СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 9 классе "Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«тест экологические факторы»

ТЕСТ по теме «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ»


Из предложенных вариантов ответов выберите один верный.

А1.Какой уровень организации является объектом изучения науки экологии

молекулярный клеточный органный популяционно-видовой

А2. Активность какого животного в наибольшей степени зависит от температуры окружающей среды

серой цапли северного оленя прыткой ящерицы большой синицы

А3. Приспособлением хвойных растений к уменьшению испарения воды служит

ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок длительность сохранения хвои на дереве

быстрое передвижение воды по сосудам проводящей ткани ежегодная смена хвои

А4. Активность животных обитающих в пустыне зависит от

характера питания влажности воздуха

температуры воздуха особенностей движения

А5. Четко выраженное ярусное расположение растений в лесу указывает на их приспособленность к

улавливании энергии солнечного света поглощению большого количества кислорода

поглощению большого количества углекислого газа уменьшению испарения воды

А6. Антропогенными называют факторы

связанные с деятельностью человека определяющие функционирование биогеоценозов

абиотического характера обусловленные историческими изменениями земной коры

А7. Какой из примеров характеризует проявление биотического фактора в природе

накопление химических элементов в прибрежной растительности весенний разлив реки

сезонное пересыхание водоема чередование приливов и отливов

А8. К абиотическим факторам среды относят

преобразование солнечной энергии нашествие саранчи

скопление помета в колониях птиц обильный снегопад

А9. Организмы, жизнедеятельность и активность которых зависят от поступающего извне тепла называют

теплокровными эндотермными холоднокровными гетеротермными

А10.Увеличение продолжительности светового дня, вызывающее сезонные изменения у организмов, относят к факторам

антропогенным биотическим абиотическим ограничивающим

А11. Листья некоторых растений покрыты восковым налетом, который служит приспособлением для

защиты растений от поедания их животными уменьшения газообмена

уменьшения испарения и сохранения влаги улавливания солнечного света

А12. Сигналом, вызывающим наступление листопада у растений в умеренном климате, служит

понижение температуры воздуха сокращение длины светового дня

уменьшение питательных веществ в почве образование пробкового слоя в черешке


В1. Установите соответствие между животным и способом переживания им неблагоприятных условий среды

ЖИВОТНОЕ

СОСОБ ПЕРЕЖИВАНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ

А) северный олень

Б) серый гусь

В) бурый медведь

Г) желтый суслик

Д) деревенская ласточка

Е) еж обыкновенный

1) спячка

2) миграции


Выберите три верных ответа из предложенных

В2. Какие экологические факторы относят к антропогенным?

  1. распашка целинных земель

  2. действие солнечного света

  3. изменение влажности

  4. повышение температуры

  5. загазованность атмосферы в крупных городах

  6. создание заповедников


ТЕСТ по теме «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ»


Из предложенных вариантов ответов выберите один верный.

А1. Антропогенными называют факторы

связанные с деятельностью человека определяющие функционирование биогеоценозов

абиотического характера обусловленные историческими изменениями земной коры

А2.Какой уровень организации является объектом изучения науки экологии

клеточный популяционно-видовой молекулярный органный

А3. Активность какого животного в наибольшей степени зависит от температуры окружающей среды

тетерева ужа обыкновенного белого медведя воробья полевого

А4. Наибольшее значение свет имеет в жизни

рыси европейской лягушки озерной

неясыти тополя дрожащего

А5. Листовая мозаика у растений - приспособленность к

улавливанию энергии солнечного света поглощению большого количества кислорода

поглощению большого количества углекислого газа уменьшению испарения воды

А6. Какой из примеров характеризует проявление абиотического фактора в природе

листопад ход лосося на нерест

сезонное пересыхание водоема миграции антилоп гну

А7. К биотическим факторам среды относят

уровень солнечной радиации нашествие саранчи

изменение солевого состава почвы обильный снегопад

А8. Организмы, жизнедеятельность и активность которых не зависят от поступающего извне тепла называют

теплокровными эндотермными холоднокровными гетеротермными

А9. Приспособлением хвойных растений к уменьшению испарения воды служит

быстрое передвижение воды по сосудам проводящей ткани длительность сохранения хвои на дереве

ограниченное число устьиц и плотная кожица хвоинок ежегодная смена хвои

А10.Уменьшение продолжительности светового дня, вызывающее сезонные изменения у организмов, относят к факторам

ограничивающим биотическим антропогенным абиотическим

А11. Листья некоторых растений имеют густое опушение, которое служит приспособлением для

защиты растений от поедания их животными уменьшения газообмена

уменьшения испарения и сохранения влаги улавливания солнечного света

А12. Сигналом, вызывающим отлет птиц в умеренном климате, служит

понижение температуры воздуха сокращение длины светового дня

уменьшение питательных веществ в почве образование пробкового слоя в черешке


В1. Установите соответствие между животным и способом переживания им неблагоприятных условий среды

ЖИВОТНОЕ

СОСОБ ПЕРЕЖИВАНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ

А) лемминг

Б) серый журавль

В) барсук

Г) желтый суслик

Д) аист белый

Е) бурундук

1) спячка

2) миграции


Выберите три верных ответа из предложенных

В2. Какие экологические факторы относят к абиотическим?

  1. распашка целинных земель

  2. действие солнечного света

  3. изменение влажности

  4. повышение температуры

  5. загазованность атмосферы в крупных городах

  6. создание заповедников

Просмотр содержимого документа
«11 технолог карта ЭВОЛЮЦИЯ»

Технологическая карта урока по ФГОС

Предмет

Биология

Дата

26.02.2018

Класс

9

Тема

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

Цель

Сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина; сформировать представления о доказательствах эволюционного процесса.

Задачи урока

Образовательные:

Рассмотреть вклады ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, заслуги К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории; дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина, рассмотреть смысл понятия «эволюция», сформировать понятия о доказательствах эволюционного процесса.

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли; развивать умение сравнивать и сопоставлять результаты деятельности ученых. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; воспитывать материалистическое понимание мира, воспитывать положительное отношение к знаниям.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся знакомятся с особенностями периодов эволюционного учения; учатся выделять существенные признаки теорий эволюционного учения, находить сходство и отличие в данных теориях, различать заслуги эволюционистов; овладевают умением объяснять роль эволюционного учения, умеют приводить примеры в доказательство эволюционного процесса. Применяют знания для раскрытия основных причин эволюции животного мира. Делают выводы об историческом развитии мира.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать периоды эволюционного учения, определяя принадлежность разных теорий; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению эволюционного учения, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Тип урока

Комбинированный

Основные понятия

«Эволюция», «эволюционное учение Дарвина», «движущие силы эволюции», «наследственность», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции».

Межпредметные связи

История, генетика, анатомия и физиология, география.

Ресурсы

Учебник биологии для 9 класса (Пасечник В.В.); мультимедийный проектор, презентация

Форма работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный


Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1 минута)


Проверяет готовность к уроку; создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности.


Приветствуют учителя, организуют рабочие места.

Коммуникативные:

- слушают учителя

- строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Проверка выполнения домашнего задания (5 минут)

Организует работу обучающихся по индивидуальным карточкам

Выполняют тестовые задания по индивидуальным карточкам по теме «Экологические факторы и условия среды»


Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.

Познавательные:

- аналогия, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Актуализация знаний (2 минуты)


Активизация познавательной деятельности.

Вводное слово учителя об изменениях, происходящих в органическом мире.

- Наша планета уникальна, потому что на ней есть жизнь.

- Почему жизнь на Земле не прекращается?

- Живая природа организована очень сложно.

- Всегда ли мир организмов был таким, каким существует в наше время?

- Что происходило с живыми организмами в процессе исторического развития жизни на Земле?

-Каковы причины многообразия органического мира? (Проблемный вопрос).

Предлагает сформулировать тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы, делают вывод: живые организмы изменялись, их организация усложнялась, появлялись новые организмы.

Воспроизводят имеющиеся знания, отвечают на вопросы, выделяют вопрос, который вызвал затруднения.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют задачи урока. Планируют свою работу на уроке.

Регулятивные:

- умение ставить цель, планировать деятельность.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.

Познавательные:

- подведение под понятие, аналогия, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (25 минут)


Показывает презентацию и комментирует её.


Акцентирует внимание на основных моментах в эволюционных взглядах К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч.Дарвина.


Организует заполнение таблицы «Эволюционные взгляды К.Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч.Дарвина».


Комментирует схему «Движущие силы эволюции».


Раскрывает смысл «Синтетической теории эволюции».


Проводит рассмотрение доказательств эволюции, приводит примеры.

Записывают в тетрадях определение понятия «эволюция» - необратимый процесс исторического развития органического мира.


Проводят заполнение таблицы «Эволюционные взгляды К.Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч.Дарвина»


Отмечают «+» и «-» в эволюционных взглядах К.Линнея и Ж.Б. Ламарка.


Оформляют в тетрадях схему «Движущие силы эволюции».


Проводят заполнения кластера «Доказательства Эволюции».

Познавательные:

- использование ИКТ, анализ, синтез, обобщение, сравнение;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания,

- определение основной и второстепенной информации,

- умение работать с информацией.

Коммуникативные:

- аргументация своего мнения с достаточной полнотой и точностью, учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные:

- смыслообразование.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (5 минут)

Предлагает оценить свое самочувствие и работоспособность и показать с помощью смайлика.

Составить синквейн «Эволюция».

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели, работают в парах по составлению синквейна.

Из указанных предложений выбирают несколько и заканчивают их:

- я узнал….

- я научился…

- мне понравилось…

- я затруднялся…

-моё настроение…

Познавательные:

- рефлексия способов условий действия; контроль и самооценка процесса и результат деятельности.

Личностные:

- адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД;

- следование моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей полно и точно;

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений,

- работают в парах.

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению (2 минуты)

Объясняет выполнение домашнего задания.


Записывают в дневник.

§ 37, стр. 169-174,записи в тетради, отвечать на вопросы стр.173, готовят сообщения по темам «Детские и юношеские годы Ч.Дарвина», «Путешествие Ч.Дарвина на корабле Бигль».


Познавательные:

- систематизируют изученный материал, используя вопросы параграфа;

- применяют знания в новой ситуации.

Коммуникативные:

- слушают объяснения учителя,

- задают уточняющие вопросы.

Регулятивные:

- соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

- объективно оценивают свои результаты.


Просмотр содержимого презентации
«эволюция»

«Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент , когда оно есть, но оно тут же перестает быть… Одно и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то изменяется в это, это, изменяясь, снова становится тем…» Гераклит (древнегреческий философ)

«Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент , когда оно есть, но оно тут же перестает быть… Одно и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то изменяется в это, это, изменяясь, снова становится тем…»

Гераклит

(древнегреческий философ)

Тема урока «Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений»

Тема урока

«Происхождение видов.

Развитие эволюционных представлений»

Эволюция  – это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.   В научный оборот термин «эволюция» в1762 ввёл Шарль Бонне ( 1720 – 1793гг.), швейцарский натуралист.

Эволюция – это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

В научный оборот термин «эволюция» в1762 ввёл Шарль Бонне ( 1720 – 1793гг.), швейцарский натуралист.

Развитие эволюционных представлений в древности

Развитие эволюционных представлений в древности

Фалес Милетский Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) Анаксимен (585-525 гг. до н.э.) Гераклит (585-525 гг. до н.э.)

Фалес Милетский

Анаксимандр

(610-546 гг. до н.э.)

Анаксимен

(585-525 гг. до н.э.)

Гераклит

(585-525 гг. до н.э.)

Эмпедокл  (490-430 гг. до н.э.),  древнегреческий мыслитель,  создатель мифологического эволюционизма

Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), древнегреческий мыслитель, создатель мифологического эволюционизма

Из комьев первичной тины, согретой внутренним теплом Земли, сперва возникли растения, а животные появились отдельными частями: «Головы выходили без шеи, двигались руки без плеч, они блуждали без лбов…»

Из комьев первичной тины, согретой внутренним теплом Земли, сперва возникли растения, а животные появились отдельными частями: «Головы выходили без шеи, двигались руки без плеч, они блуждали без лбов…»

Аристотель  (384 – 332 гг. до н.э.),  Греция

Аристотель (384 – 332 гг. до н.э.), Греция

  • Признавал постепенное развитие природы.
  • Создатель «Лестницы существ» (минералы – растения – зоофиты – животные - человек).
Эпоха средневековья  Господствует идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догмах.

Эпоха средневековья

Господствует идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догмах.

Карл Линней  (1707 – 1778гг.),  шведский естествоиспытатель

Карл Линней (1707 – 1778гг.), шведский естествоиспытатель

  • Отец систематики.
  • Установил четкую иерархичность систематических категорий.
  • Ввел бинарную номенклатуру, латинский язык для названия живых организмов.
  • Описал около 10 000 видов растений и 4200 видов животных.
Предложил первое научное определение вида, уточнил критерии вида. Виды реально существуют в природе, но неизменны (концепция креационизма «Видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное существо»). Создатель искусственной системы органического мира.
  • Предложил первое научное определение вида, уточнил критерии вида.
  • Виды реально существуют в природе, но неизменны (концепция креационизма «Видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное существо»).
  • Создатель искусственной системы органического мира.
Жорж Бюффон  ( 1707 – 1788гг.)  французский естествоиспытатель

Жорж Бюффон ( 1707 – 1788гг.) французский естествоиспытатель

  • Родоначальник трансформизма.
  • «Естественная история».
Жан Батист Ламарк (1744 – 1829гг.)  французский естествоиспытатель

Жан Батист Ламарк (1744 – 1829гг.) французский естествоиспытатель

  • Трансформизм.
  • «Философия зоологии».
  • Разработал эволюционную теорию.
  • Виды в природе не существуют, организмы изменчивы.
  • Градация – ступенчатое повышение организации живыми организмами.
  • «Приспособительная эволюция» (принципы целесообразности изменений и стремления самих организмов к самосовершенствованию, прогрессу).
Система животных по Ж.Б. Ламарку

Система животных по Ж.Б. Ламарку

Приспособительная эволюция  (по Ж.Б.Ламарку)

Приспособительная эволюция (по Ж.Б.Ламарку)

  • Изменение среды.
  • Изменение потребностей.
  • Выработка новых привычек.
  • Упражнение органов в соответствии с новыми привычками.
  • Усиленное развитие упражняемых органов и редукция неупражняемых.
  • Наследственное закрепление новой организации.
Приспособительная эволюция  (по Ж.Б.Ламарку)

Приспособительная эволюция (по Ж.Б.Ламарку)

Ошибки:
  • Ошибки:
  • Внутреннее стремление организма к прогрессу.
  • Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды.
  • Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения.
Жорж Кювье  (1769 – 1832гг.), французский естествоиспытатель, натуралист

Жорж Кювье (1769 – 1832гг.), французский естествоиспытатель, натуралист

  • Принцип корреляции.
  • Теория катастроф.
Чарльз Лайель  (1797 – 1875гг.), британский геолог  Чарльз Лайель долгое время изучал современные геологические отложения и пришел к твердому убеждению, что формирование земной коры происходило и по-прежнему происходит постепенно и равномерно, что полностью опровергало теорию катастроф.  «С древнейших времен до наших дней не действовали никакие другие причины, кроме тех, которые ныне действуют… действие их всегда проявлялось с той же энергией, которую они проявляют ныне», – писал он в одном из первых своих трудов.

Чарльз Лайель (1797 – 1875гг.), британский геолог

Чарльз Лайель долгое время изучал современные геологические отложения и пришел к твердому убеждению, что формирование земной коры происходило и по-прежнему происходит постепенно и равномерно, что полностью опровергало теорию катастроф.

«С древнейших времен до наших дней не действовали никакие другие причины, кроме тех, которые ныне действуют… действие их всегда проявлялось с той же энергией, которую они проявляют ныне», – писал он в одном из первых своих трудов.

Карл Бэр  (1792-1876гг.)

Карл Бэр (1792-1876гг.)

  • Закон зародышевого сходства
М. Шлейден (1804-1881) Т.Шванн (1810-1882) Клеточная теория (1839)

М. Шлейден

(1804-1881)

Т.Шванн (1810-1882)

Клеточная теория (1839)

Чарльз Дарвин  (1809 – 1882гг.)

Чарльз Дарвин (1809 – 1882гг.)

Кругосветное плавание

Кругосветное плавание

  • Военный бриг «Бигль»,
  • 27 декабря 1831г. – 2 октября 1836г.
«Происхождение видов путем естественного отбора,  или Сохранение благоприятствуемых рас (форм, пород) в борьбе за жизнь» 24 ноября 1859 г.

«Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас (форм, пород) в борьбе за жизнь»

24 ноября 1859 г.

Эволюционное учение – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени.

Эволюционное учение – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени.

Движущие силы эволюции Свойства внешней среды Свойства живых организмов Жизненные ресурсы ограничены и распределены неравномерно Разнообразие условий обитания Стремление размножаться в геометрической прогрессии Изменчивость Наследственность Борьба за существование Естественный отбор – направляющий фактор Многообразие видов Одновременное существование примитивных и высокоорганизованных форм Разнообразие направлений эволюции Относительная приспособленность организмов к среде обитания

Движущие силы эволюции

Свойства внешней среды

Свойства живых организмов

Жизненные ресурсы ограничены и распределены неравномерно

Разнообразие условий обитания

Стремление размножаться в геометрической прогрессии

Изменчивость

Наследственность

Борьба за существование

Естественный отбор – направляющий фактор

Многообразие видов

Одновременное существование примитивных и высокоорганизованных форм

Разнообразие направлений эволюции

Относительная приспособленность организмов к среде обитания

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

  • Основная движущая сила эволюции – естественный отбор на фоне борьбы за существование. Материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость (мутационная, комбинативная). Наследственность обеспечивает стабильность вида.
  • Результатом эволюции органического мира является многообразие видов растений и животных, приспособленных к условиям окружающей среды.
  • Эволюция органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ.
  • Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора.
Синтетическая теория эволюции

