СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии по теме "Витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме "Витамины"»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район

МБОУ «Перегребинская СОШ»



















Разработка урока по биологии в 8 классе

по теме «Витамины»









Автор: Полукарова Надежда Викторовна,

учитель биологии и химии

МБОУ «Перегребинская СОШ»













2022 год


Введение

Современные подростки – дети интернета. Мало кто из учеников читает художественные книги, все меньший процент ребят читают параграфы в учебниках. Учебная мотивация падает, особенно в 7 – 8 классах. Наверное, перед большинством учителей встала проблема – Как привлечь внимание современного школьника к учебному предмету?

Актуальность работы заключается в том, чтобы показать коллегам, как с помощью некоторых образовательных интернет платформ, QR – кодов, организовывать работу на уроке, способствуя повышению учебной мотивации школьников. В этом заключается новизна данной разработки.

Цель: разработать урок биологии в 8 классе по теме «Витамины» с использованием современных средств коммуникации (смартфон) и интернет ресурсов для изучения теоретического материала.

Задачи:

  1. Познакомиться с разнообразием образовательных интернет ресурсов и современными способами шифрования информации.

  2. Отобрать интернет ресурсы наиболее подходящие для проведения урока биологии в 8 классе.

  3. Разработать и провести урок биологии в 8 классе по теме «Витамины».

  1. Разнообразие образовательных интернет ресурсов и современных способов шифрования информации.

Существует огромное количество разнообразных образовательных интернет ресурсов, которые позволяют организовать учебную деятельность школьников на этапе актуализации знаний. В таблице 1.1 представлены некоторые ресурсы, апробированные во время проверки домашнего задания, а также дистанционного обучения для организации обратной связи с учениками.

Таблица 1.1 – Образовательные интернет ресурсы

Название ресурса

Ссылка на ресурс

Краткая характеристика ресурса

3

Learnis

https://www.learnis.ru/

При помощи данного ресурса можно сделать изучение нового материала увлекательным. Универсальные инструменты для игрофикации обучения, работа с интерактивным видео.

4

Quizizz

https://quizizz.com/

Сервис Quizizz поможет учителям, создавать разнообразные викторины, тесты и опросы, которые ученики смогут решать соревнуясь. Данный сервис предоставляет огромную библиотеку ресурсов по всем предметам с 1 – 11 класс. Викторины построены в виде интернет-игры с различными бонусами. Школьникам подобные опросы очень нравятся, так как проверка знаний проходит не заметно для них – «ведь они играют».

5

Padlet – доска


https://ru.padlet.com/

Интерактивная онлайн-доска Padlet поможет учителям собрать все необходимые материалы для урока в одном месте. Данный ресурс подходит для организации совместной работы учащихся, организации научного проекта и другой коллаборационной деятельности.

6

QR – код

https://me-qr.com/ru/

Это двумерный тип штрих-кода, который легко считывается цифровым устройством (смартфоном). При помощи данного кода можно зашифровать любой учебный текст, аудиофайл, видео, изображения, ссылки. Ученикам работа с QR – кодами нравится, они с удовольствием извлекают информацию, читают ее и запоминают.

7

Onlaine Test Pad

https://app.onlinetestpad.com/

Данный сервис позволяет создавать тесты, контрольные работы, кроссворды, комплексные задания по всем учебным предметам, по психологии. Имеется библиотека ресурсов. Есть возможность запрета копирования вопросов, ограничения времени, количество прорешиваний и другое.

8

Testmoz

https://testmoz.com/

Для создания тестов, проверочных работ

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют все возможности для организации разнообразных видов деятельности обучающихся во время очного и даже дистанционного обучения.

  1. Интернет ресурсы наиболее подходящие для проведения урока биологии в 8 классе.

Для разработки урока биологии в 8 классе были отобраны следующие интернет ресурсы: на этапе актуализации знаний была организована онлайн-викторина (онлайн-игра) по теме «Пластический и энергетический обмен» на образовательной платформе Quizizz.com, с помощью QR – кодов была зашифрована информация о витаминах А, В, С, Д (которую извлекали при помощи специальной программы, сканера QR – кодов, на смартфоне). Кроме этого, в программе flipchart для интерактивной доски, был создан файл с интерактивной таблицей, которую нужно было заполнить, используя картинки, таблички и записи.


  1. Разработка урока биологии в 8 классе

Тема: Витамины

Цель урока: расширить знания учащихся о значении витаминов для здоровья человека.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «Витамины», их значением для здоровья человека, с историей открытия витаминов, с заболеваниями, развивающимися при отсутствии, недостатке и избытке витаминов;

  • Развивать навыки целеполагания, формулирования гипотезы, работы в группе;

  • Применять для извлечения познавательной информации современные средства шифрования – QR – коды, способствовать формированию культуры здорового образа жизни.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: - знать значение витаминов А, В, С, Д в обмене веществ, признаки «авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз»;

Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать, давать развернутый ответ на поставленные вопросы, работать с интерактивной таблицей, обрабатывать информацию из различных источников, при помощи QR – кодов, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: формирование личностных представлений о ценности здоровья и ЗОЖ.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию, работа в команде.

Регулятивные УУД: способность оценивать результаты своей деятельности и одноклассников.

Коммуникативные УУД: построение контекстного высказывания средствами устной и письменной речи.

Познавательные УУД: осуществление основных приемов мыследеятельности по выделению существенных и несущественных признаков объектов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска с программой flipchart; презентация «Витамины»; раздаточный материал: таблицы «Витамины», QR – коды, содержащие информацию о витаминах А, В, С, Д, инструкция «Работа в группе», экспертные карты, бейджи «Организатор», «Контролер», «Эксперт».

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.

СТРУКТУРА УРОКА (40 мин)

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала. (10 мин)

  3. Самоопределение к деятельности (целеполагание). (3 мин)

  4. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового материала по средством учебника, QR-кодов, интерактивной таблицы) (15 мин)

  5. Закрепление изученного материала (4 мин)

  6. Домашнее задание (2 мин)

  7. Рефлексия. (4 мин)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем удачи! Встаньте из-за парт, возьмемся за руки и дружно скажем...

«Желаем успеха большого всегда и везде – удачи всем на уроке!»

Учитель: Сегодня у нас урок изучения нового материала. Мы работаем в группах. Вам нужно распределить обязанности и выбрать организатора, который будет контролировать работу группы, экспертов – для оценки работы каждого члена группы, заполняют экспертные карты (Приложение 5) и контролера – кто будет следить за временем.

Для работы на уроке вам понадобятся тетрадь, учебник и смартфон.

Но сначала давайте вспомним правила работы в группе……Рассказывают! (Приложение 1)

  1. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

Учитель. А, чтобы перейти к изучению новой темы, предлагаю вспомнить материал прошлых уроков, сыграть в игру «Квизис». https://quizizz.com/join?gc=31530873 (Слайд 1)

(1 вопрос - отвечает 1 команда – 5 сек на раздумье – ход переходит следующей команде) – не выкрикивать, поднимать руку, организаторы назначают отвечающего

Учитель: Молодцы! Хорошо! эксперты оцените работу группы, сколько правильных ответов дала 1 группа, а ваша группа …….

Замечательно!

  1. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

Учитель: А сейчас я предлагаю очень внимательно послушать аудиофрагмент и догадаться о чем пойдет речь на уроке.

Включается песенка про витамины (1 куплет)

Учитель: Догадались какая тема урока? Витамины – записывайте в тетрадях и число

А сейчас сформулируйте цель урока. – выяснить, что такое витамины, их разнообразие и значение для здоровья человека. (Слайд 2, 3)

(Учитель еще раз проговаривает цель)

- Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

- Кто сможет выдвинуть гипотезу? Витамины играют важную роль для сохранения здоровья человека. (Слайд 3)

- тему определили, цель поставили, гипотезу выдвинули, предлагаю обратиться к истории и узнать почему витамины получили такое название

IV. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового материала по средством учебника, QR-кодов, интерактивной таблицы)

Учитель: Из истории открытия витаминов.

(Слайд 4, 5, 6)

- Почему вещества, которые содержатся в пище и необходимы для поддержания жизни назвали витаминами? (Латинское слово Вита – жизнь)

Учитель: Какое определение витаминам дается в учебнике, вы узнаете открыв его на стр. 138. Прочитайте.

Витамины – это биологически активные вещества, поступающие в организм с пищей, входящие в состав ферментов и участвующие в обмене веществ. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).

(Слайд 7, 8)

- Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D). Сейчас их известно около 80 видов.

Учитель: все витамины делят на 2 группы, а на какие, вы найдете на стр. 138 в учебнике. Назовите…

Дополните схему, приведите примеры витаминов.

(Выйти к доске дополнить схему после того как скажут на какие группы разделить)

(Слайд 9)

Молодцы!!!

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.

Хочу привести вам один эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

- Как вы думаете, почему не помог отвар сосновых игл для возвращения зрения? (в нем не содержались витамины, которые влияют на зрение, разные витамины содержатся в разных продуктах) – т.е. витамины в организм попадают с пищей и влияют на состояние человека.

Учитель: И если в пище будет наблюдаться отсутствие, недостаток, или переизбыток витаминов, то к чему это приведет, какое состояние организма возникнет? (Болезненное состояние)

На стр. 138 в учебнике – вы найдите как называются болезненные состояния организма при отсутствии, недостатке или избытке витаминов.

При отсутствии какого-либо витамина возникает заболевание – авитаминоз.

Если организм все – таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз.

Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

(Слайд 10)

- Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, чтобы не возникало Авито-, Гипо- или гипервитаминозов, нужно употреблять разнообразную пищу, содержащую разные витамины.

Учитель: а сейчас я предлагаю вам познакомиться со значением витаминов А, В, С и Д для организма человека.

Вам нужно заполнить таблицу, шаблоны которой есть у вас на столах, вы их вклеиваете в тетрадь и заполняете (Приложение 2).

Каждой группе я раздам QR – код (Приложение 3), (все знают, что это такое? Это современное средство шифрования информации). Каждая группа, при помощи специальной программы – сканера QR – кодов на смартфоне, расшифровывает информацию об определенном витамине, изучает ее, заполняет таблицу в тетради, а затем на интерактивной доске, рассказывая другим группам. (Интерактивная таблица, созданная в программе flipchart, заполняется при помощи перемещающихся картинок, но что-то нужно будет дописать).

По ходу выступлений остальные группы заполняют таблицу у себя в тетрадях. (Заполнение таблицы).

(Переход на интерактивную таблицу в программе flipchart – знак вопроса ?на слайде №10)

Учитель: Проанализируйте заполненную таблицу, какой вывод можно сделать?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, витамины поступают в организм человека с пищей. При их недостатке развиваются заболевания.

Молодцы!!! Эту таблицу нужно будет продолжить дома и выписать все остальные витамины, о которых у рассказывается в параграфе 31.

- Ребята, при помощи чего мы добыли информацию о витаминах? (Учебника, QR – кодов)

- Что такое QR – код? (Современное средство шифрования)

- А в жизни, где вы сталкиваетесь с QR – кодами? (На продуктах питания, сертификатах, при покупке фейерверков и другая полезная информация шифруется при помощи QR – кодов)

Учитель: А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

Алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

Никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

Кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

Аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

Антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

Снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

(Слайд 11)

  1. Закрепление изученного материала.

- Настало время подводить итоги

- Давайте вернемся к началу урока. (Слайд 13) (Цель, гипотеза доказана?)

- Эксперты как вы оцениваете работу группы?

- Гриша, ты был организатором, как ты думаешь ты справился со своими обязанностями

(Если останется много времени до конца урока, то можно провести тест – Приложение 4)

  1. Домашнее задание: изучить параграф 31 «Витамины», дополнить таблицу витаминами В2, В6, В12, РР, Е, К; (Слайд 12)

  2. Рефлексия. (Слайд 14) Звучит приятная музыка (фоном)

Встаем в круг, учитель берет мягкий мяч и говорит:

- давайте проанализируем наш урок: я начну…

- урок был полезен для меня, потому что я поделилась с коллегами как можно использовать QR – код на уроке, а для вас чем был полезен урок? ... и учитель передает мяч следующему и по очереди (все ребята высказывают свое мнение)

- мне было интересно работать с вами на уроке, а что вам было интересно? (Перекидывают мяч поочерёдно)


Заключительное слово учителя: Ребята мне понравился урок, как вы работали. Надеюсь, что полученная сегодня информация была для вас полезной, вы будете вести здоровый образ жизни, в пищу будете употреблять только полезные продукты и избегать зловредных, а почему? Да потому, что они разрушают витамины, которые нужны нам нормальной жизнедеятельности. (Слайд 15)

Заключение

Период самоизоляции оказал на образование большое влияние. Произошел резкий скачек в саморазвитии учителей, которые смогли освоить огромное количество интернет-ресурсов для организации образовательной деятельности не только в дистанционном режиме, но и при проведении традиционных уроков, что повысило их квалификацию и интерес учащихся к обучению.

Разрабатывая урок биологии в 8 классе по теме «Витамины», мной были изучены разнообразные образовательные интернет ресурсы, которые можно использовать для организации викторин, живых уроков, групповой работы, создания квестов, тестов, кроссвордов как для проведения традиционных уроков, так и с применением дистанционных технологий.


Список литературы


  1. Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.

  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.

  4. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.

  5. Полукарова Н.В. Разработка онлайн-урока по биологии в 7 классе. https://oktcro.ru/files/Merop2021/1%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%20_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9D.%D0%92._%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%207%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5.pdf





P.S: на данном уроке не было запланировано физминутки, так как построение урока подразумевает, что дети должны двигаться в течение урока, выходя к доске, играя в квизис, заполняя таблицы. Ссылка на игру квизис будет активна до 02.03.2022 года, затем нужно перезапускать.










Приложение 1


Рисунок 1 – Правила работы в группе

Приложение 2


Таблица 1 - Характеристика витаминов


Витамин

Продукты

Значение витамина

Заболевание при недостатке

А







В







С







D













Приложение 3

Из истории открытия витаминов


В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.


Витамин С


















Витамин Д




















Витамин А



















Витамин В
































Приложение 4

Тесты к уроку

Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс

1. Витамины это…

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина;

б) недостаток витамина;

в) нормальное содержание витамина

3. В цитрусовых большом количестве содержится:

а) витамин А; б) витамин Е; в) витамин С.

4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?

а) витамина К;

б) витамина В;

в) витамина С.

5. Переизбыток витаминов вызывает:

а) гипервитамноз;

б) авитаминоз;

в) головокружение

6. Витамины были открыты:

а) Эйкманом; б) Луниным; в) Функом.

7. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?

а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е

9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

Ответы:1-б,2-б,3-в,4-б,5-а,6-б,7-а,8-б,9-а.

Приложение 5

Таблица 2 – Экспертная карта

 Экспертная карта работы на уроке

ФИО оцениваемых

Критерии оценивания

Давал правильные устные ответы на уроке

0-1-2балла

Участвовал в работе группы при выполнении задания

0-1-2балла

Предлагал полезные идеи при выполнении задания

0-1 балл

Выступал от имени группы

0-1-2-3 балла

Умеет слушать товарищей по группе

0-1 балл

Общее количество баллов

Оценка

















Перевод баллов:

«5» - 8-9 баллов

«4» - 6-7 баллов

«3» - 4-5 баллов

ФИ эксперта




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!