СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Что мы знаем о воде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей повседневной  жизни настолько привычна,что  мы даже не задумываемся о ней.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Что мы знаем о воде"»

УРОК по теме: « Что мы знаем о воде »

(урок окружающего мира во 2 классе,

Программа «Начальная школа 21 века»)

Цели:

  1. создать необходимые условия для определения опытным путем свойств воды;

  2. познакомить с понятием состояния воды, прозрачность, текучесть;

  3. способствовать развитию речи, памяти, мышления, интереса к предмету.

Цель: знакомство с некоторыми свойствами воды и их использование человеком.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;

  • знакомство со свойствами воды;

  • дать представление об использовании этих свойств на практике.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию бережного отношения к природе;

  • воспитывать умение работать в коллективе;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;

  • развивать познавательный интерес, мыслительные операции анализа и синтеза;

  • развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • набор лабораторного оборудования;

  • Презентация Роwer Point;

  • вещества для проведения опытов: вода, соль, сахар, речной песок;

  • тетрадь на печатной основе по курсу «Мы и окружающий мир» 2 класс автор Н.Я. Дмитриева, учебник «Мы и окружающий мир» 2 класс автор Н.Я.Дмитриева.

Тип урока: урок–исследование.

Форма проведения урока: групповая.

Средства обучения

(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):


Ход урока.


I.Организация класса.

-В начале урока класс делится на 3 группы. Каждая группа проводит все опыты самостоятельно (кроме опыта Что произойдёт с водой, если её нагреть?) и получается все необходимое, для их проведения.


- Ребята! Поприветствуйте наших гостей.

Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим.И тихонечко сидим.

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти!


II. Сообщение темы и целей урока. 
-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем путешествовать.

- Ребята, есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чём я говорю?

- Это воздух.

- Земля или вода.

- Еда.

- Верно всё, о чём вы сказали, а название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в ребусе.

(На доске высвечивается)2 слайд) 
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода.) 

-Правильно, это вода.

(На доске высвечивается)


Стихотворение о воде (читает Антон)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!


III. Новая тема. 
- Тема нашего урока называется « Что мы знаем о воде. »

- Поставим перед собой задачи

III. Постановка учебной задачи.( Слайд задачи)

-Прежде,чем отправиться в путешествие, сначала познакомимся с планом. 
План путешествия: (3 слайд) 
1) ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ 
2) ВОДА – САМА ЖИЗНЬ 
3) ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО В МИРЕ 
4) ВОДА – ЭТО РАСТВОРИТЕЛЬ 
5) ВОДА – ЭЛЕКСИР ЖИЗНИ 
«ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ» (4 слайд) 

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.

Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И наверное правильнее было назвать планета Вода.

Вода краса все природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас.

- Какие реки вы можете назвать?

- Итак, ребята, вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов. 
Дети продолжают рассказ учителя о воде

(Выступают подготовленные ученики) 
1-й ученик. Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли. 
2-й ученик. Вода содержится в организмах животных, растений, человека. 

-Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана де Сент-Экзюпери о воде: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете». 

Интересный факт.

А знаете ли вы…

-Учёные доказали, что без еды человек может прожить более 20 дней, а вот без воды, при температуре воздуха 33 градуса  - не более пяти дней, при 40 градусах - максимум двое суток. В пустыне под палящим солнцем человек, незащищенный одеждой, может погибнуть от обезвоживания за несколько часов.


А знаете ли вы… (рассказывает ученик)

-Сколько человек может без воды обойтись, во многом зависит от его физической активности и температуры окружающей среды. Проведя исследования, ученые  пришли к выводу, что максимальная продолжительность существования человека без воды может составить до 10 дней. При этом человек должен неподвижно лежать в тени при температуре окружающего воздуха 16 – 23 градусов Цельсия. Если температура будет повышаться, то срок жизни без воды сократится.


-Без воды человек может прожить всего 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Человек на 65% состоит из воды. 
Итак, вы узнали, что без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни человек. 

- А теперь, вернёмся к нашему уроку. И продолжит его Тхай Александра.

-Итак. Без воды жить нельзя. Без воды перестают работать предприятия. Да и сам человек долго без воды жить не может. 
«ВОДА – САМА ЖИЗНЬ» (5 слайд) 
Учитель. «Сок жизни» - так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи. 
И это правда, ведь вода нужна для питания растений. Что может произойти, если мы не будем поливать растения? (ответы детей) 

-Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину. ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

Но все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.


«ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО В МИРЕ» (7 слайд) 
Учитель. А теперь поговорим о свойствах воды. Но сначала – загадки. 
В огне не горит И в воде не тонет. (Лёд.) 
Уж не солнце ль виновато, Что висит на небе вата? (Облако.) 
Кто бежит по горным склонам, 
Тараторя сам с собой, И в густой траве зелёной Прячет хвостик голубой? (Ручей.) (8 слайд) 
-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать больше о воде?

Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы - исследователи. Кто знает, кого называют исследователями? (Исследователи – это люди, которые хотят быть умными)

(Исследователи следят за чем-то непонятным и новым)

- Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

- Что делают в лаборатории?

