СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе по теме "Блоки"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 7 классе  с элементами исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе по теме "Блоки"»

Тема урока: «Блоки»

Класс 7

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: традиционный с элементами исследовательской работы.

Цели урока: введение понятия блока, объяснение, почему блок является разновидностью рычага, знакомство с различными видами блоков, применением блоков.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить уже имеющиеся знания по теме “Простые механизмы”;

  • ввести понятие блока;

  • объяснить, почему блок – разновидность рычага;

  • рассмотреть различные виды блоков, их применение.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных качеств, культуры общения;

  • формирование интереса к изучаемому предмету;

  • стимулирование любознательности, активности на уроке;

  • развитие работоспособности.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • развитие умений оценивать себя;

  • развитие умений работы по инструкции.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения.

  1. Учебник “Физика 7” А.В. Перышкин

  2. Раздаточный материал (тесовые листы, лист самооценки, инструкции к исследовательским заданиям).

  3. Динамометры.

  4. Набор грузов.

  5. Штатив с муфтой и лапкой.

  6. Подвижный и неподвижный блоки.

  7. Презентация “Блоки”.

  8. Компьютер.

План урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Вы все готовы к уроку, давайте начинать.

  1. Актуализация знаний.

Многие из вас задают мне вопрос: зачем мы изучаем физику? Пригодится ли она нам когда-нибудь? И я не устаю повторять, что да, конечно, физика и жизнь неотделимы друг от друга. Вот уже несколько уроков мы с вами говорим о простых механизмах и их значении в жизни человека.

Давайте вспомним, что вам известно. В листах самооценки, пожалуйста, продолжите фразы. Не забудте подписать лист самооценки.

Простые механизмы – это…

Рычаг – это…

Плечо силы – это…

Чтобы найти плечо силы, нужно…

Рычаг находится в равновесии, если…


(Записывают ответы)

Давайте проверим ваши ответы. (Называют свои ответы и сверяют с правильными).

-Вспомните, кто установил правило равновесия рычага?

- Архимед.

III. Изучение нового материала.

Постановка проблемы

С именем Архимеда связано множество легенд. С некоторыми мы уже знакомились на уроках физики. Вот еще одна.

Архимед как-то раз написал царю Гиерону, с которым был в родстве и дружбе, что маленькая сила, при соблюдении определенных условий, может сдвинуть любой груз. Гиерон, конечно, изумился и попросил претворить эту мысль в действие и показать какую-либо тяжесть, перемещаемую малым усилием. Тогда Архимед велел наполнить обычной кладью царскую триеру (трехпарусное судно), недавно с огромным трудом вытащенную на берег целою толпою людей, посадил на него большую команду матросов, а сам сел поодаль и, безо всякого напряжения вытягивая конец каната, пропущенного через неизвестное собравшимся людям устройство, придвинул к себе корабль так медленно и ровно, точно тот плыл по морю, а не по земле.

Что это за устройство могло быть?

Учащиеся выдвигают свои предположения:

- Блок - один из видов простых механизмов.

- Что вы знаете о блоке?

- Блок – разновидность рычага.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение простых механизмов, познакомимся с разновидностью рычага – блоком. Запишите тему урока «Блоки».

Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Выдвигают цели.

  1. Как к блоку применяется закон равновесия рычага?

  2. Какой выигрыш в силе дает неподвижный блок?

  3. Какой выигрыш в силе дает подвижный блок?


Учитель демонстрирует блок. Просит учащихся сформулировать его определение.

- Что же представляет собой блок?

- Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме.

Запись в тетради: “Блоком называют устройство, имеющее форму диска с желобом, по которому пропускают веревку, трос или цепь”

Учитель демонстрирует установки с подвижным и неподвижным блоками.

- Посмотрите на установки. Чем отличаются эти блоки?

- У одного ось не движется вместе с грузом, а у другого – движется.

- Блок может быть двух видов: подвижный и неподвижный.

Запись в тетради: Виды блоков:

  • неподвижный (ось закреплена и не движется при подъёме груза)

  • подвижный (ось движется вместе с грузом).





