2. Актуализация знаний. | - К нам на урок сегодня пришла гостья. Угадайте, кто она. Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. - Откроем учебники на стр. 24 и рассмотрим картинку. - Кто узнал из какой она сказки? - А кто автор этой сказки? (На доску вывешивается картинка Дюймовочки) - Откройте учебник на странице 24. Посмотрите, что принесла Дюймовочка с собой. На верху страницы и на экране написана пословица. «Где дружбой дорожат, там враги дрожат» - Как вы понимаете эту пословицу? (Слайд 1) - А мы с вами дружные? - Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям. - Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках и поможем Дюймовочке продолжить предложения. - Наша речь состоит ….(из предложений). - Звуки бывают … (гласные и согласные). - При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду). - Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие). - Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные). - После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э). - После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю). - Буквы е,ё, я в начале слова …(обозначают 2 звука). Создание проблемной ситуации. Ребята, а еще нам Дюймовочка прислала телеграмму, в которой сообщает, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. | Отгадывают загадку Объясняют смысл пословицы. Повторение ранее изученного Мы его ещё не учили. | Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Личностные: - умения слушать и слышать собеседника; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: Регулятивные: - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей; |
3. Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока. | Я предлагаю вам внимательно просмотреть фрагмент мульфильма и подумать, что интересного есть в предложенном фрагменте? - О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке? - Вы узнаете тайну, связанную с этим звуком - Мы попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока. Познакомимся с ….. Научимся …. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Дюймовочки. -Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … - Жираф. -В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая …- Жаба -Тёплым днем, весной и в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук, Я жужжу, я майский …- Жук. - Произнесите ещё раз эти слова. - Назовите первые звуки в этих словах. - А теперь сформулируйте тему урока. (Слайд 2) Нам нужно найти как можно слов со звуком Ж (Слайд 3) Создание проблемной ситуации. - Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Ответы учащихся. Дети произносят слова. Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж. Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой. | Просмотр фрагмента из мультфильма « Дюймовочка» Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели. Регулятивные: целеполагание. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) | - Может кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой? - Версий много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему. Составление плана решения проблемы. - Давайте составим план исследования звука. - Что мы должны сказать о звуке? Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания. - Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный. - Встречает ли воздух преграду? - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать? - Какой же это звук, звонкий или глухой? - Звук [ж] согласный, звонкий. На какой улице ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей? - На каком этаже, на верхнем или нижнем? - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук? - С каким похожим звуком мы знакомились раньше? - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже. - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки? - Подберите слова со звуком [ж]. - Как слышим звук [ж], твердо или мягко? - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким? - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод? - Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка. Физкультминутка Мы нашли себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руках- Пусть лежит в кармашке ( дети показывают0 Ой, упал, упал мой жук ( нагибаются). Нос испачкал пылью. Улетел зелёный жук. Улетел на крыльях. (дети машут руками) Игра «Гости» - Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки. Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза. Знакомство с новой буквой. - Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Сейчас Дюймовочка нам покажет букву Ж. (Слайд 4) - На что похожа буква Ж? Эта буква хороша, И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж! (С.Маршак) (Слайды 5.6) Смоделируйте с помощью счётных палочек букву «Ж» Работа по учебнику.с.25 Чтение столбиков слов. - Чем отличаются слова друг, дружок? - Почему слово Жучка написано с заглавной буквы? - Когда говорят «могу», а когда «может»? - Чем отличаются слова «телега», «тележка»? - Кто изображён справа над схемой? - Что он делает? Как называется игра? - Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки». ( Слайд 7) Чтение слогов с новой буквой.(Слайды 8-13) - Прочитайте слоги. - В чём особенность звука [ж]? - Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный? _ Что мы можем уже сказать о звуке (Ж)? (Слайд 14) | Дети высказывают свои версии. Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий Дети смотрят друг на друга и произносят звук. При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный. Дети закрывают уши руками. - Этот звук звонкий. - На синей улице. - На верхнем этаже. Дети произносят звук [ж] - Этот звук шипящий. - Со звуком [ш]. Дети произносят звуки [ж],[ш]. - Эти звуки парные по звонкости-глухости. Дети подбирают слова со звуком [ж]. - Твердо. Дети затрудняются ответить. - Звук [ж] всегда твёрдый. Выполняют движения под руководством учителя Участвуют в игре. Предположения детей. Работа в парах Моделирование - Это кличка животного. - Я могу. Кто-то может. Ответы детей. - Изображён мальчик. - Мальчик играет в жмурки. Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки» Читают слоги. - Звук [ж] всегда твердый. - Не получилось. | Познавательные: логические: выдвижение гипотез. Общеучебные: постановка и решение проблемы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; создание и преобразование модели. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: планировать, определять последовательность действий. Познавательные: логические: подведение под понятие, выведение следствия. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения. Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; Моделирование Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию ние. |
5. Первичное закрепление. Цель: применение нового знания. | Работа с текстом.(Слайд 15) - Посмотрим на рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Учитель читает текст. Проверка первичного восприятия. - О ком этот рассказ? - В какую игру играют дети? - Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей? - О чем предупредили ребята Женю? - Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья и поступили благородно? 1.« Жужжащее» чтение текста учащимися. 2.Чтение текста «хором» 3.Чтение « По цепочке» | Выдвигают версии. Ответы детей. - Этот рассказ о детях. - Они играют в жмурки. - У него завязаны глаза. - О луже. - Да. Чтение текста детьми. | Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции. |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Работа со скороговорками ( Слайды 16.17) Дюймовочка приготовила для вас непростое задание: Нужно выбрать скороговорку и попробовать её прочитать. 1.Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет. 2.У Жоры – уж, у Розы – уж. 3. У ежа – ежата, у ужа - ужата. - Дюймовочка просит вас поиграть в игру « Найди лишнее» (Слайды 18.19,20) | Каждый выбирает себе скороговорку и пробует прочитать. Работа по рядам. Выполнение заданий. . | Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него. Познавательные: оценка процесса и результата деятельности. |