Ответы детей:

- В лаборатории проводят опыты.

- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

Ответы детей: Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

- Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим!


- Что будет предметом исследования?

- Вода.

- В каждой лаборатории я назначу старшего научного сотрудника, который будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша группа сделает правильный точный вывод.

Слайд № 3

- Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в колбе?

  1. Какого вода цвета?

  2. Имеет ли вода форму?

  3. Чем пахнет вода?

  4. Какая вода на вкус?

  5. Что случится, если воду нагреть или заморозить?

  6. А если воду пролить?

Слайд 4.

- Очень много задач надо решить, за дело.

IV. Исследовательская деятельность учащихся.

ОПЫТ 1. Какого цвета вода?

На столе:

  1. Лейка

  2. Стаканчик полиэтиленовый – 2 шт.

  3. Кувшин с молоком

  4. Вода

Поставьте перед собой 2 стаканчика. В один налейте жидкость из лейки, в другой из кувшинчика. Поставьте их рядом. Ребята, что вы налили из кувшинчика?

- Действительно, это молоко. Давайте подумаем, сравним две жидкости. Чем отличаются жидкости? Что мы можем сказать про жидкость из кувшина?

- А жидкость из лейки?

Действительно, жидкость из лейки без цвета, значит какое свойство воды мы только, что вывели из опыта?

(Крепим на доске капельку с надписью «БЕЗ ЦВЕТА»)

Слайд 5.ОПЫТ 2.

- Возьмите карандаши и приложите его с другой стороны стаканчика с водой и молоком. Что вы увидели?

- Что значит прозрачная? Выскажите своё мнение. (Дети отвечают)

- В словаре прозрачность описывается, как способность пропускать свет. Давайте докажем ваши предположения.

- Доказали ли мы с вами опытом это свойство воды?

(Крепим на доске капельку с надписью «ПРОЗРАЧНАЯ»)

ОПЫТ 3. Имеет ли вода запах.

На столе:

  1. Стаканчик полиэтиленовый с водой

  2. Лимон

- Ребята, понюхайте, лимон и стаканчик с водой. Что вы заметили?

- Молодцы! С помощью очередного опыта мы с вами вывели еще одно свойство воды. Какое?

(Крепим на доске капельку с надписью «БЕЗ ЗАПАХА»)Слайд 6.

ОПЫТ 4. Имеет ли вода вкус.

На столе:

  1. Стаканчик полиэтиленовый – 3 шт. (пронумерованные)

  2. Лимон

  3. Сахар

  4. Ложка

  5. Вода

- Уважаемые коллеги, чем пахнет вода?

- Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас это предположение проверим опытным путём.

- Ребята возьмите 3 стаканчика, налейте в них воду.

- В первый выдавите сок лимона.

- Во второй положите ложечку сахара и перемешайте.

- В третий стаканчик налейте воду.

- Попробуйте на вкус жидкости из всех трех стаканов.

- Что мы можем с вами о вкусах из этих трех стаканчиков?

(Крепим на доске капельку с надписью «БЕЗ ВКУСА»)

Слайд 7.

ОПЫТ 5. Имеет ли вода форму?.

На столе:

  1. Стаканчик полиэтиленовый – 1 шт.

  2. Ваза изогнутая

  3. Колба

  4. Вода

- Имеет ли вода форму? (ответы детей: имеет, не имеет). Коллеги, а вот мы это сейчас и проверим.- Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, вазу, колбу).- Какой формы вода? (Вода приобретает форму каждой из них. Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.)

Крепим на доске капельку с надписью «ПРИНИМАЕТ ФОРМУ СОСУДА»Слайд 8.

Задание. Ребята, у каждой группы на столе лежит по одному листу. На них нарисованы сосуды с водой. Определите, в каком сосуде налито больше или меньше воды. Докажите свой ответ.

1группа. В каком сосуде воды налито меньше, чем в остальных?

- Во втором сосуде воды налито меньше, т.к. второй сосуд имеет узкую форму.

2 группа. В каком сосуде воды налито больше, чем в остальных?

- Во всех трех сосудах налито одинаковое количество жидкости, т.к. сосуды имеет одинаковую форму и уровень воды везде одинаковый.

3 группа. В каком сосуде воды налито меньше?

- По этим сосудам нельзя определить, в каком из сосудов воды налито меньше, т.к. формы у сосудов разные и разный уровень воды. Чтобы узнать в каком сосуде воды больше, надо вылить воду из этих сосудов в сосуды, имеющие одинаковую форму.

ОПЫТ 6. Что произойдёт с водой, если её нагреть?.

- Для проведения данного опыта мне понадобится помощник или помощница. Так как мы в исследовательской лаборатории, значит сотрудники здесь профессора. Профессор ________, наденьте этот халат и помогите мне, пожалуйста. Это штатив. Это – спиртовка. Я вам её зажгу. Налейте в колбочку воды и вставьте в штатив. Оставим на время, а пока, вода нагревается.

