Урок математики в 5 классе по теме
"Десятичная запись дробных чисел" Учитель: Путимцева О.В.
Цели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь.
Цели ученика: освоение понятия «десятичная дробь», освоения алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь; развитие умения применять полученные знания для решения задач и упражнений.
Задачи:
Содействовать формированию УУД:
Личностных(Л): способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь в трудную минуту.
Регулятивных(Р): учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.
Познавательных(П): развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей Проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.
Коммуникативных(К): учить детей работать группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.
Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.
Оборудование: учебник «Математика 5» , индивидуальные задания, раздаточный материал для парной работы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: изучение нового материала
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. (Включение в деловой ритм. Психологический настрой на урок.) | Р. Обеспечение организации учебной деятельности. Л. Вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок |
2. | Постановка темы, целей урока и мотивация деятельности | Л. Мотивация познавательного интереса, самоопределение Р. Целеполагание, планирование, определение последовательности действий | Подготовка к формулированию целей и задач урока, организация деятельности. | Организация погружения в тему, подготовка к освоению материала. |
3. | Актуализация опорных знаний | Р.Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено Л. Вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам К. Учебное сотрудничество.. | Проведение математического диктанта (запись обыкновенных дробей и смешанных чисел под диктовку) | Выполнение математического диктанта. Взаимопроверка. |
4. | Первичное изучение новой знаний и способов действий | П. Выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К. Осознанно использовать речевые средства, сотрудничество Р. Целеполагание как постановка учебной задачи; планирование, определение последовательности действий, оценивание способов достижения цели Л. Умение формировать собственное мнение и позицию | Объяснение материала. Создание алгоритма. | Организация деятельности. |
5 | Первичное закрепление. Физкультминутка | П. Структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений. К. Учебное сотрудничество. Л. Самоопределение Р. Элемент волевой саморегуля- ции (осознание ценности здоровья) | Организация деятельности | Работа с учебником коллективно и индивидуально с самопроверкой. Определяют уровень своих достижений Осознание ценности здоровья |
6. | Выработка практических умений применять знания и способы действий | П. Самостоятельное выделение цели, решение проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Р. Планирование способов взаимодействия; К. Осознанно использовать речевые средства; сотрудничество; Л. Развитие познавательного интереса, самоопределение | Учитель организует самостоятельную работу учащихся. Сообщает краткие исторические сведения | Работа в паре по разгадыванию слова. Индивидуальная работа по разгадыванию слова. . |
7 | Постановка домашнего задания | Л. Самоопределение Р. Планирование способов действий | Постановка домашнего задания. Инструктаж по выполнению | Записывают домашнее задание |
8 | Рефлексия | Л. Самоопределение, Р. Самооценка причин успеха (неуспеха) К. Умение достаточно полно выражать свою мысль | Направляющими вопросами учитель узнает, что нового узнали для себя ученики,, предлагает оценить свою успешность | Обсуждают трудности и успехи на уроке. Проводят самооценку |
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент. (Включение в деловой ритм. Психологический настрой на урок.)
Будь внимательней, дружок,
Начинается урок.
Посмотрите всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2 этап. Постановка темы, целей урока и мотивация деятельности.
- Вопросы классу:
Какие дроби мы уже изучили? (Обыкновенные)
Как они записываются ?
Как выдумаете можно ли эти дроби записывать иначе? Более коротким способом?
- Значит, тема нашего урока "Десятичная запись дробных чисел" (Формулируется совместно с учащимися)
- Как выдумаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Формулируется цели и задачи совместно с учащимися)
- С десятичными дробями легче проводить вычислительные операции. (Мотивация)
3 этап. Актуализация опорных знаний
Математический диктант.
Записать под диктовку в тетрадках обыкновенные дроби. Затем обменяться тетрадями для взаимопроверке с ответами на доске и выставлением оценки.
три целых четыре десятых
пять целых двенадцать сотых
шесть целых три сотых
одна целая шестнадцать сотых
пять десятых
восемьдесят три тысячных
4 этап. Первичное изучение новой знаний и способов действий
- Чем похожи эти числа? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)
-Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. После запятой ставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части
-Например: = 3, . (3,4) = 5, .. (5,12)
- Начинаем записывать числитель с последней цифры. В пустом месте ставим нуль.
= 6, .. (6, 03) = 1, .. (1,16) = 0,5 = 0,083
- Так как эти числа равны, то десятичные дроби читаются аналогично.
5 этап. Первичное закрепление.
№ 1144
Физкультминутка
№ 1145, № 1146
- Где вы в жизни встречали десятичные дроби? ( на чеках в магазине, на пакетах с молоком и кефиром, в рекламах о процентах по вкладам и кредитах и т.д.)
6 этап. Выработка практических умений применять знания и способы действий.
Игра "Прочитай слово" для работы в парах.(раздаточный материал)
Пять целых две десятых | 5,02 | 5,2 | 5,002 |
Т | К | П |
Ноль целых восемь тысячных | 0,008 | 0,08 | 0,8 |
Е | О | У |
Три целых двадцать пять тысячных | 3,25 | 30,25 | 3,025 |
Д | В | П |
Шестнадцать целых пять сотых | 16,005 | 16,5 | 16,05 |
С | М | Л |
Восемнадцать целых восемь сотых | 18,8 | 18,08 | 18,008 |
И | Е | А |
Тридцать четыре целых сто пять тысячных | 34,0105 | 34,105 | 34,15 |
В | Р | Ц |
(Зашифрованное слово КЕПЛЕР)
Из истории
-Обыкновенные дроби были известны еще в Древнем Египте примерно 3000 лет назад. Десятичные дроби появились значительно позже. Первым изложил учение о десятичных дробях знаменитый Аль-Каши в начале XV веке. Но он записывал десятичные дроби без запятой. Целую часть записывал черными, а дробную часть красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
-Иоганн КЕПЛЕР в 16 веке предложил современную запись десятичных дробей с использованием запятой.
- Более глубоко изучить историю десятичных дробей вы можете сами. По желанию подготовить сообщение.
- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. Зашифрованный алфавит у вас на партах. ( работа в парах)
(Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби и зашифрованный алфавит на карточках. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)
, , , , , , , ,
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё |
1,5 | 0,8 | 4,1 | 0,15 | 1,08 | 0,08 | 2,14 |
Ж | З | И | Й | К | Л | М |
4,01 | 5,04 | 0,007 | 0,012 | 3,025 | 5,4 | 0,12 |
Н | О | П | Р | С | Т | У |
3,25 | 1,05 | 0,41 | 0,7 | 8,1 | 1,8 | 3,9 |
Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ |
31,7 | 5,004 | 0,07 | 0,18 | 3,017 | 1,2 | 2,014 |
Ы | Ь | Э | Ю | Я |
8,001 | 3,09 | 0,14 | 3,17 | 8,01 |
МАГНИЦКИЙ
7 этап. Постановка домашнего задания
(Постановка домашнего задания. Инструктаж по выполнению)
№ 1166 ( запись в виде десятичной дроби)
№ 1167 ( сравнение обыкновенных дробей)
По желанию подготовка сообщения о десятичных дробях.
Подведение итогов урока.
- Какую обыкновенную дробь мы учились заменять десятичной?
- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
7 этап. Рефлексия
Ф.И.________________________________________
1. Урок показался мне а) коротким,
б) длинным.
2. Материал урока для меня был
а) понятен, б) непонятен,
в) полезен, г) бесполезен,
д) интересен, е) скучен.
3.Какие трудности возникли у тебя на уроке?
_________________________________________________
_________________________________________________
4. В чем причина этих трудностей?
_________________________________________________
_________________________________________________