СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе на тему «Процессы жизнедеятельности клетки»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5 классе на тему «Процессы жизнедеятельности клетки» соответствует обновленным ФГОС, включает использование различных форм работы: эвристическую беседу, подвижную игру, групповую работу с маршрутными листами, самостоятельное решение учебно-познавательных задач.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе на тему «Процессы жизнедеятельности клетки»»

Тема урока: «Процессы жизнедеятельности клетки»

1. Цель и задачи учебного занятия

Цель: Изучение основных процессов жизнедеятельности клетки.

Задачи:

Образовательные: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.

Развивающие: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные: создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

2. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке;

  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности;

  • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Метапредметные результаты:

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

  • запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия:

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической задачи;

  • обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Эмоциональный интеллект:

  • регулировать способ выражения эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого





Предметные результаты:

  • научиться называть основные процессы жизнедеятельности клетки; показывать взаимосвязь частей клетки;

  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: органоиды клетки, ядро, хромосомы, цитоплазма, хлоропласты

  • умение применять систему биологических знаний: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой природы.

3. Краткое учебное содержание

I. Актуализация опорных знаний:

1.Что за предмет у меня в руках? (Показывает клетку для содержания грызунов). Какое отношение он имеет к уроку?

2.Давайте вспомним строение клетки. Предлагаю выполнить интерактивный модуль «Проверяй-ка»:

Установите соответствие между органоидом клетки и его описанием или выполняемой функцией. http://LearningApps.org/display?v=paaa59de501

II. Целеполагание, построение плана и организация деятельности:

1.Чем отличается клетка растительная от клетки для хомяков?

2. Почему растительная клетка живая?

3. Какие свойства живого вы знаете?

4. Сформулируйте главный вопрос урока?

Какие процессы живого характерны для клетки? (открывается на доске)

5. Сформулируйте цель урока

Изучить процессы, протекающие в клетке (открывается на доске).

6. Сформулируйте тему урока

Процессы жизнедеятельности клетки.

7. Что необходимо сделать, чтобы достичь цели?

  • Изучить источники информации.

  • Выполнить задание.

  • Сформулировать вывод.

  • Оценить свою работу.

III. Усвоение новых знаний (реализация построенного плана):

1. На уроке будем работать по парам с маршрутными листами. Предлагаю выполнить первое задание и второе задание маршрутного листа.

2. Признаки живого у клетки. Обмен веществ – главное проявление жизни клетки и всего организма. (Эвристическая беседа).

3. Деление надвое – способ размножения клеток. Учитель предлагает выполнить задание № 3 маршрутного листа.

4. Клетка – живая система, в которой все части работают согласованно. (Эвристическая беседа).

Сделайте выводы. Выполните задание № 4 маршрутного листа.

5. Дайте определение термину «жизнедеятельность клетки». Учитель предлагает выполнить задание № 5 маршрутного листа.

Самопроверка задания по эталону, самооценка.

IV. Первичное закрепление с комментированием

1. Какие процессы протекают в клетке?

Работа с кластером (задание № 6 маршрутного листа).

2. Подвижная игра.

Учитель просит учеников встать, выйти из-за парт. Называет какой-то процесс. Если это процесс жизнедеятельности клетки, ученики начинают двигаться, если другой процесс – замирают.

  • Обмен веществ

  • Движение

  • Освещение

  • Размножение

  • Замерзание

  • Развитие

  • Рост

  • Нагревание.

V. Закрепление новых знаний (самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону)

Учитель дает учащимся самостоятельную работу: «Верное – неверное утверждение» (задание № 7 маршрутного листа).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

- Какова цель урока?

- Достигли цели?

- Что получилось хорошо?

- В чем возникли затруднения?

Продолжите любое высказывание:

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Мне трудно представить, что…

Оценка деятельности учащихся.

4. Виды организации учебной деятельности

  • Самостоятельное определение темы, цели, задач урока.

  • Определение соответствия между органоидами клетки и выполняемой функцией.

  • Оценка значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

  • Характеристика биологического значения понятия «обмен веществ».

  • Объяснение сущности процесса деления клетки, анализ его основных событий.

  • Определение последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки.

  • Аргументация вывода о том, что клетка — живая система, все части которой работают согласованно.

  • Самостоятельное решение задач.

  • Оценивание себя и друг друга.

5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия

I. Актуализация опорных знаний:

Работа с интерактивным модулем «Проверяй-ка»:

Установите соответствие между органоидом клетки и его описанием или выполняемой функцией. http://LearningApps.org/display?v=paaa59de501

III. Усвоение новых знаний (реализация построенного плана):

1. Прочитайте стихотворение. Выделите в тексте процессы, которые происходят в клетке. (Подчеркните карандашом.)



Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.

Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название «растение»
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

  1. Заполните таблицу.

    Цитата текста

    Процесс, протекающий в клетке

    Цитоплазма вокруг ходит

    Питание

    Поступает кислород

    Рост

    Наступает миг деленья

  2. Прочитайте абзац «Деление клетки» на с 29 §7 учебника и рассмотрите рис. 26. Назовите этапы деления клетки. Рассмотрите рисунок, на котором изображены этапы деления клетки. Определите, верно ли они сейчас расположены. Запишите правильный порядок этапов деления клетки.

  1. Сделайте выводы: Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА –……? Клетка – живая система, все части которой работают …..........?

  2. Переставьте слова так, чтобы получилось определение термина: «Жизнедеятельность клетки» - (процессов, совокупность, организме, в живом, жизни, для, которые служат, поддержания в нем). Запишите определение в тетрадь.


IV. Первичное закрепление с комментированием

Заполните схему. Проверьте правильность заполнения схемы













6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Самостоятельная работа: «Верное – неверное утверждение» (задание № 7 маршрутного листа).

1. Клетка способна к размножению.

2. Питание – поглощение кислорода клеткой.

3. Дыхание – это движение.

4. Для жизнедеятельности клеток растений нужны только органические вещества.

5. Цитоплазма обеспечивают связь между органоидами клетки.

6. Увеличение в размерах клетки – это рост.

7. Важную роль в процессе деления клетки выполняет ядро.

8. Клетка – это основная структурная единица живых организмов.

9. К неорганическим веществам клетки относятся белки и нуклеиновые кислоты.

10. Размножение – это процесс увеличения объема клетки.

Осуществляется взаимопроверка по эталону.

Ответы к самостоятельной работе:

1 + ; 2 - ; 3 - ; 4 -; 5+; 6 +; 7+; 8+; 9-, 10-.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!