СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения в 4 классе по теме : "В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, научить видеть прекрасное.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4 классе по теме : "В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе".»

4 класс УМК «Школа России»

«В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» учитель начальных классов 1 категории

Столярчук Н.З.

Введение

Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества. В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Данный урок поможет учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, научить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни, поможет сформировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше.

Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей.

Изучение этого произведения дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов.

Хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».





Цель: Повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»;

Задачи:

  • Способствовать формированию умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

  • Способствовать формированию умения доказывать свое мнение, правильно строить речь.

  • Способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

  • Развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

  • Воспитывать доброе, позитивное, уважительное отношение к живой природе: людям, животным, растениям

  • Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Педагогические технологии: проблемно-поисковый, словесно-наглядный, словесноэмоционального воздействия, практический, технология развития критического мышления, фронтальная работа.

Оборудование и материалы Мультимедийная презентация, иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, план описания, учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.; раздаточный материал – тест, карточка для составления синквейна. Музыкальное сопровождение музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия»

Ход урока:

I. Организационный этап - Дорогие ребята!

- Наш урок хотела бы начать с высказывания известного французского писателя Жан Жака Руссо, а вы мне поможете.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой

ставить новые цели, стремиться к их достижению»

Ж.Ж. Руссо

-Желаю вам плодотворной работы.

II. Подготовительный этап

«Если ты оставил после себя след

красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

В.М. Гаршин.

  • Прочтите эпиграф к нашему уроку.

  • Как вы понимаете смысл прочитанного?

  • Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

  • Кто же автор этих строк?

  • А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся) Биография В.М. Гаршина.

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушкапутешественница» и «Сказка о жабе и розе».

Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть глаза и попробовать представить то, о чем я буду рассказывать.

(Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)

  • Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова будущей сказки.

  • Как вы думаете, о какой сказке идет речь? («Сказка о жабе и розе») Вопрос на доску:

  • Почему у автора возникла идея о написании сказки с таким названием?

Тема исследования: «Произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» - Давайте проведем исследование, поставим цель и попробуем выдвинуть гипотезу.

Цель исследования: разгадать загадку заголовка

  • У вас есть какие-нибудь предположение, что может символизировать роза, а что жаба?

Предположим, что образы розы и жабы - символы добра и зла Давайте будем исследовать произведение по плану Выбор метода решения проблемной ситуации.

План исследования:

  1. Выделить в произведении сюжетные линии

  2. Раскрыть образ героев произведения.

  3. Сравнить образы этих героев

  4. Сделать вывод

III. Основная часть

1.Проверка и коррекция опорных знаний учащихся.

-Домашним заданием было самостоятельное знакомство со сказкой.

-Давайте проверим, насколько внимательно мы прочитали произведение.

Перед вами вопросы , если вы согласны с утверждением вы ставите +, если не согласны ставите –

Утверждения

Цветник, в котором рос розовый куст, находился перед дворцом

-

Роза распустилась в хорошее майское утро

+

В это время жаба купалась в луже

-

В этом саду прошлым летом сидел румяный десятилетний мальчик

-

Весной мальчик не мог выйти в сад, он ослаб от болезни

+

Жаба чувствовала страх перед розой

-

Свои чувства к розе она выражала словами « Я тебя слопаю»

+

Сильный дождь помешал жабе добраться до розы

-

Соловей пел розе свои песни

+

Розу спасла от жабы птица

-

  • Проверьте по слайду, правильно ли вы ответили на вопросы.

  • Молодцы ,вы очень внимательные читатели.

2. Усвоение новых знаний и способов действий.

  • В произведении две сюжетные линии и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. (Рисунок на доске- Жаба, роза, мальчик, девочка. ) - Есть четыре действующих лица (- Жаба, роза, мальчик, девочка) - Первая сюжетная линия (- Мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе )

  • Вторая сюжетная линия (- Роза и жаба)

  • Что объединяло всех героев произведения? ( - Цветник ) - Найдите описание цветника.

  • Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? (- Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решѐтка облезла, рассохлась и

развалилась… )

  • Чей это был цветник? (- Семьи, которая жила в доме, в частности – мальчика)

  • Почему он был так запущен? (Мальчик заболел)

  • Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами из текста .

3. Практическая работа.

  • А теперь вернемся к первой сюжетной линии. Попробуйте выразить свои представления о жабе и розе.

  • Что вы можете сказать об обычной розе? Какая она? (- Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени )

Какой вы представляете себе обычную жабу? Какая она? (- Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, внешне – безобразная)

– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании розы и жабы.

Чтобы описать их по произведению. Нам поможет план

-Дать характеристику героев по плану. (На листочке каждый дает

характеристику своего пункта-1 минута) План:

1. Окружающая обстановка. ( - Роза: хорошее солнечное майское утро, голубое небо, кругом мирно и спокойно, пение соловья, птички, бабочки и пчелки летали вокруг.

- Жаба: сырая земля, среди корней кустов, тень, розовый куст.)

  1. Внешний вид.( - Роза: душистое прекрасное создание в цветнике, нежный, роскошный, бледный цветок, лепестки ее были тонкие...) - Жаба: жирная, старая, грязно-серые, липкие, бородавчатые безобразные лапы, плоское брюхо, жабьи глаза, жабье сердце.)

  2. Действия. (- Роза: росла, красовалась, могла бы плакать не от горя, а от счастья жить, не могла говорить, а разливать ароматный запах, не может летать как бабочка, слушала пение соловья, срезали недаром

- Жаба: ленилась, обжиралась, карабкалась, шлепнулась, поползла, захрипела, отлетела, что-то зашевелилось в жабьем сердце._

4. Отношение к жизни. (- Роза: испытывает душевные переживания, любит жизнь, все ее радует, ее тонкий аромат-это и слова, и слезы и молитва, была счастлива

  • Жаба: не умеет радоваться солнцу, не умеет проявлять свои чувства, мечтает погубить прекрасное, ненависть, злость)

  • Ребята, вам нравится роза? Какой это образ – положительный или отрицательный?

  • Итак, какой нам показывает жабу автор? Образ жабы положительный или отрицательный?

ФИЗМИНУТКА

  • Слова, связанные с жабой - топаем, слова, связанные с розой – хлопаем в ладоши

(Злость, красота, зависть, равнодушие, солнышко, счастье, лень, ненависть, мечта, доброта, жаба, роза

  • Чтобы подвести итог вашей работе и сделать вывод, предлагаю провести

СИНКВЭЙН 1 группа –

1.Роза

2.Красива, добрая

3.Радуется, плачет, пахнет

4.Роза – прекрасный цветок

Роза - «добро»

2 группа –

1.Жаба

2.Уродливая, злая

3.Ленится, слопать, хрипела

4.Жаба - мерзкое животное

Жаба – «зло»

  • До этих пор сюжеты сказки развивались отдельно «роза-жаба», «мальчикдевочка», что происходит дальше?

(раздать схемы сюжетных линий, показать, как они пересекаются)

  • На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-», оценивая отношения героев. (- Видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +. Вывод: добро возвращается добром.)

Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие годы

  • Кто спас розу от ужасной смерти? (Сестра больного мальчика)

Почему автор не позволил жабе погубить розу? (Добро не возможно уничтожить злом)

  • Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

  • Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?

  • Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?( Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуту. )

  • Можно ли сказать, что мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни

(Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие годы)

IV. Обобщающий этап

  • Что же спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы?

(- Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.)

  • Вспомните, когда Гаршин описывал розу, с кем он ее сравнивал?

  • Может быть это и есть ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.

  • Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

К кому из героев подходят эти замечательные слова?

  • Вот мы подобрались к смыслу произведения и можем ответить на вопрос (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.

  • Почему у автора возникла идея написания сказки с таким названием. (- Слушая красивое музыкальное произведение, Гаршин наблюдал за безобразным стариком. Он представил, что это жаба наблюдает за розой. Он понимал, что эти два образа несовместимы и хотел рассказать нам об этом в своей сказке. Он хотел показать, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое.)

  • Образы розы и жабы - символы добра и зла.? (- Да)

  • Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)

-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают) - В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

  • Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

  • Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

  • Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

  • Подходят ли они к нашему произведению?

  • Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)

  • Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

  • Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом? V. Контрольный этап

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки

  1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

  1. О чѐм думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

  1. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

  1. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как

А) она не досталась жабе

Б) еѐ гибель была неизбежна

подарить его людям.

  • Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.

VII. Рефлексивный этап

-Мы исследовали сказку и ответили на вопрос.

- А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

Закончите предложение:

Я узнал…

Было интересно…

Я почувствовал, что…

Я смог…

Я попробовал…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание

Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (В этом произведении она воплощение зла, значит, плохая.)

  • Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – это только символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

  • Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

  • Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».