показал свои знания и умения решать генетические задачи. Надеюсь, что приобретенные знания вам пригодятся в жизни. Поставленную цель в начале урока мы выполнили.
Выходя из кабинета, ребята выбирают метафорические карточки «Тараканы в голове», отражающие их настроение и складывают в коробочку.
7.Домашнее задание (слайд 18)
1.У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
2.У человека вьющиеся и темные волосы являются доминантными признаками. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился светловолосый ребенок c прямыми волосами. Каковы возможные генотипы родителей? Запишите схему скрещивания.
Алгоритм решения генетических задач
-
Внимательно прочтите задачу.
-
Сделайте краткую запись условия задачи. Введите условные обозначения признаков. Доминантный ген обозначают заглавной буквой, а рецессивный ген – прописной.
-
Выясните, какое скрещивание в данном случае имеет место (моно-, ди- или
полигибридное);
-
Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
-
Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
-
Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
-
Проанализируйте результаты скрещивания и сделайте вывод о вероятности запрошенного события в % или долях от единицы.
-
Запишите ответ на вопрос задачи.
Общая биология 11 класс ФГОС
Биология 7 класс. Животные. ФГОС
Электронная тетрадь по биологии 7 класс...
Электронная тетрадь по биологии 5 класс...
Электронная тетрадь по биологии 8 класс...
Биология 6 класс. Многообразие...
Электронная тетрадь по биологии 9 класс...
Биология. Сложные вопросы. Зоология
© 2025, Евтушенко Антонина Геннадьевна 316 11
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы