СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения " Буква Ж" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока чтения 1 класс " Буква Ж"

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения " Буква Ж" 1 класс»

Тема урока: Согласная буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах. Читать слова с новыми
буквами;

Развивающие:

- развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые
согласные;

  • развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
    Воспитательные:

  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку
    зрения, отличную от собственной.

Умения:

Предметные:

• создать условия для ознакомления учащимися с новым звуком и буквой Ж ж, развитием умений читать слова и

слоги с изученной буквой;

  • обучать различным видам работы с текстом, пословицами, словами;

  • помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала на уроке;
    Метапредметные:

• познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Жж; использование схем и моделей звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами
понимания прочитанных и прослушанных произведений.

• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

планировать свое действие; Личностные:

• формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

Методы обучения:

• Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;

  • парная;

  • индивидуальная

Оборудование: компьютер, презентация, предметные картинки, карточки-модели звуков, счётные палочки, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.


Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

- Вы садитесь тихо как?

- Вот так!

- А здороваетесь как?

- Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)

- Настроение какое?

- Вот какое!


Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний.

- К нам на урок сегодня пришла гостья. Угадайте, кто она.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. - Откроем учебники на стр. 24 и рассмотрим картинку.

- Кто узнал из какой она сказки?

- А кто автор этой сказки?

(На доску вывешивается картинка Дюймовочки)

- Откройте учебник на странице 24. Посмотрите, что принесла Дюймовочка с собой. На верху страницы и на экране написана пословица.

«Где дружбой дорожат, там враги дрожат»

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Слайд 1)

- А мы с вами дружные?

- Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках и поможем Дюймовочке продолжить предложения.

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

- Буквы е,ё, я в начале слова …(обозначают 2 звука).

Создание проблемной ситуации.

Ребята, а еще нам Дюймовочка прислала телеграмму, в которой сообщает, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.






Отгадывают загадку








Объясняют смысл пословицы.










Повторение ранее изученного






















Мы его ещё не учили.


Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.



Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний:

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей;






3. Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока.

Я предлагаю вам внимательно просмотреть фрагмент мульфильма и подумать, что интересного есть в предложенном фрагменте?

- О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке?

- Вы узнаете тайну, связанную с этим звуком

- Мы попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся ….

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Дюймовочки.

-Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …

- Жираф.


-В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая …- Жаба


-Тёплым днем, весной и в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук,

Я жужжу, я майский …- Жук.



- Произнесите ещё раз эти слова.


- Назовите первые звуки в этих словах.


- А теперь сформулируйте тему урока.

(Слайд 2)

Нам нужно найти как можно слов со звуком Ж

(Слайд 3)

Создание проблемной ситуации.

- Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука.


Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя







Ответы учащихся.



Дети произносят слова.


Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой.

Просмотр фрагмента из мультфильма

« Дюймовочка»










Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели.

Регулятивные:

целеполагание.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

- Может кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой?

- Версий много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему.


Составление плана решения проблемы.

- Давайте составим план исследования звука.

- Что мы должны сказать о звуке?


Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания.

- Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный.

- Встречает ли воздух преграду?


- Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать?



- Какой же это звук, звонкий или глухой?


- Звук [ж] согласный, звонкий. На какой улице ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей?

- На каком этаже, на верхнем или нижнем?

- Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук?


- С каким похожим звуком мы знакомились раньше?

- Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже.

- Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки?


- Подберите слова со звуком [ж].


- Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

- Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

- Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?

- Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка.



Физкультминутка

Мы нашли себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках-

Пусть лежит в кармашке ( дети показывают0

Ой, упал, упал мой жук ( нагибаются).

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук.

Улетел на крыльях. (дети машут руками)

Игра «Гости»

- Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки.

Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза.


Знакомство с новой буквой.

- Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Сейчас Дюймовочка нам покажет букву Ж.

(Слайд 4)

- На что похожа буква Ж?

Эта буква хороша,

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!

(С.Маршак)

(Слайды 5.6)


Смоделируйте с помощью счётных палочек букву «Ж»


Работа по учебнику.с.25

Чтение столбиков слов.

- Чем отличаются слова друг, дружок?

- Почему слово Жучка написано с заглавной буквы?

- Когда говорят «могу», а когда «может»?

- Чем отличаются слова «телега», «тележка»?



- Кто изображён справа над схемой?

- Что он делает? Как называется игра?


- Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки».

( Слайд 7)

Чтение слогов с новой буквой.(Слайды 8-13)

- Прочитайте слоги.

- В чём особенность звука [ж]?

- Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный?

_ Что мы можем уже сказать о звуке (Ж)?

(Слайд 14)



Дети высказывают свои версии.





Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий


Дети смотрят друг на друга и произносят звук.

При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.


Дети закрывают уши руками.

- Этот звук звонкий.


- На синей улице.



- На верхнем этаже.

Дети произносят звук [ж]

- Этот звук шипящий.

- Со звуком [ш].


Дети произносят звуки [ж],[ш].

- Эти звуки парные по звонкости-глухости.

Дети подбирают слова со звуком [ж].

- Твердо.

Дети затрудняются ответить.



- Звук [ж] всегда твёрдый.





Выполняют движения под руководством учителя








Участвуют в игре.







Предположения детей.












Работа в парах Моделирование




- Это кличка животного.

- Я могу. Кто-то может.

Ответы детей.



- Изображён мальчик.

- Мальчик играет в жмурки.


Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки»



Читают слоги.

- Звук [ж] всегда твердый.

- Не получилось.

Познавательные: логические: выдвижение гипотез.



Общеучебные:

постановка и решение проблемы;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

создание и преобразование модели.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий.







Познавательные:

логические:

подведение под понятие, выведение следствия.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.






Личностные: установка на здоровый образ жизни.





Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения.






Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;




Моделирование





Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию ние.

5. Первичное закрепление.

Цель: применение нового знания.


Работа с текстом.(Слайд 15)

- Посмотрим на рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Учитель читает текст.

Проверка первичного восприятия.

- О ком этот рассказ?

- В какую игру играют дети?

- Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?


- О чем предупредили ребята Женю?

- Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья и поступили благородно?


1.« Жужжащее» чтение текста учащимися.

2.Чтение текста «хором»

3.Чтение « По цепочке»





Выдвигают версии.

Ответы детей.



- Этот рассказ о детях.

- Они играют в жмурки.

- У него завязаны глаза.



- О луже.

- Да.




Чтение текста детьми.






Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию.


Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.


Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей.

Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Работа со скороговорками ( Слайды 16.17)

Дюймовочка приготовила для вас непростое задание: Нужно выбрать скороговорку и попробовать её прочитать.

1.Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

2.У Жоры – уж, у Розы – уж.

3. У ежа – ежата, у ужа - ужата.


- Дюймовочка просит вас поиграть в игру

« Найди лишнее»

(Слайды 18.19,20)












Каждый выбирает себе скороговорку и пробует прочитать.






Работа по рядам. Выполнение заданий.














.

Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;


Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.


Познавательные: оценка процесса и результата деятельности.

7. Итог урока.

- С какой пословицы мы начали наш урок?

- Где дружбой дорожат – там враги дрожат.


- Мы дружно сегодня работали на уроке?


- Ответьте на вопрос.

С какой

буквой мы познакомились на уроке?


- В чем же особенность этой буквы?






- С буквой Ж.

- Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж].

Познавательные:

ориентироваться в системе полученных знаний.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.


8. Рефлексия.

- Дюймовочке очень понравилось у нас в гостях, но ей пора возвращаться домой. Подарите Дюймовочке смайлики, оценив свою работу на уроке.

- Перед тем, как уйти домой, Дюймовочка оставила для вас подарки. (Слайд 21.22)


На фоне песни о дружбе выходят к доске.


Дети разворачивают букву «К» и получается буква «Ж».


Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности.