СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения "М. Пришвин "Моя Родина""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения "М. Пришвин "Моя Родина""»

















Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему:

« М. Пришвин «Моя Родина»».

Учитель начальных классов

г. Шахты МБОУ СОШ № 36

Овчинникова Алла Юрьевна





















Тема урока: М. Пришвин «Мoя рoдинa».

Цели урока:

• Пoзнакомить oбучающихся с расскaзoм М. Пришвина «Моя родина»;

• совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами;

• развивать умения: вчитываться в рассказ; работать с содержанием произведения; находить в тексте информацию, заданную в явном виде; понимать смысл использованных в тексте образных выражений; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; подтверждать свою точку зрения выдержками из текста;

• развивать творческие способности;

• развивать интерес к творчеству М. Пришвина;

• воспитывать патриотизм

Предметные результаты

Обучающиеся научатся: правильному, осознанному и выразительному чтению текста целыми словами; работе с содержанием рассказа; составлению характеристики природы нашей страны на основе прочитанного; определению главной мысли произведения; использованию прикнижного словаря; составлению рассказа на заданную тему.

Метапредметные результаты (УУД)

Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные: прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного произведения; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; определять авторский замысел; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; объяснять значение слов с помощью словаря; определять главную мысль произведения; формулировать вывод и подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.

Коммуникативные: участвовать в парной работе по составлению характеристики природы нашей страны; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному; рассказывать о природе

родного края

Личностные: интерес к творчеству М. Пришвина, любовь к природе, любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс (2 часть) под редакцией Э.Э.Кац АСТ.Астрель Москва.2008 , портрет писателя М.М.Пришвина, , песня «С чего начинается Родина?», очерк, тексты (для групповой работы), презентация, проектор, экран, компьютер, толковый словарь, рисунки детей.

Ход урока

I Самоопределение к деятельности.

-Ребята, у нас вами очередной урок литературного чтения. И я хочу его начать со слов одного французского писателя -философа Денни Дидро: . «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»(Слайд №1)

- Согласны вы с этим выказыванием?

- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. 

-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?

( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.)

- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.


II Актуализация знаний

-Ребята, девизом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Объясните смысл .

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как    прекрасна была бы Земля наша»

        А.П.Чехов (Слайд №2)

-О каком куске земли идёт речь?

-Как называется та земля, на которой мы живём?

-Что такое Родина? ( Ответы детей)

-Давайте вспомним объяснение значения слова Родина из словаря Ожегова.

РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

-Как называется наша с вами Родина ? (Россия, г. Шахты)


III Постановка учебной задачи

-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на уроке?(Родина)

1.-У вас было творческое домашнее задание (Рисунки)

– Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему?

( У каждого своё представление о Родине).

-Послушайте отрывок из песни Вениамина Баснера «С чего начинается Родина», слова к этой песне написал Михаил Матусовский, а исполняет Марк Бернес.

-Как автор отвечает на свой вопрос? ( С картинок в букваре, с хороших товарищей, с песни, что пела нам мать, скамья у ворот, с берёзки, с пени скворца)

2. Ребята, перед вами берёзовые листочки. Напишите на берёзовых листочках одним словом «Что значит для вас Родина».

Объясните, ответ прикрепляем к нашей белоствольной берёзке. (Обсуждаются ответы учащихся).

- Почему мы именно на берёзку прикрепили свои ответы- представления о Родине? (Берёза - символизирует нашу Родину)

3. Давайте вернёмся к нашей выставке и ещё раз посмотрим на рисунки.

- Что общего между ними?

-Как можно одним словом назвать всё то, что вы изобразили на рисунках?

(Родина, природа родного края). Какой мы сделаем вывод. ( Природа и Родина очень тесно взаимосвязаны).

4.Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов.

-С одни из них, вы уже немного знакомы по предыдущим классам.

Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Имя этого писателя – М. Пришвин» Слайд № 3

5. Знакомство с автобиографией М. Пришвина .

Вы лучше поймёте произведения этого автора, когда познакомитесь выдержками из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)


Текст для 1 группы

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

 



- Что узнали о жизни Пришвина?

Текст  для 2 группы

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст  для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями.



-Где побывал М.М. Пришвин ? Чем он любил заниматься?

- А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав  отрывок из воспоминаний Пришвина.


6. Физминутка.

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок, не высок

(сесть, встать)

Удивительная птица

подает нам голосок

(глаза и руки вверх)

По тропинке два туриста

Шли домой издалека

(ходьба)

Говорят: « Такого свиста мы не слышали пока».

(плечи поднять)


7. РАБОТА НАД ОЧЕРКОМ “МОЯ РОДИНА”.


-Сегодня на уроке мы познакомимся с очерком М.М. Пришвина “Моя Родина”

- Как вы понимаете, что такое очерк?

- Где мы можем найти лексическое значение слова ОЧЕРК?(словарь)

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.

Работа с учебником (словарная разминка)


(Первичное чтение текста хорошо читающими детьми)

-От чьего имени ведется рассказ.

-Чем понравился вам очерк?


8.АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.


1 абзац. – Чтение вслух.

- Как вы понимаете выражение “рано до солнца”?

- Чем угостила мать автора?

- От чего чай делался прекрасным?

2 абзац. Чтение про себя.

- Как вы понимаете выражение “это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону”?

(Научился вставать рано, до солнца)


3-4 абзацы. Чтение вслух.

-Всегда ли Пришвин жил в деревне?

В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)

-Какое значение он придаёт раннему подъёму? ( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)


5-6 абзацы. Чтение про себя.

-Куда уходил Пришвин после чая? («После чая я уходил на охоту»).

-Найти и подчеркнуть слова, которые поясняют, в чём заключается “охота писателя”.

(«Моя охота была тогда и теперь – в находках»).

-Что это за находки?

-(«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)


7-8 абзацы. Чтение вслух.

-К кому же обращается писатель? (Писатель обращается к детям, которые читают его книги).

-Что значит «кладовая солнца»?

-(Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа. Она позволяет существовать всему живому.)

-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»? («Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных).

-К чему призывает Пришвин? (Пришвин призывает охранять Родину).

-Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину»).

-Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?

«Охранять природу – значит охранять Родину».


Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.


Если бы природа умела говорить, то с какими словами она могла бы обратиться к людям? (Берегите! Не уничтожайте! Любите! Охраняйте! Жалейте! Наслаждайтесь! Не ломайте! Не рвите! Не губите!)

-А что значит «охранять»? (любить, беречь, заботиться, помогать, обогащать, хранить и т. д.)

-Приведите примеры правила поведения в природе.


9.Выразительное чтение 7-9 абзацев. (оценить)


РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.

Очерк М.М.Пришвина заканчивается пословицей.

Охранять природу – значит охранять Родину.


Работа в парах. Собери пословицы о Родине. Объясни их.

Человек без Родины -

чем Родина наша.

Нет на свете ничего краше,

умей за ней постоять.

Родина-мать,

во сне снится.

На чужбине родная землица

чужая-мачеха.

Родная сторона-мать,

что соловей без голоса,




10. Рефлексия.

- Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

- Что нового получили, что не знали раньше?

-Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

Охранять природу – значит охранять родину!