Сценарий урока «Что я знаю о странах?»
Возраст: 12-14 лет (6-8 класс)
Цель урока: основываясь на достоверных фактах и документах, сформировать у учеников среднего звена школы адекватную позицию по вопросу проведения Вооруженными силами России специальной миротворческой операции по защите Донецкой и Луганской народных Республик
I. Введение в тему урока, актуализация знаний
Вариант слов учителя: Сегодня главные события в мире происходят рядом с нами, на Украине. Конечно, вы следите за ними, обсуждаете между собой, спрашиваете значимых для себя взрослых: родителей, учителей. И уже не раз задавали себе вопросы о спецоперации по установлению мира, проводимой нашими вооруженными силами. Давайте посмотрим на карту мира, как она выглядит сегодня. Найдите на карте Россию, Украину, их столицы. Обратите внимание на то, где находятся города Донецк и Луганск.
(работа с картой)
Вопросы для фронтального обсуждения:
Как вы понимаете смысл поговорки «Единство народов - несокрушимая крепость»? Приведите примеры из истории, литературы, связывающие наши страны.
Возможные варианты ответов:
Все знают притчу Л.Н. Толстого про старика, который предложил сыновьям разломить веник. По прутикам они легко это сделали, а целый веник никто разломить не смог. Так было и в истории российского и украинского народов.
У нас общая победа в Великой Отечественной войне. Никто не разделял по национальностям солдат, которые защищали Украину в 1941 году и освобождали в 1943-1944 гг. Русские и украинцы вместе воевали в партизанских отрядах, вместе восстанавливали республику после изгнания фашистских захватчиков.
Славянские и другие племена на пространстве от Ладожского озера, Новгорода, Пскова до Киева и Чернигова были объединены одним языком (сейчас мы называем его древнерусским), хозяйственными связями, властью князей династии Рюриковичей. А после крещения Руси – и одной православной верой.
История распорядилась так, что центром воссоединения, продолжившим традицию древнерусской государственности, стала Москва. Московские князья – потомки Александра Невского – сбросили внешнее ярмо, начали собирать исторические русские земли.
Во второй половине XVIII века, после войн с Османской империей, в состав России вошли Крым, а также земли Причерноморья, получившие название «Новороссия». Они заселялись выходцами из всех российских губерний.
Гигант первых пятилеток Днепровскую гидроэлектростанцию (Днепрогэс) строили всем Советским Союзом.
Украинский писатель Тарас Григорьевич Шевченко значительную часть своих произведений написал на русском языке.
Писатель Николай Васильевич Гоголь признавался, что сам не знает, какая у него душа – «хохлацкая или русская». «Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком одарены Богом, и, как нарочно, каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой - явный знак, что они должны пополнить одна другую», - отмечал писатель.
2. Посмотрите внимательно на слово «добрососедство». Из каких корней оно состоит? (Добр-, сосед) Объясните значение слова. Вспомните карту мира. Какие страны являются соседями России?
Ответ: Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.
3. (дополнительный вопрос для 7-8 классов) Сейчас из различных источников, особенно в сети интернет, вы слышите много противоречивой, не всегда достоверной, а иногда и пугающей информации. Это связано с тем, что сейчас происходит «война за историю», «информационная война». Как вы думаете, что означает это выражение? Почему соседи могут стать врагами?
Возможные варианты ответов:
В. Путин: «Наш ответ на ложь — это правда...в истории нет и не может быть «невыгодных» или «неудобных» страниц».
«Войны за историю» в современном мире ведутся не ради утверждения истины о том или другом историческом событии. Они являются частью общей информационной войны и ведутся за те жизненно важные смыслы, которые обеспечивают духовную самоорганизацию общества, служат инструментом социализации, сохранения и развития личной и социальной идентичности.
В основе этого мифотворчества не просто ошибки и искажения отдельных исторических фактов, а системно организованный механизм по перекодировке сознания, прежде всего, молодежи.
Попытки переписать историю имеют непосредственное отношение к сегодняшнему дню. Они являются средством решения внутриполитических вопросов для некоторых стран и связаны с желанием зарубежных сил создать условия для изменения того миропорядка, который возник после Второй мировой войны.
II. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Задание 1 (для 7-8 классов)
Установка на деятельность:
Самые важные решения руководители государств сообщают гражданам сами. Так, 21 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обратился к гражданам России. Прежде чем мы с вами ознакомимся с этим обращением, обратимся к истории.
Вспомните страницы нашей общей истории: крещение Руси (988 г.), деятельность Александра Невского, Переяславская Рада (1654 гг.), Штурм Очакова (6 декабря 1788 г.), Украина в составе СССР (1922-1991 гг.), Беловежское соглашение (1991 г.), Минские соглашения (2014-2015 гг.), Признание ДНР и ЛНР (2022 г.).
Задание 2
Установка на деятельность:
Изучите фрагмент текста обращения Президента Российской Федерации 21 февраля 2022 года. Сформулируйте основную причину начала специальной военной операции по защите Донецкой и Луганской народных республик.
Ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/67828
Текст для изучения:
Ситуация в Донбассе вновь приобрела критический, острый характер. И сегодня обращаюсь к вам напрямую, чтобы не только дать оценку происходящему, но и проинформировать вас о принимаемых решениях, о возможных дальнейших шагах на этом направлении.
Ещё раз подчеркну, что Украина для нас – это не просто соседняя страна. Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры, духовного пространства. Это наши товарищи, близкие, среди которых не только коллеги, друзья, бывшие сослуживцы, но и родственники, люди, связанные с нами кровными, семейными узами.
Издавна жители юго-западных исторических древнерусских земель называли себя русскими и православными. Так было и до XVII века, когда часть этих территорий воссоединилась с Российским государством, и после.
В марте 2021 года Украина приняла новую Военную стратегию. Этот документ практически целиком посвящён противостоянию с Россией, ставит целью втягивание иностранных государств в конфликт с нашей страной.
Мы также знаем, что уже прозвучали заявления о том, что Украина собирается создать собственное ядерное оружие, и это не пустая бравада. Украина действительно располагает ещё советскими ядерными технологиями и средствами доставки такого оружия, включая авиацию.
С появлением у Украины оружия массового поражения ситуация в мире, в Европе, особенно для нас, для России, изменится самым кардинальным образом. Мы не можем не реагировать на эту реальную опасность, тем более, повторю, что западные покровители могут посодействовать появлению на Украине такого оружия, чтобы создать ещё одну угрозу для нашей страны.
Варианты ответов:
Угроза военного конфликта с Россией.
Создание ядерного оружия.
Антироссийская политика Украины:
механическое копирование зарубежного опыта
усиление антироссийской риторики
русский язык на Украине объявлен вне закона
русские исключены из списка коренных народов
учебники истории переписаны
Россия объявлена врагом
русскоязычные телеканалы запрещены
уничтожаются памятники и другие символы, связывающие Украину с Россией
в военной стратегии страны Россия объявлена главным противником
запрет георгиевских ленточек
строительство баз НАТО, создание биолабораторий и накачка страны оружием
борьба с Украинской православной церковью Московского патриархата
Задание 3
Вопросы для обсуждения:
Какие международные организации вы знаете? Для чего они создаются?
Варианты ответов:
Международные организации — это объединения государств или негосударственных организаций (ассоциаций), которые созданы для достижения общих целей. Это одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами.
Организация Объединенных Наций (ООН)
ЮНЕСКО – Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры
МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
МВФ – Международный валютный фонд
ВМО – Всемирная метеорологическая организация
СНГ - Содружество Независимых Государств
ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
НАТО - Организация Североатлантического договора
Задание 4
Вариант слов учителя:
Помимо международных организаций, координирующую и регулирующую функцию в международных отношениях выполняют соглашения и договоры между государствами - документы, которые определяют порядок и правила взаимодействия. Как вы считаете, важно ли, чтобы все соблюдали подписанные соглашения? Почему?
(фронтальное обсуждение)
Слышали ли вы аббревиатуру НАТО? Что она означает? Что из себя представляет альянс? НАТО - миролюбивая организация? Вспомните события последних десятилетий с участием войск НАТО: агрессия против Югославии (1999), вторжение в Ирак (2003), военная операция в Ливии (2011).
Изучите текст обращения Президента Российской Федерации 21 февраля 2022 года. Что в нем сказано о НАТО?
Ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/67828
Варианты ответов:
Вступление Украины в НАТО – это прямая угроза безопасности России.
Нас раз за разом пытаются убедить в том, что НАТО – это миролюбивый и сугубо оборонительный союз. Мол, никаких угроз для России нет. Опять предлагают поверить на слово. Но реальную цену таким словам мы хорошо знаем. В 1990 году, когда обсуждался вопрос об объединении Германии, советскому руководству со стороны США было обещано, что не произойдёт распространения юрисдикции или военного присутствия НАТО ни на один дюйм в восточном направлении. И что объединение Германии не приведёт к распространению военной организации НАТО на восток.
Россия все свои обязательства выполнила, в том числе вывела войска из Германии, из государств Центральной и Восточной Европы, и тем самым внесла огромный вклад в преодоление наследия холодной войны. Мы последовательно предлагали разные варианты сотрудничества, в том числе в формате Совета Россия – НАТО и ОБСЕ.
Сегодня достаточно одного взгляда на карту, чтобы увидеть, как западные страны «сдержали» обещание не допустить продвижения НАТО на восток. Попросту обманули. Мы получили одну за другой пять волн расширения НАТО. В 1999 году в альянс были приняты Польша, Чехия, Венгрия, в 2004 году – Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения, в 2009 году – Албания и Хорватия, в 2017-м – Черногория, в 2020-м – Северная Македония.
В документах НАТО наша страна официально объявлена главной угрозой евроатлантической безопасности. И в качестве передового плацдарма для такого удара будет служить Украина. Если бы об этом услышали наши предки, они, наверное, просто бы не поверили. И нам сегодня не хочется в это верить, но это так. Хочу, чтобы это поняли и в России, и на Украине.
Вариант слов учителя:
В 2014 г. после свержения законной власти на Украине на территориях Донецкой и Луганской областей состоялись референдумы о статусе регионов. Большинство жителей выступили за суверенитет. Киевские власти попытались силой восстановить контроль над самопровозглашенными республиками, фактически развязав гражданскую войну. После ряда поражений Киев был вынужден подписать Минские соглашения, предусматривавшие комплекс мер для мирного урегулирования конфликта.
Давайте познакомимся с текстом Минских соглашений. Какие обязательства взяла на себя Украина? Были ли они выполнены?
Ресурс: http://kremlin.ru/supplement/4804
Вариант ответа:
Воюющие стороны обязались прекратить огонь и отвести от линии соприкосновения свои войска. Украинские власти взяли на себя обязательства принять Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, провести там выборы с учетом позиции представителей ДНР и ЛНР, освободить заложников и незаконно удерживаемых лиц, проведение конституционной реформы на Украине, предполагающей децентрализацию.
Ничего из обещанного не было сделано.
III. Рефлексия, формирование критического мышления
Вариант слов учителя:
Наверняка вы слышали о том, что последние 8 лет населенные пункты на территории ДНР и ЛНР подвергались обстрелам. Как вы думаете, соблюдались ли на этих территориях положения Минских соглашений? Аргументируйте свой ответ.
Вариант слов учителя:
Как вы думаете, почему Президент принял такое решение? Было ли это решение его личным? С кем он посоветовался?
(фронтальная беседа с классом)
Вспомните историю. Россия всегда выступала гарантией безопасности Украины и ее независимости. Можно ли описать действия нашей страны как помощь старшего младшему?
(фронтальная беседа с классом)
Что происходит сейчас? Какие источники информации могут помочь вам разобраться в ситуации, узнать, что на самом деле происходит?
(фронтальная беседа с классом, учитель предлагает перечень официальных ресурсов)
Видеофрагмент из новостей
Рефлексия:
Установка на деятельность:
Какие достижения России последнего времени вы можете назвать? Составьте свой личный список, при необходимости можете использовать дополнительные источники, поделитесь с классом.
(индивидуальная работа, фронтальная беседа)
Варианты ответов:
Современная Россия – сильная и постоянно развивающаяся страна
За предыдущие годы накоплен солидный запас прочности
У нас надежная банковская система
Мы избавились от внешнего государственного долга
Высокий уровень цен на нефть и газ
Мы первыми создали вакцину от коронавируса
Развитие производства и импортозамещение
Инновационные технические достижения: космодром Восточный, Крымский мост, модули МКС
Минимальная безработица, возможность молодежи найти свое будущее
Вклад в систему образования
Домашнее задание
Сегодня на уроке вы узнали много нового о международной безопасности и мерах, которые наша страна предпринимает для ее поддержания. В качестве домашнего задания предлагаю вам нарисовать плакат. Возможные темы: «Добро должно быть способным себя защищать».