1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. Мы за парты тихо сели, Друг на друга посмотрели. Предлагаю подружиться И всем вместе потрудиться! У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: | Учащиеся слушают учителя, подписывают карты успеха | |
2. Актуализация знаний | Приём «Интеллектуальная разминка» Учитель демонстрирует на слайдах задание «Пересечение множеств» и задание «Объединение множеств», объясняет правило заполнения карты успеха. За правильно выполненное задание ставите «+», за неправильно выполненное задание «-». | Учащиеся в карте успеха выполняют предложенные задания, оценивают свои знания по имеющимся в карте успеха критериям | |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Учитель подводит учащихся к теме и цели урока. С двумя способами представления множеств вы уже знакомы. Сегодня на уроке познакомитесь ещё с одним. Множества представим в виде кругов и изобразим их следующим образом. Как вы думаете, как будет назваться этот метод? Какой будет тема нашего урока? Учитель сообщает полную тему урока: Тема нашего урока: Графическое представление множеств. Диаграммы Эйлера. Учитель просит сформулировать учащихся цель урока: Приём «Инсерт» Учитель предлагает вниманию детей текст «Леонард Эйлер» задает несколько вопросов. Что вы знали про ученого? Какие факты из его биографии для вас стали новыми? Приём «Составление опорного конспекта» Учитель предлагает ребятам в тетрадях составить опорный конспект, фиксируя необходимую информацию со слайда. | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: графический. Учащиеся формулируют часть темы урока: Графическое представление множеств. Учащиеся формулируют цель урока: научиться графически изображать множества, выяснить, как работать с диаграммами Эйлера при решении задач. Учащиеся читают текст со слайда и отвечают на вопросы учителя. Учащиеся составляют опорный конспект. | |
4.Применение знаний и умений в новой ситуации. | Задача «Летучая мышь» Учитель демонстрирует решение биологической задачи про животных с помощью диаграммы Эйлера. Ребята нарисуем круг – это множество млекопитающих, второй круг – множество птиц, тогда какие животные являются и млекопитающими и птицами? Приём «Проблемная ситуация» Учитель на слайде демонстрирует условие задачи и подводит учеников к составлению формулы. Составление формулы-определения на доске и в тетрадях: Пересечение множеств = множество А+ множество В - объединение множеств. Приём «Мозговой штурм» Учитель предлагает учащимся решить задачу с тремя множествами. Из 110 студентов английский язык изучают 44 человека, немецкий –50 человек, французский – 49 человек, английский и немецкий –13, английский и французский – 14, немецкий и французский – 12, все три языка изучают 5 человек. Сколько студентов изучают только один язык? Сколько студентов не изучают ни одного языка? Приём «Групповая работа» Учитель делит учащихся на 6 групп и каждой группе выдает карточку с заданием и контролирует выполнение задач, отвечает на вопросы по мере их поступления. Каждая группа учащихся имеет свое социальное название и будет заниматься решением соответствующей задачи. Каждый член группы выполняет свою часть задания. Время на выполнение – 8 минут. | Учащиеся закрашивают в тетрадях соответствующую область и отвечают на поставленный вопрос: пересечением множеств являются летучие мыши. Учащиеся в тетрадях закрашивают соответствующую область и по формуле вычисляют количество запросов: 2100+2000-3400=700 Учащиеся высказывают различные идеи для решения задачи и приходят к выводу: начать решать задачу нужно с области, где студенты изучают одновременно три языка., затем заполняют области – знание двух языков, последними заполняют области – знание одного языка. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают вычисления по формулам. Учащиеся в группах выполняют решение предложенных задач, закрашивая необходимые области в диаграмме Эйлера и проводя нужные расчеты. | |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Учитель просит учащихся всех групп, в порядке очереди, представить графическое решение своей задачи. Время вышло. Группы представьте свои диаграммы Эйлера и сравните результаты с ответами на слайде 10 – 14, если ответы оказались верными, то в карте успеха ставим «+». | Учащиеся с помощью магнитов прикрепляют диаграммы к доске и поясняют решение. | |
6. Этап подведение итогов. Домашнее задание. | Учитель просит подвести итоги урока в картах успеха по критериям, которые в них указаны. Итоговая оценка: если 3 «+», то оценка 5; если 2 «+», то оценка 4; если 1 «+», то оценка 3; если нет «+», то оценка 2. Выставляем оценки за урок. Сдайте ваши карты успеха. Давайте подведем итоги нашего урока: -
Круги Эйлера существенно упрощают понимание сложных математических формулировок и наглядно отражают суть определений. -
С помощью кругов Эйлера удобнее всего решать логические задачи на пересечение и объединение множеств. -
«Круги Эйлера» находят широкое применение в повседневной жизни, в науке, ими стоит уметь пользоваться каждому. Домашнее задание имеет творческий характер. Вы должны составить условие задачи и решить ее, используя диаграммы Эйлера. | Учащиеся выставляют оценки за урок и сдают карты успеха. Учащиеся пытаются сформулировать итоги занятия. Учащиеся читают домашнее задание на слайде 15, задают вопросы. | |