СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики на тему: "Законы Динамики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок физики на тему: "Законы Динамики"»

Дата: Учитель: Аджибекирова Н.Р.

10 «А» 9.10.19 г.

10 «Б» 11.10.19 г.

Тема урока: «Законы динамики».

Цель урока: Изучение законов динамика.

Образовательная: выяснить, что изучает динамика

Воспитательная: ответственное отношение к учебной деятельности.

Развивающая: развивать логическое мышление: проводить аналогии, делать выводы.

Требования государственного стандарта

Знания: Знать основные формулы

Умения: уметь - решать задачи на примере вычислительных и экспериментальных заданий

Навыки: Развивать навыки самоконтроля, формировать познавательную активность учащихся.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Компетенции: коммуникативная (компетенция понимания и объяснения физических явлений и формул.)


Ход урока.

I.Организационный момент.

Мы продолжаем изучение механики, но переходим к следующему ее разделу динамике. Тема сегодняшнего урока «Законы динамики»

II.Повторение изученного материала

Давайте еще раз вспомним:

  1. Какое понятие является основным в механике? (Механическое движение.)

  2. Что называют механическим движением? (изменение положения тел в пространстве относительно других тел с течением времени.)

  3. Какие виды механического движения рассмотрели? (вращательное , равномерное, неравномерное, движение по окружности)

III.Изучение нового материала

Кинематика описывает механическое движение математически, не объясняя физических причин его существования и изменения, отвечая лишь на вопрос, как движется тело. Динамика объясняет причины, определяющие характер механического движения, т.е. дает ответ на вопрос , почему движется тело. Для того чтобы тело, находящееся в покое, изменило положение в пространстве, необходимо взаимодействие с другим телом.

Ежедневно мы наблюдаем самые разнообразные механические движения: идут люди и едут машины, летят самолеты и птицы, вращаются колеса велосипедов, автомобилей и карусель в парке.

Почему движется, например, автомобиль? Каждый из вас сразу скажет: потому что работает двигатель автомобиля. Но давайте представим, что колеса автомобиля не соприкасаются
с поверхностью Земли, а двигатель работает... Колеса вращаются, а привычное движение автомобиля не происходит. Почему?

Почему для движения автомобиля со скоростью, например, 90 км/ч необходима работа двигателей, а для движения спутника по орбите со скоростью почти 8 км/ч работа двигателей не нужна?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать причины, вызывающие меха­ническое движение или изменение состояния движения тел.

Наши жизненные наблюдения, многочисленные опыты показывают, что изменение скорости тела всегда вызывается воздействием на данное тело ка­ких-либо других тел.

Для описания взаимодействий тел друг с другом в физике вводится понятие «сила» (греч. dynamis). Отсюда и название данного раздела — динамика.

Динамика — раздел механики, изучающий различные виды механиче­ского движения с учетом взаимодействий между телами.

В динамике решаются две основные задачи: 1) устанавливаются за­коны взаимодействия тел друг с другом; 2) определяется влияние этих взаимодействий на механическое движение тел.

Из личного опыта каждый из нас знает, что скорость тела по величине и направлению может изменяться только под действием других тел. Например, футбольный мяч покоится на ровной поверхности, если по нему не ударить ногой.

Какие бы тела мы не рассматривали, состояние покоя любого тела сохраняется, если действие на него одних тел компенсируется действием других тел.

Обратимся к опыту, к наблюдениям: на столе лежит книга. Про неё говорят, что она покоится.

Чтобы сдвинуть книгу, необходимо приложить усилие, например, толкнуть рукой.

Книга не одинока в этом мире, её окружают другие тела, они в различной мере действуют на неё. Почему же она покоится? Только два тела, из всех её окружающих, оказывают на неё заметное действие – это стол и Земля. Действия их противоположны и равны. Говорят, что Земля и стол компенсируют друг друга (уравновешивают).

Рассмотрим ещё примеры: шарик на нити, шайба на льду, автомобиль на парковке и др.Учащиеся дают пояснения по примерам.

Если на данное тело действует другое тело, то первое тело изменяет свою скорость (второе тело тоже)!

