1. Приветствие. Организационный момент. | Добрый день , ребята! Я рада вас видеть и, надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. Для результативности работы предлагаю разделиться на группы. (раздает фото растений, грибов, разрезанные на части) | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Формируют группы. | Коммуникативные УУД. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками |
2. Актуализация знаний. | Ребята посмотрите на слайд, где представлена головоломка. Расшифруй головоломку. 1. Из чего состоит тело гриба? 2. Как называют тело водорослей? 3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов? 4. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Для того , чтобы найти ответ на этот вопрос и определить тему нашего урока давайте посмотрим небольшой спектакль, подготовленный ребятами. | Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы. 1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж 2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг 3. цжщегфукшсимбиозещргаитм Работа с интерактивной доской | Познавательные УУД Формирование умения применять полученные знания. |
3. Постановка проблемы. Составление плана решения проблемы. | Сценка: Лишайники (Выходят, держась за руки два ученика, представляющие симбиотические организмы лишайника- гриб и водоросль) Гриб: Мы особая группа живых организмов. Мы лишайники. Мы обитаем на всех континентах Земли. Долго люди звали нас и мхами и водорослями. Водоросль: А мы симбиоз гриба и водоросли. Мы вместе очень дружно живем. Наше тело -слоевище- : очень медленно растет: 1 см. в год. Гриб: Лишайники поселяются в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают: на голых камнях, в пустыне. Водоросль: Питание лишайников очень интересное, мы друг с другом делимся всеми веществами. Гриб: Вместе нам не страшно. Мы не боимся ни холода, ни жары. А вот химические загрязнения воздуха для нас опасны. Водоросль: Мы очень полезны для человека и природы. Ребята о каких живых организмах мы будем сегодня говорить? Тема нашего урока: Лишайники Что вы уже знаете о лишайниках и что хотели бы узнать? Прием «Корзина идей» 1 этап запишите в течении 2 минут индивидуально как можно больше слов или выражений, связанных с понятием лишайник 2 этап 2 минуты обмен информацией в паре 3 этап 2-4 минуты Сброс идей в корзину и запись на доске, не повторяя ранее написанного Посмотрите как много мы знаем и как много нам предстоит узнать. Чтобы найти ответы на наши вопросы давайте станем учеными. | Предполагаемый ответ: о лишайниках Запись темы в тетрадь Предполагаемые записи: - Лишайники похожи на растения, но не растения. - Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах. Узнать чем лишайники отличаются от растений? - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? - Какую роль играют в природе и жизни человека? | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Дидактический спектакль |
4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах. | Первая группа "Любознательные" будет исследовать строение, питание лишайников. Вторая группа "Исследователи" выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют. Третья группа "Экологи" будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком. Если задания понятны, можно приступать к работе. | Группы, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать. (приложение) | Познавательные УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений. Коммуникативные УУД. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Регулятивные УУД Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы. |
5. Обсуждение результатов экспериментов. | Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта. - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема? | Отчет 1, 2 и 3 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения. Зачитывают выводы Повторяют вопрос и отвечают на него. - Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). | Коммуникативные УУД. Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Регулятивные УУД Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы. |
Рефексия | Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным? Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу. Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Спасибо за внимание! | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Заполняют таблицу «Рефлексия» | Регулятивные УУД В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |