Плотность вещества
7 класс
Тип урока: Урок-эксперимент
Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятии «плотность вещества» через эксперимент; формировать умение выполнять практические задания на усвоение сути понятия «плотность вещества»
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся определять плотность вещества; пользоваться приборами; анализировать полученные данные.
Метапредметные:
Познавательные – анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
Регулятивные - выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Коммуникативные – владеть устной и письменной речью; уметь общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности.
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, развитие культуры умственного труда.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
-
Организационный момент
Приветствие. Знакомство с классом. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.
- Очень рада вас видеть на уроке физики
- Давайте познакомимся: меня зовут Вера Викторовна я преподаю физику и астрономию в МОАУ СОШ №1 г. Шимановска.
- А вас как зовут? Чтобы мы могли свободно общаться на уроке, давайте напишем свои имена и прикрепим бейджики.
2. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся
Физика – это наука экспериментальная. А опыт не возможно провести без приборов и специального оборудования. На предыдущем уроке вы учились измерять массу тела. Давайте вспомним как это делать.
-
У вас на столах находятся приборы и различные физические тела. Назовите их. (Весы, цилиндры разных размеров, разной массы, линейка, мензурка, бруски из разных веществ одинакового объема.)
-
Для чего можно использовать весы? Как это сделать?
-
Дайте определение понятия «масса»
-
А как бы вы дали определение понятию «объем»? Как определить объём бруска? Цилиндра?
-
Постановка учебной задачи через проведение эксперимента.
В окружающем нас мире встречаются тела, имеющие самые разные массы: от очень маленьких до огромных. Наш жизненный опыт показывает, что шарик, сделанный из пенопласта, легче, чем шарик такого же объема из металла. Сегодня на уроке вы будете работать в исследовательских группах, парах и выясните от чего же зависит масса тела? Для этого вам необходимо провести серию экспериментов. Для каждого из вас приготовлены «Листы экспериментаторов» Подпишите их – это ваш образовательный продукт, который вы сдадите в конце урока. Каждый из вас сегодня получит оценку за работу.
1.Эксперимент по сравнению массы тел ( выдаю листы для эксперимента)
При помощи весов сравните массы двух цилиндров из железа, имеющих разные объемы. Запишите в таблицу значения их масс
№опыта | № тела | Объем | Масса |
1 | | меньше | |
2 | | больше | |
Вывод: Масса тела зависит от объема( дети сначала говорят, потом пишут сами)
Создание ситуации затруднения
2 Эксперимент по сравнению масс тел, имеющих одинаковый объем, но изготовленных из разных веществ
№опыта | Вещество | Объем | Масса |
1 | алюминий | одинаковый | |
2 | латунь | одинаковый | |
Вывод: масса тела зависит от вещества, из которого оно состоит.
Видим, тела имеют одинаковый объем, а массу разную.
-
Выдвижение гипотезы:
Молекулы разных веществ упакованы по- разному и в одинаковом объеме имеют разную массу.
-
Демонстрационный эксперимент
У меня на столе стоят три стеклянных стаканчика одинакового объёма.
Внутри лежат шарики разного размера и разной массы, представим, что это наши цилиндры равного объёма и молекулы из которых они состоят. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается расположение молекул в этих веществах?
- Разное число молекул
-размеры молекул разные
-упакованы по-разному
-разная плотность
4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
-Так какая же тема у нас сегодня?
Тема: Плотность вещества. Запишите в тетрадях тему.
- Какую цель мы поставим перед собой?
1. Узнать, что такое плотность вещества, проверить гипотезу, которую мы выдвинули.
Задачи: прочитать параграф; узнать как обозначается величина; научиться находить величину.
-
Изучение нового материала
- Откройте учебник стр.61 и найдите определение плотности вещества. Запишите его в тетрадь.
Обозначение величины – ƿ
Запишем формулу ƿ=m|V
Единица измерения в СИ является 1 кг/м3
Чтобы вам было легче запомнить, можно использовать карточки(раздаю комплекты карточек)
Плотность одного и того же вещества в разных состояниях различная.
Давайте сравним с вами плотности воды, льда и пара. Для этого воспользуемся таблицей плотности на стр.63-64 вашего учебника. Запишем в тетрадях
Плотность льда = 900кг/м3
Плотность воды = 1000кг/м3
Плотность пара = 0,59 кг/м3
Как видите, плотности разных веществ найдены и записаны в таблице.
-
Закрепление изученного материала на практике:
- А как быть, если мы не знаем из какого вещества сделано тело. Правильно, надо самим определить плотность, а потом посмотреть по таблице какое это вещество. Работа в парах.
1 группа – деревянный брусок
2 группа пластмассовый
3 группа алюминий
4 группа железный
3 Экспериментальное задание «Определение плотности бруска правильной формы»
Ширина а,см | Длина, в,см | Высота h,см | V=авh, см3 | Масса, m,г | Плотность Ƿ=m/V |
| | | | | |
-
Подведение итогов. Рефлексия.
- Гипотезу подтвердили или опровергли?
- Какое новое понятие вы узнали?
-Можете ли вы утверждать, что понимаете, что такое плотность вещества?
-Достиг ли мы с вами цели, поставленной в начале урока? Выполнили ли задачи?
Рефлексия «Три М»
- Назовите три момента, которые у вас на уроке получились хорошо
- Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
8. Домашнее задание
П.22,Упр.7(3,5) Выполните домашнюю лабораторную работу «Определите плотность кусочка сахара».
Лист экспериментатора, ученика 7 класса
ФИ_____________________________________________________
1.Эксперимент по сравнению массы тел
Цель: Выяснить, зависит ли масса тела от объема
При помощи весов сравните массы двух цилиндров из железа, имеющих разные объемы. Запишите в таблицу значения их масс в граммах
№опыта | № тела | Объем | Масса, г |
1 | | меньше | |
2 | | больше | |
Вывод:
2 Эксперимент по сравнению масс тел, имеющих одинаковый объем, но изготовленных из разных веществ
Цель: Выяснить, зависит ли масса от вещества из которого сделано тело
№опыта | Вещество | Объем | Масса |
1 | алюминий | одинаковый | |
2 | латунь | одинаковый | |
Вывод:
Гипотеза:
Тема урока:
Цель урока:
Задачи:
Определение
Обозначение
Формула
3 Экспериментальное задание «Определение плотности бруска правильной формы»
Цель: определить плотность твердого тела правильной формы
-
Измерить с помощью линейки ширину, длину, высоту бруска
-
Вычислить объем
-
Найти массу с помощью весов
-
Вычислить плотность по формуле
-
Определить по таблице плотности стр.63 из какого материала сделан брусок
Ширина а,см | Длина, в,см | Высота h,см | V=авh, см3 | Масса, m,г | Плотность Ƿ=m/V |
| | | | | |
Вывод: ƿ=
Рефлексия «Три М»
- Назовите три момента, которые у вас на уроке получились хорошо
1.
2.
3.
- Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
1.
Запишите Домашнее задание в дневник:
П.22,Упр.7(3,5) Выполните домашнюю лабораторную работу «Определите плотность кусочка сахара».