Синтетическая теория эволюции

  • Синтетическая теория эволюции — современный дарвинизм — возникла в начале 40-х годов XX в. Она представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма. Термин «синтетическая» идет от названия книги известного английского эволюциониста Дж. Хаксли «Эволюция: современный синтез» (1942). В разработку синтетической теории эволюции внесли вклад многие ученые.
  • Синтетическая теория эволюции вскрыла глубинные механизмы эволюционного процесса, накопила множество новых фактов и доказательств эволюции живых организмов, объединила данные многих  биологических наук. Тем не менее синтетическая теория эволюции (или неодарвинизм) находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Ч. Дарвином.
Доказательства эволюции

Доказательства эволюции

  • Морфологические
  • Эмбриологические
  • Палеонтологические
  • Биогеографические
  • Цитогенетические
  • Биохимические
  • Паразитологические
Морфологические доказательства

Морфологические доказательства

  • Гомологичные органы  — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции. Дивергенция означает расхождение.
Морфологические доказательства  Рудиментарные органы, рудименты (от лат. rudimentum — зачаток, первооснова) — органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Морфологические доказательства

Рудиментарные органы, рудименты (от лат. rudimentum — зачаток, первооснова) — органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Морфологические доказательства  Атавизм  (от лат. atavus — отдалённый предок) — появление у данной особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших.

Морфологические доказательства

Атавизм  (от лат. atavus — отдалённый предок) — появление у данной особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших.

Эмбриологические доказательства  Закон зародышевого сходства (К.Бэр), принцип рекапитуляции (Э.Геккель и Ф.Мюллер).

Эмбриологические доказательства

Закон зародышевого сходства (К.Бэр), принцип рекапитуляции (Э.Геккель и Ф.Мюллер).

Палеонтологические доказательства  Филогенетические ряды  −  ряды  видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений. Впервые были открыты В. О. Ковалевским, который показал, что современные однопалые копытные происходят от древних пятипалых мелких всеядных животных .

Палеонтологические доказательства

Филогенетические ряды  −  ряды  видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений. Впервые были открыты В. О. Ковалевским, который показал, что современные однопалые копытные происходят от древних пятипалых мелких всеядных животных .

Палеонтологические доказательства Ископаемые переходные формы,

Палеонтологические доказательства

Ископаемые переходные формы,

Биогеографические доказательства Сравнение флоры и фауны

Биогеографические доказательства

Сравнение флоры и фауны

Биогеографические доказательства  Реликты   (лат. relictum — остаток) — виды и другие таксоны растений и животных, входящие в состав растительного или животного мира данного региона как пережитки флоры и фауны прошлых геологических эпох и находящиеся в некотором несоответствии с современными условиями существования.

Биогеографические доказательства

Реликты   (лат. relictum — остаток) — виды и другие таксоны растений и животных, входящие в состав растительного или животного мира данного региона как пережитки флоры и фауны прошлых геологических эпох и находящиеся в некотором несоответствии с современными условиями существования.

Цитологические доказательства    Все живые организмы – растения, грибы, животные, бактерии – состоят из клеток, имеющих общий план строения.

Цитологические доказательства

  Все живые организмы – растения, грибы, животные, бактерии – состоят из клеток, имеющих общий план строения.

Биохимические доказательства

Биохимические доказательства

  • У всех организмов на Земле носителем наследственной информации является ДНК, ферментами – белки; одинаково происходят процессы репликации, транскрипции, трансляции, одинаков генетический код; основным переносчиком энергии в клетке является АТФ, глюкоза расщепляется в процессе гликолиза.
Паразитологические доказательства  Многочисленными исследованиями доказано, что эволюция паразитов и хозяев происходит сопряженно. В некоторых группах паразиты оказываются специфическими для видов, родов или семейств. Поэтому по присутствию определенных паразитов можно с большой точностью судить о филогенетических связях видов-хозяев.

Паразитологические доказательства

Многочисленными исследованиями доказано, что эволюция паразитов и хозяев происходит сопряженно. В некоторых группах паразиты оказываются специфическими для видов, родов или семейств. Поэтому по присутствию определенных паразитов можно с большой точностью судить о филогенетических связях видов-хозяев.

Домашнее задание § 37, стр. 169-174,записи в тетради, вопросы на стр.173, подготовить сообщения по темам: - «Детские и юношеские годы Ч.Дарвина», - «Путешествие Ч.Дарвина на корабле Бигль».

Домашнее задание

  • § 37, стр. 169-174,записи в тетради, вопросы на стр.173,
  • подготовить сообщения по темам:

- «Детские и юношеские годы Ч.Дарвина»,

- «Путешествие Ч.Дарвина на корабле Бигль».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!