Урок: «Электролитическая диссоциация. Вещества электролиты и неэлектролиты».
Для выполнения лабораторной работы по изучению электропроводности веществ совсем недавно, я использовала данное оборудование – прибор для демонстрации опытов с электрическим током. Проведем исследования с помощью лаборантов-помощников.
Для проверки электропроводности собрана последовательная цепь. Отрицательный полюс источника постоянного тока соединен с лампочкой. Включим источник постоянного тока! Замкнем электроды металлической палочкой с изоляцией. Мы видим, что лампочка горит. Прибор в готовности!
Для исследования нам понадобятся вещества: поваренная соль, сахар, вода дистиллированная, CuSO4(раствор), уксусная кислота. Опустим электроды в твердую соль – кристаллический сахар – лампочка не горит. Приготовим растворы этих веществ: NaCl с водой,C12H22O11 с водой ( готовим традиционно, используя стакан и стеклянную палочку – сахар+вода). Приготовим раствор соли с помощью магнитной мешалки, учитывая, что соль хуже растворяется, чем сахар. Надеемся ускорить процесс растворения механически, автоматизируя свой труд!
Опускаем электроды в соленый раствор и видим, что лампочка ярко загорается. Это доказывает, что цепь замкнута!
Проверим раствор сахара. Если сахароза – электролит, то лампочка загорится! Лампочка не горит, в растворе сахара нет подвижных заряженных частиц, ток в цепи не идет.
Снова замкнем цепь металлической палочкой – лампочка горит!
Проверим, является ли электролитом дистиллированная вода? Лампочка не горит. H2O(дист.) – очень слабый электролит.
Исследуем раствор CuSO4 – лампочка горит очень слабо. Предполагаем, что раствор сульфата меди – слабый электролит.
Раствор уксусной кислоты – слабый электролит (лампочка неярко горит)
Сегодня, благодаря национальному проекту образования «Точка роста», мы имеем явные преимущества в работе с цифровыми лабораториями по химии.
При проведении данной лабораторной работы понадобится следующее оборудование для исследования – датчик электропроводности (кабель USB), стакан с дистиллированной водой, чтобы промыть щуп датчика.
Рассмотрим основные моменты по подключению датчика:
Проверить подключения мультидатчика к ноутбуку через Bluetooth.
Подсоединить датчик электропроводности .
Запустить программу.
Посмотрим датчик электропроводности в работе:
В стакан с дистиллированной водой опускаем датчик. Значение электропроводности низкое.
Проверим растворы – соли и сахара, какой из них проводит электрический ток. Раствор соли – имеет высокое значение электропроводности. Раствор CuSO4…(значение). CH3COOH – низкое значение электропроводности ( это слабый электролит)
C2H5OH – раствор спирта, не проводит электрический ток. Значения-0
Таким образом, мы исследовали вещества на способность проводить электрический ток. Электролитами являются: ………. Неэлектролиты:…..
Итак:(учитель)…
Датчик электропроводности позволил продемонстрировать электропроводность некоторых веществ, причем сделать это можно быстро, точно, безопасно. С его помощью можно распознать электролиты и неэлектролиты, определить сильные и слабые электролиты, рассмотреть влияние концентрации и температуры на величину электропроводности, определить минерализацию раствора, в т.ч. и почвенной вытяжки. Благодаря датчику цифровой лаборатории есть возможность раскрыть тему урока, а детям – просто, быстро и безопасно выполнить исследования.
Таким образом, организуя исследовательскую экспериментальную деятельность обучающихся, учитель-предметник решает одну из важнейших образовательных задач – использование цифрового оборудование, как средство вовлечения школьников в экспериментальную исследовательскую деятельность.
Использовать данное оборудование можно при изучении тем : электропроводность веществ, гидролиз, электролиз и эл.диссоциация.