СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе "Скорее скорой"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложена разработка урока биологии с ипользованием проблемной технологии по теме "Первая помощь при кровотечениях"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе "Скорее скорой"»

Пермякова Людмила Николаевна

МАОУ СОШ №18, города Кунгура


Современный урок биологии с использованием технологии проблемного обучения.


Концепция проблемного обучения предусматривает траекторию развития, а не усвоения знаний, достижение большей прочности знаний при их самостоятельном достижении учащимся. Использование проблемных ситуаций поощряет творческое начало в учениках, отдает им учебную инициативу. А.В.Хуторской выделяет такой подход как концепцию эвристического обучения. Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, побуждающая ученика искать новый способ объяснения или способ действия.

Урок биологии в 8 классе. «Скорее «Скорой».

Тема: «Первая помощь при кровотечениях».

Цель урока: Знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов.

Задачи:

- предметная: научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

- метапредметные:

познавательная – поиск информации в различных источниках, оформление ее в виде таблицы

регулятивная – достижение результатов соответственно поставленной цели, самооценка результатов;

коммуникативная – взаимодействие в группе, распределение ролей в группе;

личностная – умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему.

Оборудование: таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», бинты, жгуты или резиновые трубки, палочки для закрутки, учебники «Биология. 8кл. Человек» Колесов Д.В., сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» Р.Д. Маш.

Мотивационное поле - проблема:

- В Кунгуре этой осенью произошел несчастный случай. Группа школьников ехала на велосипедах вдоль скоростной трассы «Кунгур – Орда». При попытке пересечь проезжую часть одна из велосипедисток была сбита мчавшимся автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали «Скорую помощь» и ждали до ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу.

- Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?

- Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а, нередко, и жизнь человека.

- Кто мог бы помочь в этой ситуации? Какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь)

- Действительно, пострадавшему может помочь только тот, кто не только знает, но и умеет.

На доске две буквы -СЯ: чтобы уметь, что нужно сделать? (учиться, тренироваться)

- Учиться из каких источников? (книг, учителя …)

- Какие знания и умения можем получить? (распознать кровотечение, оказать первую помощь) как озаглавим работу?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ урока.

- Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:

1 гр – венозное кровотечение, 2гр – артериальное кровотечение, 3 гр – капиллярное кровотечение, 4 гр – внутреннее кровотечение, 5 гр – носовое кровотечение.

  • Работу оформить в таблицу на листах-картах из разрезных карточек, привести пример оказания первой помощи на одном из учеников.

  • Оценивать работу групп будет независимый эксперт

1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях»

Вид кровотечения

Как узнать

(характеристика кровотечения)

Как помочь

(меры первой помощи)




- группы работают 7 мин, докладывают результаты своей работы.

- Эксперт оценивает и комментирует.

2. - Третье задание: выберите карточку-задачу и окажите первую помощь одному их «пострадавших».

Задания:

  1. У пострадавшего наблюдается кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает из раны непрерывной и пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.

  2. Велосипедист, выполняя акробатический прыжок, упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Колено и передняя поверхность правой голени кровоточит, как губка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

  3. Трейссер во время прыжка ударился головой о препятствие. Из носа течет кровь, на лбу большая шишка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

  4. Подростки прыгали в опил и не заметили торчащую из кучи щепку. Один из них после прыжка обнаружил, что острая щепка воткнулась в левую голень. Кровь течет из раны слабой ровной струей. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

  5. При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Эксперт подводит итоги работы групп, лучшей группе выдает вымпел «Юные медицинские спасатели» (ЮМС).

Рефлексия:

- Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?

- Какие - СЯ для этого приобрел?

- составьте синквейн на тему КРОВОТЕЧЕНИЕ

- Сделайте самооценку своей работы на уроке.

- приклейте свой стикер на одну из линий поведения:

  • красная – я знаю, как помочь быстрее «Скорой»

  • синяя – я могу помочь при чьей-нибудь поддержке

  • желтая – я смогу вызвать «Скорую помощь»

Домашнее задание:

выберите себе д\з самостоятельно:

- составить «Инструкцию юного спасателя»;

- написать мини-сочинение «Как нужно действовать при спасении жизни человека»

- нарисовать плакат «Умей спасти жизнь человека!»

Урок, построенный с использованием технологии проблемного обучения, вызвал большой интерес у учеников. Проведенная проверочная работа по теме урока показала качество на 18% выше среднего по предмету. Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии поднимает интерес к предмету и является эффективным современным способом обучения.



   Литература

1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999№3 
2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сентября) 2002. 
3. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1994 
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007. 

5.Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия. 1998

6. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!