4 класс УМК «Школа России»
«В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» учитель начальных классов 1 категории
Столярчук Н.З.
Введение
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества. В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.
Данный урок поможет учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, научить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни, поможет сформировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше.
Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей.
Изучение этого произведения дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов.
Хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Цель: Повышение уровня восприятия литературного произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»;
Задачи:
Способствовать формированию умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
Способствовать формированию умения доказывать свое мнение, правильно строить речь.
Способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
Развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
Воспитывать доброе, позитивное, уважительное отношение к живой природе: людям, животным, растениям
Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности
Педагогические технологии: проблемно-поисковый, словесно-наглядный, словесноэмоционального воздействия, практический, технология развития критического мышления, фронтальная работа.
Оборудование и материалы Мультимедийная презентация, иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, план описания, учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.; раздаточный материал – тест, карточка для составления синквейна. Музыкальное сопровождение музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия»
Ход урока:
I. Организационный этап - Дорогие ребята!
- Наш урок хотела бы начать с высказывания известного французского писателя Жан Жака Руссо, а вы мне поможете.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой
ставить новые цели, стремиться к их достижению»
Ж.Ж. Руссо
-Желаю вам плодотворной работы.
II. Подготовительный этап
«Если ты оставил после себя след
красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
В.М. Гаршин.
Прочтите эпиграф к нашему уроку.
Как вы понимаете смысл прочитанного?
Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.
Кто же автор этих строк?
А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся) Биография В.М. Гаршина.
В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.
Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.
Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.
Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.
Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»
Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушкапутешественница» и «Сказка о жабе и розе».
Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть глаза и попробовать представить то, о чем я буду рассказывать.
(Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)
Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова будущей сказки.
Как вы думаете, о какой сказке идет речь? («Сказка о жабе и розе») Вопрос на доску:
Почему у автора возникла идея о написании сказки с таким названием?
Тема исследования: «Произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» - Давайте проведем исследование, поставим цель и попробуем выдвинуть гипотезу.
Цель исследования: разгадать загадку заголовка
У вас есть какие-нибудь предположение, что может символизировать роза, а что жаба?
Предположим, что образы розы и жабы - символы добра и зла Давайте будем исследовать произведение по плану Выбор метода решения проблемной ситуации.
План исследования:
Выделить в произведении сюжетные линии
Раскрыть образ героев произведения.
Сравнить образы этих героев
Сделать вывод
III. Основная часть
1.Проверка и коррекция опорных знаний учащихся.
-Домашним заданием было самостоятельное знакомство со сказкой.
-Давайте проверим, насколько внимательно мы прочитали произведение.
Перед вами вопросы , если вы согласны с утверждением вы ставите +, если не согласны ставите –
Утверждения
Цветник, в котором рос розовый куст, находился перед дворцом | - |
Роза распустилась в хорошее майское утро | + |
В это время жаба купалась в луже | - |
В этом саду прошлым летом сидел румяный десятилетний мальчик | - |
Весной мальчик не мог выйти в сад, он ослаб от болезни | + |
Жаба чувствовала страх перед розой | - |
Свои чувства к розе она выражала словами « Я тебя слопаю» | + |
Сильный дождь помешал жабе добраться до розы | - |
Соловей пел розе свои песни | + |
Розу спасла от жабы птица | - |
Проверьте по слайду, правильно ли вы ответили на вопросы.
Молодцы ,вы очень внимательные читатели.
2. Усвоение новых знаний и способов действий.
В произведении две сюжетные линии и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. (Рисунок на доске- Жаба, роза, мальчик, девочка. ) - Есть четыре действующих лица (- Жаба, роза, мальчик, девочка) - Первая сюжетная линия (- Мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе )
Вторая сюжетная линия (- Роза и жаба)
Что объединяло всех героев произведения? ( - Цветник ) - Найдите описание цветника.
Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? (- Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решѐтка облезла, рассохлась и
развалилась… )
Чей это был цветник? (- Семьи, которая жила в доме, в частности – мальчика)
Почему он был так запущен? (Мальчик заболел)
Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами из текста .
3. Практическая работа.
А теперь вернемся к первой сюжетной линии. Попробуйте выразить свои представления о жабе и розе.
Что вы можете сказать об обычной розе? Какая она? (- Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени )
Какой вы представляете себе обычную жабу? Какая она? (- Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, внешне – безобразная)
– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании розы и жабы.
