Тема урока: «Блоки»
Класс 7
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный с элементами исследовательской работы.
Цели урока: введение понятия блока, объяснение, почему блок является разновидностью рычага, знакомство с различными видами блоков, применением блоков.
Задачи:
Образовательные:
закрепить уже имеющиеся знания по теме “Простые механизмы”;
ввести понятие блока;
объяснить, почему блок – разновидность рычага;
рассмотреть различные виды блоков, их применение.
Воспитательные:
формирование коммуникативных качеств, культуры общения;
формирование интереса к изучаемому предмету;
стимулирование любознательности, активности на уроке;
развитие работоспособности.
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие интеллектуальных способностей;
развитие умений оценивать себя;
развитие умений работы по инструкции.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения.
Учебник “Физика 7” А.В. Перышкин
Раздаточный материал (тесовые листы, лист самооценки, инструкции к исследовательским заданиям).
Динамометры.
Набор грузов.
Штатив с муфтой и лапкой.
Подвижный и неподвижный блоки.
Презентация “Блоки”.
Компьютер.
План урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Вы все готовы к уроку, давайте начинать.
Актуализация знаний.
Многие из вас задают мне вопрос: зачем мы изучаем физику? Пригодится ли она нам когда-нибудь? И я не устаю повторять, что да, конечно, физика и жизнь неотделимы друг от друга. Вот уже несколько уроков мы с вами говорим о простых механизмах и их значении в жизни человека.
Давайте вспомним, что вам известно. В листах самооценки, пожалуйста, продолжите фразы. Не забудте подписать лист самооценки.
Простые механизмы – это…
Рычаг – это…
Плечо силы – это…
Чтобы найти плечо силы, нужно…
Рычаг находится в равновесии, если…
(Записывают ответы)
Давайте проверим ваши ответы. (Называют свои ответы и сверяют с правильными).
-Вспомните, кто установил правило равновесия рычага?
- Архимед.
III. Изучение нового материала.
Постановка проблемы
С именем Архимеда связано множество легенд. С некоторыми мы уже знакомились на уроках физики. Вот еще одна.
Архимед как-то раз написал царю Гиерону, с которым был в родстве и дружбе, что маленькая сила, при соблюдении определенных условий, может сдвинуть любой груз. Гиерон, конечно, изумился и попросил претворить эту мысль в действие и показать какую-либо тяжесть, перемещаемую малым усилием. Тогда Архимед велел наполнить обычной кладью царскую триеру (трехпарусное судно), недавно с огромным трудом вытащенную на берег целою толпою людей, посадил на него большую команду матросов, а сам сел поодаль и, безо всякого напряжения вытягивая конец каната, пропущенного через неизвестное собравшимся людям устройство, придвинул к себе корабль так медленно и ровно, точно тот плыл по морю, а не по земле.
Что это за устройство могло быть?
Учащиеся выдвигают свои предположения:
- Блок - один из видов простых механизмов.
- Что вы знаете о блоке?
- Блок – разновидность рычага.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение простых механизмов, познакомимся с разновидностью рычага – блоком. Запишите тему урока «Блоки».
Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня на уроке?
Выдвигают цели.
Как к блоку применяется закон равновесия рычага?
Какой выигрыш в силе дает неподвижный блок?
Какой выигрыш в силе дает подвижный блок?
Учитель демонстрирует блок. Просит учащихся сформулировать его определение.
- Что же представляет собой блок?
- Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме.
Запись в тетради: “Блоком называют устройство, имеющее форму диска с желобом, по которому пропускают веревку, трос или цепь”
Учитель демонстрирует установки с подвижным и неподвижным блоками.
- Посмотрите на установки. Чем отличаются эти блоки?
- У одного ось не движется вместе с грузом, а у другого – движется.
- Блок может быть двух видов: подвижный и неподвижный.
Запись в тетради: Виды блоков:

Задаёт вопрос:
“Так как блок является простым механизмом, то, для чего он может использоваться?”
Возможный ответ: “С помощью блока можно преобразовать силу”.
Каким образом преобразовывает блок силу, вы узнаете, проведя исследования в парах. Раздаёт инструкции к практическим работам.
Практическая работа. Выполняют практические работы.
Подведение итогов практической работы. Объяснение нового материала. Предлагает учащимся проверить правильность сделанных выводов.
Пожалуйста, сформулируйте получившийся вывод те группы, которые работали с неподвижным блоком.
Давайте докажем его, используя условие равновесия рычага.
Изобразим на неподвижном блоке соответствующий рычаг. Отметим точку опоры и приложенные силы. Чему равны плечи этих сил? (r и r).Сформулируйте условие равновесия рычага. (Ученик записывает на доске:
F1= F2, Неподвижный блок не дает выигрыш в силе, он изменяет направление силы)
Пожалуйста, сформулируйте получившийся вывод те группы, которые работали с подвижным блоком.
Давайте докажем его, используя условие равновесия рычага.
Изобразим на подвижном блоке соответствующий рычаг. Отметим точку опоры и приложенные силы. Чему равны плечи этих сил? (r и 2r).Сформулируйте условие равновесия рычага. (Ученик записывает на доске:
Р= 2F, F =
. Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза)

Т.о., комбинируя определенным числом подвижных и неподвижных блоков, можно получить значительный выигрыш в силе. Устройства, которые позволяют это делать называются полиспастами. О применении блоков мы с вами подробнее поговорим на следующем уроке, а сейчас давайте применим полученные знания при решении задач.
Решение задач.
Задание 1. Какие блоки изображены на рисунках?


Задание 2. Какую силу необходимо приложить, чтобы поднять груз весом 600 Н?

№770. Вес подвижного блока равен 1,2 н. Его груз весит 6 Н (рис.226). Чему будет равно показание динамометра при равномерном подъеме груза? (Трение не учитывать.)
Дано: Решение:
Рбл=1,2 Н F=
=
; F=3,6 Н
Ргр=6 Н
F - ? Ответ: 3,6 Н.
Тест на первичное закрепление
Для того, чтобы понять насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока, ответьте на ряд вопросов. Свои ответы отмечайте в тетради.
Блок – это...
Разновидность ворота
Разновидность рычага
Разновидность винта
Среди ответов А-В нет правильного
С помощью неподвижного блока можно...
Выиграть в силе в два раза
Выиграть в расстоянии в два раза
Проиграть в силе в два раза
Изменить направление силы
С помощью подвижного блока можно...
Выиграть в силе в два раза
Выиграть в расстоянии в два раза
Изменить направление силы
Проиграть в силе в два раза
К левому концу троса, перекинутого через неподвижный блок, подвешен груз весом 100 Н. Какую примерно силу нужно приложить к правому концу троса, чтобы удержать груз?
100 Н
10 Н
10 кг
50 Н
Для подъёма одного и того же груза используются две системы блоков. Равные ли силы нужно приложить к точке А (трением и весом блока пренебречь)?
Да. Груз один и тот же.
Нет. В случае 1 в два раза больше.
Да. Системы состоят из двух блоков.
Нет. В случае 1 в два раза меньше.
Подсчитайте полученные баллы и поставьте оценку в лист самооценки.
Рефлексия.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале уроке. Достигли ли их?
Что нового, интересного и важного вы узнали на уроке?
Итог урока.
Физика наука, подарившая нам много открытий, но непознанного вокруг еще много. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательных натур. Пусть сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний.
Домашнее задание. §-61, № 764, 773, сообщение о применении блоков (по желанию).
Оценки.