- Юные исследователи, я вижу, вы немного устали и, прежде, чем приступить к следующему этапу нашей работы, давайте отдохнём. Следите за фигурами на экране.

Слайд 9.

- Пришло время вернуться к нашей спиртовке. Мы нагреваем воду в колбе. Что наблюдаете?

- Всё это верно. А теперь обобщим всё сказанное.

- Что происходит с водой при закипании? (Она превращается в пар.)

- Действительно, при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное. Итак, в результате нашего исследования мы выяснили, что вода может быть в газообразном состоянии. Где ещё в природе мы можем встретить воду в таком состоянии? (Туман, облака.)Слайд № 10

ОПЫТ 8. Что будет, если воду заморозить в разных сосудах?

- Дома вы вместе с родителями проводили эксперимент.

1 группа замораживала воду в пластиковых бутылках.

2 группа замораживала воду в стеклянных бутылках.

3 группа замораживала воду в формочках для льда.

А теперь расскажите о своих наблюдениях и что вам удалось выяснить?

(Показывают результат на экране)

- Замечательно, ребята, вы очень наблюдательны. Из вас получились настоящие исследователи. Какой сделаем вывод?

- Вода, если её заморозить, превращается в лёд и увеличивается в объёме, т. е. расширяется. Об этом свойстве подробнее вы узнаете в старших классах.

- А вы трогали лёд на ощупь? Какое ещё одно состояние воды мы открыли? (Вода бывает твёрдая.)

- Перечислите, в каких агрегатных состояниях может находиться вода? (газообразное, твёрдое, жидкое.)

Высвечивается газообразное, твёрдое на интер. доске


ОПЫТ 8. Что будет, если воду пролить?

- Представьте, мы по неосторожности пролили воду…

- Налейте немного воды в пластмассовую тарелочку. Что заметили? Вам слово, исследователи.

- Что происходит с водой? (Вода может растекаться.)

- Это свойство называется текучесть она присуща жидким веществам. И мы открыли с вами ещё одно состояние воды. Вода – жидкая.

Высвечивается жидкая на интер. доске


«ВОДА – ЭТО РАСТВОРИТЕЛЬ» (9 слайд) 
Учитель. А сейчас я прочитаю вам сказку о воде, из которой мы узнаем ещё одно её свойство. 
«Жила-была фея Химия. И очень она любила воду. Решила химия показать ей свои владения. И первое учитель демонстрирует опыт: растворение поваренной соли в стакане воды. Дети пробуют солёную воду. 
Учитель. Какая стала вода? (Солёная.) Давайте проверим, действительно ли в воде находилась соль. 
Учитель демонстрирует опыт выпаривания соли из солёной воды. Для этого на предметное стекло необходимо капнуть несколько капель солёной воды и нагреть стекло на спиртовке. После выпаривания на стекле останется соль. 
Итак, какие свойства воды вы узнали? (ответы детей) 


ФИЗМИНУТКА
IV. Охрана воды. «ВОДА – ЭЛЕКСИР ЖИЗНИ» (10 слайд) 
Учитель. Ребята, мы уже с вами говорили о том, что вода – это жизнь. А люди загрязняют её отходами заводов и фабрик. 
Как вы думаете, правильно ли они поступают? Что может произойти? Что должны делать заводы и фабрики? Что должны делать мы, люди? (Ответы детей.) 
Все знания о воде мы получили, дорога в её царство нам открыта. И встречает нас царица Вода. 
Закрепление.

-Работа по книгеСлайд № 11

- Ребята, дома с родителями вы подумали над вопросом «Почему и как нужно беречь воду?» и нарисовали плакаты. Так почему же нужно беречь воду и нужно ли беречь её вообще?Дети отвечают.

V. Итоговое обобщение.

Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока.Слайд № 12

- Ответьте на вопросы.

- Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат - открытые нами свойства воды. Молодцы! Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.


VI. Рефлексия.

- На столах у вас лежат капельки. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, хорошо поработали, поднимите зелёную фишку. Если не очень довольны собой, поднимите жёлтую фишку.

- Ответьте на вопросы.

- Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат - открытые нами свойства воды.

-Молодцы! Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.

Итог урока.

-Скажите, что вы узнали? Где используют воду? 
Какие три состояния воды вы знаете? 
Какие свойства воды вы знаете? Как можно назвать воду? 
Что должны делать люди, чтобы вода в водоёмах всегда была чистая? (Ответы детей.) 
-Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 
-Спасибо за помощь на уроке.


VII. Выставление оценок.

Дамир, Катя, Артём, Саша, Диана, Альфия – вы были на протяжении всего урока хорошими помощниками мне и своим товарищам. Я ставлю вам за хорошую работу отлично.

VIII. Домашнее задание.

-Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.

-Прочитать об удивительном свойстве воды. Стр. 98-99.

Провести опыт: Налить в бутылку воды и вынести ее на мороз.

-В заключении хочу напомнить.Человек, запомни навсегда
Символ жизни на земле Вода!Экономь её и береги
Мы ведь на планете Не одни!
































12