Задаёт вопрос:

“Так как блок является простым механизмом, то, для чего он может использоваться?”

Возможный ответ: “С помощью блока можно преобразовать силу”.

Каким образом преобразовывает блок силу, вы узнаете, проведя исследования в парах. Раздаёт инструкции к практическим работам.


  1. Практическая работа. Выполняют практические работы.

  2. Подведение итогов практической работы. Объяснение нового материала. Предлагает учащимся проверить правильность сделанных выводов.

    1. Пожалуйста, сформулируйте получившийся вывод те группы, которые работали с неподвижным блоком.

Давайте докажем его, используя условие равновесия рычага.

Изобразим на неподвижном блоке соответствующий рычаг. Отметим точку опоры и приложенные силы. Чему равны плечи этих сил? (r и r).Сформулируйте условие равновесия рычага. (Ученик записывает на доске: F1= F2, Неподвижный блок не дает выигрыш в силе, он изменяет направление силы)



    1. Пожалуйста, сформулируйте получившийся вывод те группы, которые работали с подвижным блоком.

Давайте докажем его, используя условие равновесия рычага.

Изобразим на подвижном блоке соответствующий рычаг. Отметим точку опоры и приложенные силы. Чему равны плечи этих сил? (r и 2r).Сформулируйте условие равновесия рычага. (Ученик записывает на доске: Р= 2F, F = . Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза)


 

Т.о., комбинируя определенным числом подвижных и неподвижных блоков, можно получить значительный выигрыш в силе. Устройства, которые позволяют это делать называются полиспастами. О применении блоков мы с вами подробнее поговорим на следующем уроке, а сейчас давайте применим полученные знания при решении задач.

  1. Решение задач.

Задание 1. Какие блоки изображены на рисунках?

Задание 2. Какую силу необходимо приложить, чтобы поднять груз весом 600 Н?

770. Вес подвижного блока равен 1,2 н. Его груз весит 6 Н (рис.226). Чему будет равно показание динамометра при равномерном подъеме груза? (Трение не учитывать.)

Дано: Решение:

Рбл=1,2 Н F= =; F=3,6 Н

Ргр=6 Н

F - ? Ответ: 3,6 Н.


  1. Тест на первичное закрепление

Для того, чтобы понять насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока, ответьте на ряд вопросов. Свои ответы отмечайте в тетради.

  1. Блок – это...

  1. Разновидность ворота

  2. Разновидность рычага

  3. Разновидность винта

  4. Среди ответов А-В нет правильного

  1. С помощью неподвижного блока можно...

  1. Выиграть в силе в два раза

  2. Выиграть в расстоянии в два раза

  3. Проиграть в силе в два раза

  4. Изменить направление силы

  1. С помощью подвижного блока можно...

  1. Выиграть в силе в два раза

  2. Выиграть в расстоянии в два раза

  3. Изменить направление силы

  4. Проиграть в силе в два раза

  1. К левому концу троса, перекинутого через неподвижный блок, подвешен груз весом 100 Н. Какую примерно силу нужно приложить к правому концу троса, чтобы удержать груз?

  1. 100 Н

  2. 10 Н

  3. 10 кг

  4. 50 Н

  1. Для подъёма одного и того же груза используются две системы блоков. Равные ли силы нужно приложить к точке А (трением и весом блока пренебречь)?

  1. Да. Груз один и тот же.

  2. Нет. В случае 1 в два раза больше.

  3. Да. Системы состоят из двух блоков.

  4. Нет. В случае 1 в два раза меньше.

Подсчитайте полученные баллы и поставьте оценку в лист самооценки.

    1. Рефлексия.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале уроке. Достигли ли их?

Что нового, интересного и важного вы узнали на уроке?

  1. Итог урока.

Физика наука, подарившая нам много открытий, но непознанного вокруг еще много. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур. Пусть сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний.

Домашнее задание. §-61, № 764, 773, сообщение о применении блоков (по желанию).

Оценки.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя