СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 10 классе по теме "Реактивное движение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 10 классе по теме "Реактивное движение"»



Урок физики в 10 классе по теме «Реактивное движение»

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о реактивном движении : овладеть регулятивными УУД при решении расчетных и качественных задач на закон сохранения импульса при реактивном движении ,развивать монологическую и диалогическую речь .

Личностные: сформировать познавательный интерес к реактивному движению ,истории развития космонавтики ,устройству и принципу действия ракет,развивать творческую инициативу.

Предметные: проводить наблюдения ,планировать и проводить эксперимент по изучению реактивного движения ,объяснять полученные результаты и делать выводы, применять полученные знания при решении задач на закон сохранения импульса.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, практические.

Форма работы с классом :  групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организация начала урока: Приветствие,

Вступительное слово: Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство. Этими замечательными словами К.Э Циолковского мы начнем урок.

Демонстрация : движение надутого резинового шарика не завязанный

- определите тему урока

«Какой вид движения вы наблюдаете?»

(Ответ)

- Верно , тема урока «Реактивное движение» это еще один вид механического движения.

- Что каждому из вас было бы интересно узнать о реактивном движении?

(Ответ).

- Совершенно верно: изучим принцип реактивного движения, устройство ракеты, повторим формулу определения скорости реактивного движения, выясним где применяется реактивное движение в природе и технике.

2.Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация:

- Реактивное движение основано на глубоком понимании закона сохранения импульса, поэтому повторим материал этой темы.

Фронтальная беседа по вопросам темы

1. Что называется импульсом тела?

2. Что называется замкнутой системой?

3. Сформулировать закон сохранения импульса

4. Автомобиль трогается с места, как направлен импульс

5. Для каких систем справедлив закон сохранения импульса?

6.Второй закон Ньютона в импульсной форме

7.Определение импульса силы.



- Молодцы, верно, эти знания будут актуальны на уроке. Без знания закона сохранения импульса невозможно понять на чем основано реактивное движение.

3.Изучение нового материала.

- Чтобы ответить на вопрос, «Что такое реактивное движение ?» проведем эксперименты.

-Что происходит ? Почему движется шарик? (на экране показать вывод формулы) . В самом начале воздух и шарик составляли замкнутую систему то сумма их импульсов была равна нулю, после того как шарик начал движение, импульс шарика и импульс выходящего воздуха равны по модулю и противоположны по направлению.

-Проведем ещё один эксперимент.(скейтборд)

-Что общего в этих экспериментах .

-В первом и втором эксперименте произошло отделение одной части от другой.

- Можно ли изменить направление движения тела при реактивном движении?

- Изменение направления можно наблюдать используя «Сенгерово» колесо.

-Для того, чтобы тело при реактивном движении изменило направление своего движения , необходимо изменить направление движения отделяющейся от тела части.

-Здесь тоже происходит отделение одной части от другой .Значит можем ответить на вопрос : «Что такое реактивное движение?».

Реактивное движение – движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой либо его части.

- Прочитали. Молодцы, а теперь проведем исследования в области реактивного движения.

-Историки собирают информацию об ученых и космонавтах.Возьмите лист с красным квадратом это алгоритм работы на подготовку 5мин.







-Биофизики собирают информацию об использовании реактивного движения в природе.



-Конструкторы собирают информацию об устройстве ракеты , применение реактивного движения в технике.









- Работа в группах закончена, послушаем историков, кто стоял у истоков космонавтики.

- Биофизики подготовили интересную информацию

- Что узнали о реактивном движении конструкторы.

4. Первичное закрепление нового материала.

- Молодцы, а теперь пришло время применить знание формул. Возьмите карточки с голубым кружком , прочтите условие задачи и определите искомую величину . На работу дается 5 мин.

1 Группа

Задача: Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35 кг и средняя начальная скорость дроби 320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60° к горизонту.

2. Группа

Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200м
с под углом 30° к горизонту. Какую скорость орудие после выстрела, если его масса 2000 кг.

3 Группа.

Задача: Мальчик, стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.

- Проверьте решение по алгоритму.

- А сейчас приведем в движение реактивные двигатели. Работаем в группах

-Первая группа по алгоритму собирает реактивную машину , возьмите лист с синим кружком, Приводить в движение будете по сигналу.

-Вторая группа , по алгоритму собирает и запускает ракету.

- Третья собирает «сенгерово» колесо. На работу дается 3мин.

Вывод: Что называется реактивным движением.

(Ответ)

Тест.

1.Ученый, чьи законы помогли открыть реактивное движение:

а) Ломоносов в) Паскаль б) Ампер г) Ньютон.

2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:

а) скорость б) масса в) импульс г) длина

3. По принципу реактивного движения работает:

а) газонокосилка б) электромагнит в) вертолет г) ракета

4. Морское животное, передвигающееся с помощью реактивного толчка: а) акула б) медуза в) дельфин г) скат


2. Работа в группах «Историки»

Алгоритм работы:



1.Прочитайте текст учебника физики, под ред. Мякишева , 10 кл., стр 126-127

2. Заполните таблицу:



Ученый, исследователь

Годы жизни

Вклад в науку

1.Кибальчич



2.Циалковский



3.Королев



4.Гагарин Ю.А.



5.Нил Армстронг



3. Подготовьте выступление от группы



3.Решение задач.

Задача: Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35 кг и средняя начальная скорость дроби 320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60° к горизонту.)



4. Моделирование

Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Провести испытание модели.

4. Сделать вывод.

5. Результат

Лист сопровождения для 2 группы «Биофизики»

2. Работа в группах «Биофизики»

Алгоритм работы:

1.Прочитайте текст справочной литературы, рассмотрите иллюстрации

2. Подготовьте выступление от группы по плану:

  • Способы передвижения медузы, кальмара, осьминога, их среда обитания.

  • Использование реактивного движения растениями

  • Космическое природоведение



3.Решение задач.

Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает снаряд массой 15 кг со скоростью 300м/с
под углом 30° к горизонту. Какую скорость приобретет орудие после выстрела, если его масса 200 кг.

Ответ:

4. Моделирование

Цель:Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Провести испытание модели.

4. Сделать вывод.

5. Результат

Лист сопровождения для 3 группы «Конструкторы»

1. Ответы на вопросы.

2. Работа в группах «Конструкторы»

Алгоритм работы:

1.Прочитайте текст учебника физики, под ред. Мякишева , 10 кл., стр 105 п.43

2. Подготовьте выступление от группы по плану:

  • Виды топлива, которые используются в реактивном двигателе

  • Устройство ракеты, применение реактивного движения в технике.

  • История развития реактивного движения

3.Решение задач.

Задача: Мальчик, стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.

Ответ:

4. Моделирование

Цель: применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Приготовить к испытанию

4.Продемонстрировать классу

5. Сделать вывод..

Рефлексия : Просмотр видеоурока по теме «Реактивное движение»

Домашнее задание:п.38,39 на стр.129-130 задачи для самостоятельного решения 1,2,3,,кто сдает ЕГЭ –задачи ЕГЭ.