Урок биологии по теме "Ткани растений"
( 6-й класс)
Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знания о тканях растений, их видах, строении и значении в жизни растения.
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний
Дайте определение следующих понятий.
Деление клетки, митоз, мейоз, хромосомы, обмен веществ, избирательная проницаемость клеточной мембраны.
Вставьте пропущенное слово.
Процесс деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние и при котором вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информацией материнской клетки, называется . .
... сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.
. клетки увеличивается в размерах, в нем становятся заметны ... особые органоиды, передающие наследственные признаки от клетки к клетке.
Каждая ... делится продольно на две равные половинки, которые расходятся к противоположным концам материнской . .
Вокруг разошедшихся ... формируется ядерная оболочка, каждая ... достраивает недостающую половинку.
В ... возникает перегородка, и ... разделяется на две дочерних, с таким же количеством ., как и в материнской клетке.
3.Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
На предыдущих уроках мы с вами говорили о клетке, ее строении, о функциях различных органоидов клетки. Вы, конечно же, помните, что у каждого органоида клетки свои функции.
Какова функция ядра клетки? клеточной мембраны? хлоропластов?
А что такое орган растения?
У каждого из органов растения свои функции.
Каковы функции корня? стебля растения? листа?
Дифференциация различных частей растения на органы появилась из-за необходимости приспособления растений к наземному образу жизни. (У низших растений, обитающих в водной среде, не было такой необходимости.)
Все органы состоят из различных по структуре клеток. Клетки размещены не беспорядочно, а собраны в отдельные комплексы (группы), которые выполняют определенные функции. Так же как клеточная мембрана защищает клетку от воздействия внешней среды, так и тоненькая пленочка на поверхности листа или стебля осуществляет защитную функцию.
Такие однородные группы клеток, которые осуществляет определенные задачи, называют тканями. Запишите определение в тетрадь: ткань — группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определенные функции.
(Учащиеся записывают определение.)
Наука, занимающаяся изучением тканей, называется гистологией. Ее основоположниками были итальянский ученый М. Мальпиги и английский ученый Н. Грю. Именно последний в 1671 г. предложил этот термин.
Выделяют пять основных видов тканей: образовательную, покровную, основную, механическую и проводящую. Исходя из названий, несложно догадаться, какие функции выполняет та или иная ткань.
Как вы считаете, какова функция образовательной ткани? (Ответы учащихся.)
За счет образовательной ткани происходит рост и образование новых органов растения. Поскольку растение, в отличие от животных, растет на протяжении всей жизни, образовательные ткани расположены в различных местах растения.
А каковы функции покровной ткани? (Ответы учащихся.)
Главное назначение покровной ткани — предохранение растения от высыхания и других неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Под основными подразумевают ткани, составляющие основную массу различных органов растения.
Например, каковы основные функции зеленого листа? (Фотосинтез.)
Основной тканью листа будет фотосинтезирующая.
А каковы основные функции корнеплодов моркови, свеклы, клубней картофеля? (Запас питательных веществ.)
Основной тканью этих органов будет запасающая.
Клетки механической ткани выполняют роль скелета растения. Они составляют остов, поддерживающий все органы растения.
А каковы функции проводящей ткани? (Ответы учащихся.)
Благодаря этой ткани осуществляется перемещение (проведение) различных веществ внутри растения, например воды и минеральных веществ, поглощенных корнем, к надземным частям расте ния, а также органических веществ, образовавшихся в листьях, к другим органам растения.
4.Закрепление знаний и умений
5. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.
6. Домашнее задание: прочитать текст учебника: