УУД – П, К, Л, Р.
Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Т.С.Сухова. Т.А.Дмитриева. – 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 256с.: ил. – (Живая природа).
Этапы урока | Цели этапа | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
мотивация к учебной деятельности | осознанное вхождение учащегося в пространство УД. | Регулятивные: Целеполагание | На уроках биологии мы знакомимся с различными группами организмов. Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. Кто озвучит тему урока? Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? | |
актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); | Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? Сообщение ученика (опережающее задание) Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему? Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах. Учебник § 16, с. 44. | Делают вывод о малом размере бактерий. Делают вывод об одноклеточности бактерий. Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос. |
выявление места и причины затруднения | учащиеся выявляют место и причину затруднения. | Регулятивные: Целеполагание; Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. | Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Перед вами кусочки цветного картона соберите из них по парам внутреннее строение клетки бактерий .и подпишите каждую значимую часть. Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке? Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. | Выполняют задания в рабочей тетради. Осуществляют проверку и оценивание друг друга. |
построение проекта выхода из затруднения | учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план движения цели, определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | | Работа по группам 1 группа Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны. Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Предложите схему размножения бактерий. | Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе. Знакомятся с ЦОР «Деление бактериальной клетки» Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку. |
| | | 2 группа Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку. Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий». Выполняют задание в рабочей тетради. |
| | | Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 3 группа – положительного значения бактерий в природе; 4 группа – пользы бактерий для человека; 5 группа – вреда бактерий для человека. Все вместе обсуждение методов профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15. Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека. Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку. |
реализация построенного проекта | учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Регулятивные: Самооценка. | Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмите листочки с тестом и ответим на несколько вопросов о бактериях. Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Синквейн. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья - описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвёртая - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Оцените своё настроение в оценочном листе. | |
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | | | |
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий. Которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | | | |
включение в систему знаний и повторение | На данном этапе выполняются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм. | | | |
рефлексия | фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | | | |
самооценка | | | | |
4 группа Только ли вред приносят бактерии человеку? Изучить дополнительную информацию о бактериях и определить роль бактерий в жизни человека, подкрепляя примерами: Бактерии + - Ответ: я выяснил, что бактерии могут, как помогать человеку………. | Значение бактерий в народном хозяйстве. Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты. Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют вредные бактерии. Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия. Некоторые виды болезнетворных бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие. Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств. |
Бактерии гниения Мы – бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению. Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты. Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно: Санитары мы Земли. Трудимся без устали. Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной. | Почвенные бактерии Молодцы вы, но без нас Не смогли бы жить растения. Перегной мы после вас Превращаем в удобрения Минеральные. И вот Корень в почве их найдёт, В лист зелёный передаст. Лист для всех живых создаст Органическую пищу: Для животных, человека, Для бактерий и грибов. Потому без лишних слов Мы, признайте, лучше всех. |
Азотфиксирующие клубеньковые бактерии Что за бред тут? Что за смех? Мы - особые бактерии. К нам относятся с доверием Соя, клевер, астрагал. Очень дружим мы с бобовыми. И не зря ведь клубеньковыми Ласково ты нас назвал. Мы азот свободный воздуха Без усталости, без отдыха Превращаем в аммиак. Лучше всех мы, что, не так?! | Молочнокислые бактерии Я главней! Ты - почвы житель. Я же в почве жить не стану. Превращаю в сыр, в сметану Я парное молоко. А ещё капусту сквашу, Огурцы, томаты ваши Сохраню я много дней. Кукурузу, что скосили, Превращу я в сочный силос. Ну, скажите ж, кто нужней?! |
Кишечная палочка Мы нужней! Мы тут, в кишечнике. Ты попробуй-ка без нас. Заболеешь в тот же час. Съешь салат, попьёшь компот, - Будет пучить твой живот. Будешь мучиться до слёз. Мы с тобою — симбиоз. Палочка кишечная Всех главней, считаю я. | Болезнетворные бактерии Мы тоже живём в кишечнике. И с нами болеет он. Я - палочка дизентерийная, Холерный я вибрион. Попробуй, не вымой руки, Мы сразу тебя найдём. Уж мы нe умрём от скуки. Мы живо тебя изведём! |