Чтобы описать их по произведению. Нам поможет план
-Дать характеристику героев по плану. (На листочке каждый дает
характеристику своего пункта-1 минута) План:
1. Окружающая обстановка. ( - Роза: хорошее солнечное майское утро, голубое небо, кругом мирно и спокойно, пение соловья, птички, бабочки и пчелки летали вокруг.
- Жаба: сырая земля, среди корней кустов, тень, розовый куст.)
Внешний вид.( - Роза: душистое прекрасное создание в цветнике, нежный, роскошный, бледный цветок, лепестки ее были тонкие...) - Жаба: жирная, старая, грязно-серые, липкие, бородавчатые безобразные лапы, плоское брюхо, жабьи глаза, жабье сердце.)
Действия. (- Роза: росла, красовалась, могла бы плакать не от горя, а от счастья жить, не могла говорить, а разливать ароматный запах, не может летать как бабочка, слушала пение соловья, срезали недаром
- Жаба: ленилась, обжиралась, карабкалась, шлепнулась, поползла, захрипела, отлетела, что-то зашевелилось в жабьем сердце._
4. Отношение к жизни. (- Роза: испытывает душевные переживания, любит жизнь, все ее радует, ее тонкий аромат-это и слова, и слезы и молитва, была счастлива
Жаба: не умеет радоваться солнцу, не умеет проявлять свои чувства, мечтает погубить прекрасное, ненависть, злость)
Ребята, вам нравится роза? Какой это образ – положительный или отрицательный?
Итак, какой нам показывает жабу автор? Образ жабы положительный или отрицательный?
ФИЗМИНУТКА
Слова, связанные с жабой - топаем, слова, связанные с розой – хлопаем в ладоши
(Злость, красота, зависть, равнодушие, солнышко, счастье, лень, ненависть, мечта, доброта, жаба, роза
Чтобы подвести итог вашей работе и сделать вывод, предлагаю провести
СИНКВЭЙН 1 группа –
1.Роза
2.Красива, добрая
3.Радуется, плачет, пахнет
4.Роза – прекрасный цветок
Роза - «добро»
2 группа –
1.Жаба
2.Уродливая, злая
3.Ленится, слопать, хрипела
4.Жаба - мерзкое животное
Жаба – «зло»
До этих пор сюжеты сказки развивались отдельно «роза-жаба», «мальчикдевочка», что происходит дальше?
(раздать схемы сюжетных линий, показать, как они пересекаются)
На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-», оценивая отношения героев. (- Видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +. Вывод: добро возвращается добром.)
Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие годы
Почему автор не позволил жабе погубить розу? (Добро не возможно уничтожить злом)
Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)
Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?
Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?( Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуту. )
Можно ли сказать, что мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни
(Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие годы)
IV. Обобщающий этап
(- Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.)
Вспомните, когда Гаршин описывал розу, с кем он ее сравнивал?
Может быть это и есть ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.
Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
К кому из героев подходят эти замечательные слова?
Вот мы подобрались к смыслу произведения и можем ответить на вопрос (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.
Почему у автора возникла идея написания сказки с таким названием. (- Слушая красивое музыкальное произведение, Гаршин наблюдал за безобразным стариком. Он представил, что это жаба наблюдает за розой. Он понимал, что эти два образа несовместимы и хотел рассказать нам об этом в своей сказке. Он хотел показать, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое.)
Образы розы и жабы - символы добра и зла.? (- Да)
Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)
-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают) - В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?
ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»
(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)
Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.
Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.
Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?
Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает душу и тело.
Подходят ли они к нашему произведению?
Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)
Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)
Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом? V. Контрольный этап
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки
Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …
А) жабе
Б) розе
В) бабочке
О чѐм думает роза в период своего цветения?
А) быстрей бы распуститься
Б) умереть бы другою смертью
В) цвести вечно
Что в жабе самое омерзительное?
А) грязно-серые бородавчатые бока
Б) скверные липкие лапы
В) бесчувственность и равнодушие
Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как
А) она не досталась жабе
Б) еѐ гибель была неизбежна
подарить его людям.
Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.
VII. Рефлексивный этап
-Мы исследовали сказку и ответили на вопрос.
- А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
Закончите предложение:
Я узнал…
Было интересно…
Я почувствовал, что…
Я смог…
Я попробовал…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Домашнее задание
Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (В этом произведении она воплощение зла, значит, плохая.)
Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – это только символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?
Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?
Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».