Учитель Олейникова С.А. 5 кл.
Урок № 94 “Десятичная запись дробных чисел”
Цели и задачи:
Образовательные:
ознакомить учащихся с десятичной дробью;
учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Устная работа (фронтальная работа с классом).
- Для украшения актового зала к празднику купили
шаров. Среди них
красных. Какую часть составляют красные шары? (
)

- Прочитайте дроби. (десятичная запись дробей.ppt)
- Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)
- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:



(Возникает проблема)
3. Сообщение темы урока. На слайде записаны дроби:
- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишите тему урока: “Десятичная запись дробных чисел” (слайд2 ).
- Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись Кто догадался, к каким?
Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри –
Единица и нули.
4. Работа по новой теме.
- Как записать дробные числа по-другому?
Числа со знаменателями
и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например,
;
;
.
- Посмотрите на таблицу (слайд6).
Дробное число | Количество нулей в знаменателе | Десятичная дробь | Количество цифр после запятой |
 | 1 |  | 1 |
 | 2 |  | 2 |
 | 3 |  | 3 |
 | 3 |  | 3 |
 | 4 | ? | 4 |
 | 5 | ? | 5 |
- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа? (выберите верный вариант)
А. 0,037
Б. 0,0037
В. 0,37
А. 3,5216
Б. 0,035216
В. 0,35216
- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.
Определить число цифр после запятой (оно равно количеству нулей в знаменателе).
Записать целую часть (она может быть равна нулю).
Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
Записать числитель дробной части (Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой).
Физкульт минутка Зарядка для глаз (слайды 11-14)
- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради (самостоятельно).
- Выпишите в тетрадь дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями. Найдите на доске букву, соответствующую вашему ответу
(М)
(А)
(Г)
(Н)
(И)
(Ц)
(К)
(И)
(Й)
Проверка (слайд16)
МАГНИЦКИЙ
Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд 17).
2. Выполнение упражнения по учебнику.
№ 1145 (а) прочитайте числа
6. Подведение итогов урока.
- Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
- Как называют число, записанное перед запятой?
- Как называют число, записанное после запятой?
- Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
- Сколько знаков будет после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000?
Молодцы! Спасибо за активное участие на уроке.