Урок - экскурсия «Разнообразие животных в природе» 7 класс |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Волкова Наталья Викторовна |
Район | Княгининский |
Место работы | МБОУ «Возрожденская СШ» |
Должность | Учитель биологии |
Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | Биология |
Класс | 7 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | И.Н Понамарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5 - 11 класс: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 400 с. |
Тема учебного занятия | Экскурсия « Разнообразие животных в природе» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Тема «Общие сведения о мире животных », урок № 5 |
Учебная задача | Создать условия для формирования навыков полевых исследований обучающихся по практическому определению представителей основных систематических групп животных различных мест обитания через организацию наблюдений, решая проблему по предложенному плану |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») |
Цель – предмет (предметный результат) | Учащиеся научатся применять на практике знания об основных систематических группах животных различных мест обитания . |
Цель – способ (метапредметный результат) | Учащиеся смогут совершенствовать навыки наблюдения, организовать сотрудничество, выполняя задание учителя, отраженное в инструкционных картах, получат возможность формировать экологическое мышление и умение применять его в коммуникативной деятельности. |
Цель – ценность (личностный результат) | Осознают необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. |
Исходное состояние обучающихся: - | Учащиеся умеют находить сходство и различие животных и растений. Знают значение животных в природе и жизни человека. Имеют представление о классификации животных; могут проектировать свою работу на уроке, используя план; могут выдвигать гипотезы; могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Умение определить несколько видов животных по внешним признакам | Организация работы в группе, умение работать с различными источниками информации; | Отношение учащегося к экологическому состоянию природного объекта |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Урок – экскурсия проводится на эколого-краеведческой тропе «Возрожденский парк» в 70м от школы. Тропа проходит по парку, тип растительности – широколиственный лес, луг. Экскурсия проводится в 1-2 декаде сентября. |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия |
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы |
Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. Редактор: Пономарева И.Н. Издательство: Вентана-Граф, 2019 г. Серия: Основная школа/Биология. Экология | Биологические экскурсии: кН. Для учителя / И.В.Измайлов, В.Е.Михлин, Л.С. Шубкина – М.:Просвещение, 1989. – 224с. Шепелева В.И. Организация экскурсий в природу. /Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа, 2002, -177с. .Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010 | http://terra-botanika.narod.ru/metodspis.html http://www.soln3.edu.27.ru/files/uploads/2017/mr/Opredelenie_tseley_i_zadach_uroka_s_uchetom_trebovaniy_FGOS_k_rezultatam_obucheniya_2.PDF | LECTA Источник: https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/ «Вся биология» Источник: https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/ |
Техническое обеспечение | Блокноты, простые карандаши, фотоаппарат, компас, план местности |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
Этап урока | Подэтап урока | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие, проверка готовности класса к уроку: Распределение на команды; Инструктаж по ТБ Какое правило бы хотели изменить или добавить? | Мотивация учащихся на работу в группах в походных условиях. Учащиеся вспоминают правила безопасного поведения во время проведения экскурсий. Добавляют свои правила. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Организация работы в группах по маршрутным листам , содержащим вопросы по пройденному материалу, касающемуся темы экскурсии Что такое зоология? Какие науки, входят в состав зоологии? (если не названы энтомология, орнитология – заострить внимание) Какова роль животных в природе? Предположите, каких животных мы можем увидеть во время экскурсии? Предположите, каких животных мы можем не увидеть, но услышать? К каким систематическим группам можно отнести насекомых, птиц? | Почти все задания посильны учащимся и могут заинтересовать их в выполнении задания - Наука о животных. - Называют несколько составляющих. - Входят в цепи питания, опыляют и распространяют растения. Возможны варианты ответов. - Насекомых. - Птиц. - Это классы. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Инструктаж учителя по организации работы: К маршрутному листу прилагается план местности, на котором указаны контрольные точки для каждой группы. Учащиеся должны их найти; В маршрутном листе есть задание исследовать почву и определить видовой состав увиденных животных, отметить их численность в контрольной точке; Необходимо осмотреть растительные насаждения и отметить отсутствие или наличие повреждений растений теми или иными животными в данной контрольной точке. Необходимо выделить голоса птиц, определить, каким птицам принадлежат эти голоса. Обратить внимание на численность встреченных во время экскурсии птиц. Есть задание на составление цепи питания, используя названия растений и животных, увиденных во время экскурсии. | Возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся на выполнение практического задания, опираясь на имеющиеся теоретические знания |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | •Исходя из ваших ответов и заданий маршрутного листа, поставьте цель экскурсии. | В соответствии с возникшей проблемой учащиеся ставят цели, планируют свои действия. Ознакомиться с представителями основных систематических групп животных, обитающих территории парка; научиться узнавать распространенных животных, встречающихся на территории парка в осенний период. Составлять цепи питания. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Анализ готовности учащихся к выполнению задания – наличие теоретических знаний, умения пользоваться планом местности, умения работать в группах Остановка 2. Участок старого липняка с несколькими пнями, пораженными короедами. Остановка 3. Участок у ручья – можно наблюдать моллюсков, водных насекомых и др. Учитель: 1. Пройдите метров 5-6 вдоль ручья, осмотрите его поверхность, есть ли на ней передвигающиеся насекомые. Определите, где преимущественно находятся животные – в солнечной или затененной стороне ручья, как держатся поодиночке или стайками, как реагируют на опасность, т. е. на приближение человека. 2. Отловите сачком насекомых, поместите в банку. Рассмотрите внимательно и отметьте особенности их строения, связанные с приспособленностью к обитанию на границе двух сред. Учитель: 1. Осмотрите участок с помощью бинокля. Укажите, в какой части встречаются птицы. Опишите по внешним признакам их, также определите их вид (род). 2. Проведите учет численности видов. Остановка 5. Участок опушки парка (липа, ясень, вяз) Остановка 6. Участок у родника, окончание экскурсии. Учащиеся наблюдают, слушают рассказ учителя, участвуют в нем, ищут насекомых под корой, на земле, слушают птиц и заполняют маршрутные листы. | Учащиеся анализируют свои знания, обсуждают пути решения проблемы, обращаются к учителю за помощью в определении незнакомых видов растений. Задание №1 Фенологические наблюдения: Дата Температура воздуха Облачность Ясность Ветер Задание №2 Исследуйте почву и поверхность воды на определенных участках экскурсии, определите видовой состав увиденных животных, отметьте их численность. Перечислите названия известных вам животных: Задание № 3 Осмотрите растительные насаждения, отметьте отсутствие или наличие повреждений растений теми или иными животными. Выскажите предположение о животных-вредителях растений. Задание № 4. Прислушайтесь к звукам, которые вы слышите во время экскурсии. Выделите среди них голоса птиц. Постарайтесь определить, каким птицам принадлежат эти голоса. Обратите внимание на численность встреченных вами во время экскурсии птиц. Знаете ли вы названия этих птиц? Почему одни виды птиц летят зимовать в теплые края, а другие остаются зимовать в нашей местности? Запишите свои выводы и предположения: Задание №5. Составьте цепи питания, используя названия растений и животных, увиденных вами во время экскурсии. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Цель экскурсии | Определение правильного порядка действий |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | Осмысление процесса решения учебной задачи, осознания необходимости применения полученных теоретических знаний на практике. |
Исследуйте почву и поверхность воды на определенных участках экскурсии, определите видовой состав увиденных животных, отметьте их численность. Перечислите названия известных вам животных:
Обратите внимание на численность встреченных вами во время экскурсии птиц.____________________________________________________________________________________________________________________
Знаете ли вы названия этих птиц? _______________________________________________________________________________________________________________________
Почему одни виды птиц летят зимовать в теплые края, а другие остаются зимовать в нашей местности? Запишите свои выводы и предположения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________