Разработка конспекта «Урока добра»
Автор: Головач Елена Петровна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Данное занятие разработано для проведения во втором - третьем классе. Оно является вводным к серии занятий «Уроки добра», т. к. плавно подводит детей к осознанию того факта, что люди на Земле разные, но все они нуждаются в тепле и заботе. Продолжительность – 45 минут. Дети работают в небольших группах (по 4 – 5 человек). Большая часть занятия проводится в форме игры.
Тема занятия: Мы – люди. Мы разные.
Цель занятия: показать детям, что искреннее внимание, проявленное к человеку, важнее материальных благ.
Задачи:
учить понимать детей чувства других людей;
воспитание эмпатии;
формирование потребности работать в группе;
воспитание толерантности.
Оборудование: бинты, клейкая лента (пластырь), беруши (или вата), повязки для глаз, дощечки, листы бумаги для каждого ребёнка, цветные карандаши, фломастеры, по 3-5 жетонов красного, синего, зелёного, жёлтого, белого цвета (в зависимости от количества групп по 5 человек), 5 больших карточек аналогичного цвета.
Ход занятия
Организационный момент (1 минута)
Парты в кабинете расставлены попарно для 3 - 5 групп. На каждой парте - большой квадрат одного из цветов (красного, синего, зелёного, жёлтого, белого). Дети, входя в класс, берут цветной жетончик (красного, синего, зелёного, жёлтого, белого цвета) и садятся за соответствующий столик. В классе присутствуют родители – помощники.
Введение. Чтение и обсуждение сказки (5 минут)
Ведущий:
- Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о том, насколько разные люди живут в мире. Обсудим вопрос, что объединяет всех людей. А начнём мы занятие со сказки. Называется она «Гадкая морковка».
- Что значит «гадкая», как вы думаете?
- После прослушивания сказки ответьте на вопрос: какими чертами характера обладала морковка? Подходит ли название к сказке?
Гадкая морковка
Жила-была в лесу Гадкая Морковка. Никто и никогда её гадкой не называл. Но она считала себя именно такой.
Однажды шёл по лесу дядя Коля, увидел Гадкую Морковку и удивился:
— Ого, морковь в лесу выросла! Откуда ты взялась?
— От верблюда! — брякнула Морковь. Ведь она была гадкая!
— Ну, это мы сейчас проверим, — дядя Коля ничуть не обиделся, присел на корточки и стал внимательно осматривать Морковку.
Ей стало неловко. Но тут она вспомнила, что она — гадкая и крикнула:
— Иди отсюда, дядя! Нечего на меня дышать, причёску портить!
— Ого, а ты умеешь за себя постоять, умница! — неожиданно похвалил дядя Коля Морковку.
Тут даже Морковь совсем растерялась. Она просто не знала, что ответить.
Но дядя Коля вдруг сказал:
— Послушай, тебе не скучно тут? Поехали в мой огород!
Морковь забыла, что надо ответить что-нибудь гадкое, и спросила:
— А что мне у тебя делать?
— Погостишь. Не понравится — обратно привезу. Выкапывать тебя буду осторожно, не бойся.
Морковка пожала бы плечами, если б они у неё были. И согласилась.
Следующий день был необычайно гадким. Солнце палило нещадно, и от пыли дышать было нечем.
Но Гадкая Морковка гордо восседала в толстом бумажном пакете с мокрой землёй и думала, что путешествует, как королева.
Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора.
Морковке вдруг стало страшно:
— Я — гадкая! Увези меня обратно! — запищала она.
— И не подумаю. Я сам гадкий, — ответил дядя Коля и посадил Морковку в большую пышную грядку. И Морковка снова почувствовала себя королевой.
А потом пришла осень. Но Морковку не выкопали из грядки, а оставили на семена. Потому что она оказалась какой-то диковинной морковкой, ещё неизвестной науке.
А ещё выяснилось, что Морковка вовсе и не гадкая, а просто с характером. У всех знаменитостей непростой характер. За это их и любят.
Ведущий:
- Чему при встрече с Морковкой удивился дядя Коля?
- Какими чертами характера обладала Морковка? Какие слова больше подходят для описания характера Морковки: самоуверенная/ неуверенная, вредная, гордая, ранимая, злая? Почему вы так считаете?
- Подходит ли название к сказке?
- Как дядя Коля помог Моркови почувствовать себя королевой?
- Как вы считаете, какова главная мысль сказки?
- Встречались ли вам «особенные» люди? В чём их уникальность?
- Все люди одинаковые или разные?
- Что объединяет всех людей?
Ведущий: Тема занятия: «Мы – люди. Мы – разные».
Беседа об инвалидах (3 минуты)
Ведущий:
- Сейчас вы посмотрите небольшой видеоролик об «особенных» детях и скажете, в чём их особенность, трудно ли жить этим детям и почему.
Демонстрация ролика «Инклюзивное образование – Чемпион». РООИ Перспектива (30 секунд).
https://youtu.be/vp__8EScaws
Ведущий:
- О каких детях шла речь в ролике? Кто такие инвалиды?
- Трудно ли быть инвалидом? Как, по – вашему мнению, чувствуют себя инвалиды среди здоровых людей? Почему?
- Случалось ли вам помогать инвалидам? Как?
- Согласились ли бы сами на такую помощь? Почему?
Проведение ролевой игры «Госпиталь» (автор - А. В. Васильев, игра видоизменена).1 (25 минут)
Ведущий:
- Сейчас наш кабинет на 20 минут превратится в госпиталь. Подумайте, какую роль в команде вы готовы сыграть: слепого, глухого, немого, однорукого или обезноженного. Распределите роли (если какой – то ребёнок отказывается играть роль, он будет помогать «актёрам» перевоплощаться; эту роль можно предложить сыграть кому –то из родителей).
(Родители помогают «глухому» вставить в уши беруши (или просто плотные комочки ваты), «слепому» – завязывают глаза, «немому» - заклеивают пластырем рот, «однорукому» прибинтовывают пишущую руку к телу, «обезноженному» плотно обматывают бинтом ноги от бёдер до ступней).
_____________________________________________________________
1 Госпиталь: Ролевая игра/ Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе/ Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 25 - 26
Ведущий:
- Это ещё не всё. Теперь в таком виде вы поучаствуете в командной игре «Неожиданные картинки» (по К. Фопелю)2 . У каждого из вас лист бумаги и средства для рисования. Подпишите листок с обратной стороны (за «глухого» ребёнка подписывают не участвующие в игре наблюдатели). По моей команде вы начинаете рисовать любую картину. Через 2 минуты я говорю: «стоп», вы передаёте свой листок соседу справа от вас. Продолжаете рисовать на чужом листочке чужую картину. По команде «стоп» опять передаёте листок соседу справа. Игра заканчивается тогда, когда каждый получает ту картину, которую начал рисовать.
- Задание понятно? Итак, начали.
(Через 10 минут после команды «начали» игра заканчивается. Проводится анализ игры. «Слепым», «глухим» и прочим следует вернуться в привычный вид).
Ведущий:
- Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
- Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
- Какой рисунок нравится тебе больше всего?
- Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?
Рефлексия (9 минут)
- Какие чувства вы испытывали, став «инвалидами»?
- С какими трудностями столкнулись?
- Что вам хотелось сделать больше всего?
- Трудно ли быть инвалидом?
- Нуждаются ли инвалиды в нашей помощи, заботе?
Ведущий:
- О том, как общаться с инвалидами, как поступать при встрече с ними, какие трудности испытывают эти люди, чего им не хватает, почему не любят, когда их называют «людьми с ограниченными возможностями», принимают не всякую помощь со стороны вы узнаете из наших следующих Уроков добра.
- Что в нашем занятии вас удивило больше всего? Что огорчило? Какие неожиданные мысли пришли в голову?
- Бесспорно, что все люди – здоровые или инвалиды – нуждаются в поддержке, любви и понимании. Я хочу завершить наше занятие небольшой сказкой английского писателя Джона Роу «Обнимите меня, пожалуйста!».
Обнимите меня, пожалуйста!
Жил – был ёжик Элвис. Колючий такой, взъерошенный. Как щётка. Или пучок сосновых иголок. Или…ну, сами придумайте.
В общем, с этим Элвисом никто не хотел обниматься. А он так мечтал,
__________________________________________________________________
2 http://www.klex.ru/8gh К. Фопель. Как научить детей сотрудничать?
что его кто – нибудь обнимет, крепко – крепко! Он, понимаете, был ещё маленький.
Идёт ёжик по улице, видит – кто – то с кем – то обнимается. Он сразу:
- И меня, и меня…ну пожалуйста!
А ему говорят:
- Катись отсюда, колючка!
В парке многие обнимаются: кто на лавочке, кто на травке.
- И меня обнимите, ну хоть разочек! – просит Элвис.
- Отцепись, репейник!
На футболе тоже обнимаются – и спортсмены, и зрители. И ёжик наш тут как тут.
- Ура, гол! И меня обнимите!
А ему говорят:
- Убери иголки, мяч проколешь!
На вокзале вообще все только и делают, что обнимаются.
- И меня обнимите, ну что вам стоит?! – подпрыгивает Элвис.
А ему говорят:
- Топай отсюда, кактус на ножках!
Вот и в больнице, вы только посмотрите, все обнимают своих родных и друзей.
- Может, и меня заодно кто – нибудь обнимет? - вздыхает Элвис.
А больные ему:
- Нет уж, спасибо! Хватит с нас уколов.
Однажды Элвис не выдержал – ухватил какого – то дяденьку за штанину.
- Давайте с вами обнимемся, а? Всего на одну секундочку.
- Сперва побрейся, - буркнул дяденька и зашагал дальше.
Бедный Элвис уж было совсем отчаялся. И вдруг он услышал грустный – прегрустный голос:
- О, неужели меня никто никогда не поцелует? Всё бы отдал, вот честное слово, за один – единственный поцелуй!
Это был крокодил Роки. С ним никто не хотел целоваться. Все говорили, что он ужасно некрасивый и слишком уж зубастый.
- Не плачьте! – воскликнул Элвис. – Я вас поцелую. Прямо сейчас.
- Дружище! – взревел счастливый крокодил. – Дай я тебя за это обниму.
И он подхватил ёжика на руки и крепко прижал к груди.
Элвис очень, очень обрадовался. Он даже зажмурился от радости. И звонко чмокнул Роки прямо в нос.
Ведущий:
- Понравилась вам сказка? Чем?
- Я надеюсь, что вы покидаете занятие с хорошим настроением. Поделитесь с одноклассниками и родителями своими улыбками. Спасибо за занятие.
Домашнее задание (2 минуты)
Ведущий:
- Если вас впечатлило наше занятие, вы хотите поделиться своими чувствами, у вас возникли особые предложения к проведению следующих занятий, вы знаете людей, которые нуждаются во внимании, помощи, нарисуйте картинку или плакат на тему: «Мы – люди. Мы – разные», напишите свои предложения, вопросы на листочках и принесите их в класс. Вместе мы можем сделать что – то важное для других людей.
- Какие вопросы по заданию у вас появились? (Ответы ведущего и родителей).
- До новых встреч.
Источники информации:
http://detsky-dom.ru/about-us/guidance-documents/tale-therapy/skazkoterapiya/ - Пример сказки для занятия по сказкотерапии с детьми-инвалидами. Гадкая морковка. Подготовила Микрюкова П.М.
https://youtu.be/vp__8EScaws - видеоролик РООИ ««Инклюзивное образование – Чемпион»
Госпиталь: Ролевая игра/ Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе/ Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 25 - 26
http://www.klex.ru/8gh К. Фопель. Как научить детей сотрудничать?
https://www.perspektiva-inva.ru/about/
Староверова М. С., Кузнецова О. И. Психолого – педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014 г.
Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская. - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013 г.
Дж. Роу. Обнимите меня, пожалуйста!/ пересказ М. Бородицкой. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2009 г.