  • Камень, брошенный в воду, тонет; корабль, спускаемый на воду, остается на плаву. Постараемся ответить на вопрос, почему это происходит? В этом нам поможет раздел физики, называемый динамикой

– И камень, и корабль взаимодействуют с окружающими телами (землей и водой). Земля

притягивает оба тела к себе, вода оба тела выталкивает. При этом и камень, и корабль действуют на воду и, как мы скоро узнаем, на землю. Т. е. между телами происходит взаимодействие. Чтобы описать эти взаимодействия, в физике вводят специальные физические величины, называемые силами. Вспомним, как называется сила притяжения тел к земле. Как называется сила, действующая на тела, погруженные в жидкость? Да, это сила тяжести и сила Архимеда. А еще в механике рассматривают силы упругости и силы трения. Действуют ли какие-либо из этих сил в рассмотренных примерах? Да, и на камень, опускающийся на дно, и на корабль, скользящий по воде, действуют силы трения. В случае с камнем трение о воду называют силой сопротивления воды. А действуют ли силы упругости? Стапели (обозначают любую платформу для постройки чего-либо)действуют на спускаемое судно силой упругости, дно действует на утонувший камень силой упругости. И корабль, и камень действуют силами упругости на воду и на другие тела, с которыми они соприкасаются. Как видим, мы обнаружили много действующих сил в рассматриваемых примерах, но будем рассматривать только силы, действующие на неподвижный корабль и на тонущий камень. Сделаем в тетрадях чертежи и начертим эти силы. Вспомним, в каких единицах измеряются силы. Поставим стрелочки, изображающие силу тяжести и силу Архимеда для корабля и для камня.

Формулировка первого закона Ньютона.

Решение проблемы. Формулировка первого закона Ньютона:

– Итак, на неподвижный корабль на поверхности воды действуют две силы: вниз

направлена сила тяжести, вверх – сила Архимеда. Такие же две силы действуют на тонущий камень (кроме того, на него действует сила сопротивления воды, тоже направленная вверх, но при небольших скоростях движения камня эта сила мала, и мы будем ею пренебрегать, в физике так поступать приходится часто). Итак, в обоих случая действуют две противоположные силы, а результат разный: камень тонет, а корабль не движется. Почему? На этот вопрос ответил Ньютон. Сила, которая тянет камень вниз, больше, чем сила, толкающая камень вверх. Силы, действующие на корабль, уравновешены. Покажем это на компьютерной модели – задание «Сложение сил». Установим стрелки, изображающие силу тяжести (эта стрелка направлена вниз), и стрелки, изображающие архимедову силу (они направлены вверх). Как видно из модели, силы, действующие на корабль, уравновешены, а на камень действует сила тяжести, большая архимедовой силы. Согласно первому закону Ньютона, в инерциальных системах отсчёта тела не меняют скорости поступательного движения (т. е. движутся прямолинейно и равномерно) при условии, что воздействия на них со стороны других тел отсутствуют, либо уравновешены. Покоящееся тело также не меняет скорости. Покой – частный случай равномерного прямолинейного движения.

Тело совершает прямолинейное равномерное движение или находится в покое.
В качестве примера выполнения 1 закона Ньютона можно рассмотреть движение парашютиста. Он равномерно приближается к земле, когда действие силы тяжести компенсируется силой натяжения строп парашюта, которая в свою очередь обусловлена сопротивлением воздуха.
Первый закон Ньютона. Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела. Если F=0, то ʋ=сonst или ʋ=0
2. Тело движется равноускоренно. Как движется мяч после столкновения с битой. Чем больше сила удара, тем с большим ускорением начнет двигаться мяч и, следовательно, тем большую скорость он приобретет за время удара.

– Сформулируем итоги урока: характер движения тел определяется характером их

взаимодействия с другими телами. Для количественной оценки взаимодействия используют физическую величину, называемую силой. Сила измеряется в ньютонах. В механике рассматривают силы тяжести, упругости, трения, архимедову силу. Результат действия сил на тело зависит от системы отсчета, в которой мы рассматриваем тело. 1 закон носит теоретический характер, так как нет такой системы, в которой на тело не действовали бы никакие силы.

Говоря о законе Ньютона, необходимо отметить, что он справедлив лишь только для инерционных систем отсчета.

IV.Закрепление изученного материала

Итоги урока:

  1. Что изучает динамика? ( влияние взаимодействий тел на их механиче­ское движение.)

  2. При каком условии тело находится в покое? Примеры (Например пассажир движущегося поезда находится в состоянии покоя относительно поезда а относительно людей, которые расположены на перроне он движется) Вообще, тело будет находится в покое если на него не действуют силы и другие тела))

Задание Хорошо известно, что, когда шофер нажимает тормозную педаль, колодки тормозов прижимаются к колесам и замедляют их вращение. Но силы взаимодействия колес и тормозных колодок являются внутренними силами (т.е. взаимодействуют тела, входящие в замкнутую систему) и, следовательно, не мо­гут уменьшить скорость автомобиля. Почему же автомобиль останавливается?

Когда вращение колес замедляется, они начинают сколь­зить. Поэтому между колесами и землей возникают значительные силы трения. А вот сила трения уже является внешней силой.

Ответ: проскальзывание колеса увеличивает внешние силы — силы трения.

V. Домашнее задание:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!