Организационная информация |
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Анна Владимировна Скрипко |
Предмет | физика |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 7 класс, 6 человек |
Продолжительность урока (занятия) | 40 минут |
|
Тема урока /занятия | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | УМК А.В.Пёрышкин |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок изучения нового материала, первый урок в теме «Движение и силы» |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В классе 6 учащихся-из них 1 девочка. Из 5 мальчиков трое имеют слабую математическую подготовку, что явно будет усложнять решение задач по данной теме. В классе один одаренный ребёнок; естественно, что восприятие материала будет у детей на разном уровне. Поэтому вовлечение обучающихся в деятельностный процесс, создание комфортной психологической обстановки, обеспечение благоприятных эмоциональных условий будет способствовать повышению мотивации к изучению физики. |
Цели урока/ занятия | Формирование понятия «Механическое движение» как формы изменения материи |
Задачи урока/ занятия | Обучающая: формирование знаний и умений учащихся об относительности движения и покоя. Введение новых понятий: физическое тело, скалярная величина, траектория, пройденный путь и у их отличительных признаков. Развивающая: развитие мыслительной деятельности посредством постановки проблемных вопросов, обобщенных знаний и целостных представлений о физических явлениях. Воспитательная: воспитание познавательного интереса, усиление познавательной мотивации осознания учеником своей значимости в образовательном процессе.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Проводить опыты по наблюдению физических явлений и их свойств, при этом собирать установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы. Понимать принципы действия технических устройств, условия безопасного использования в повседневной жизни. Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности учащихся на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли. формирование умений работать в группе. Предметные: умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; умения применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. |
Подробный конспект урока/занятия |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Создание позитивного настроения, настроя на работу | 1-2 мин | Поздоровайся глазами | Заимствованный | Участвует весь класс. Цель: создание позитивной и комфортной атмосферы, установление контакта с учениками. Предварительной подготовки для применения метода нет. Учитель: Давайте начнём урок с такого упражнения: сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. | Здравствуйте, коллеги! Да, именно коллеги, ведь и вы и я занимаемся изучением интересного предмета учебного плана школы. Только учась вместе с вами, можно очень интересно преподнести изучаемые явления. Сегодня мы ещё на шаг продвинемся в изучении физики. | Коммуникативные УУД – умение вступать в общение, поддерживать его. | Формирование коммуникативной компетентности – способности вступать в общение, устанавливать контакты между участниками образовательного процесса. | Применение данного метода направлено на эмоциональное раскрепощение участников образовательного процесса. Динамическое начало создает условия для максимальной включенности обучающихся в урок, способствует установлению контактов между участниками процесса и их позитивному настрою. |
| Целеполагание | определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления. | 5 мин | Создание проблемной ситуации | Авторский | Участвует весь класс. Цель метода: в форме исследовательской деятельности передать информацию новой темы урока; приобщить учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Материалы, которые требуют подготовки: слайды. Ещё потребуется игрушечная машина, свободно движущаяся на плоскости. Предлагаю исследовать движение машины по плоскости демонстрационного стола. Предлагаю ученикам назвать физические тела, относительно которых машина покоится, относительно каких движется? Учащиеся должны сделать вывод о том, что любое движение относительно. Слайды иллюстрируют примеры различных движений. В дальнейшем учащиеся должны сформулировать вопрос, над которым нужно поработать на уроке? | В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение повсюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела. Рассмотрим пример. Вы стоите на тротуаре и видите на предыдущей остановке автобус. Движется он или нет? Несмотря на то что вращение колес вы рассмотреть не можете, тем не менее вы уверенно определяете, что автобус движется. Точно так мы судим о движении птицы в небе, рыбы в аквариуме, футболистов на поле, облаков, поезда и любых других тел. Давайте попытаемся задать вопрос, ответ на который мы получим в конце нашего урока. | Личностные УУД: - ориентация на содержательные моменты учебной задачи. Познавательные УУД: - овладение креативными навыками продуктивной деятельности (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков); - активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение ассоциативного мышления. | Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. | Применение данного метода создает возможность учащимся самостоятельно сформулировать цели урока и поставить задачи для своей дальнейшей деятельности. |
| Выяснение ожиданий и опасений | Инициация процесса рефлексии | 3 мин | Дерево мудрости | Заимствованный | Цель применения метода: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически комфортной обстановки. Необходимо приготовить листы бумаги по количеству учащихся и плакат с изображением дерева, магниты. Перед изучением новой темы каждый ученик на листке бумаги должен написать свой вопрос по данной проблеме, сложить листок и прикрепить его к древу мудрости. В этой роли может быть ведущий. Затем по очереди каждый подходит к дереву, отрывает листок и как можно более полно отвечает на вопрос. Участвует весь класс. | Дорогие ребята, обучаясь на курсах, встретила высказывание: «Первопроходцев толкает любопытство, а следом идет наука» - Жак Ив Кусто. Я надеюсь, что пробудила в вас хотя бы немного любопытства. А готовы ли вы к научным познаниям? Поделитесь, что вы ждёте от урока и какие опасения испытываете? | Личностные – участники не только делятся своими желаниями, но и раскрывают мотивационную сферу своей личности, свои склонности, интересы; | Социальные компетенции, в частности ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. | Для выяснения ожиданий и опасений участников используется метод «Дерево мудрости», который гармонично вписывается в тематику урока и способствует снятию напряженности. По ходу урока учащиеся должны снимать те листья с дерева, на которых были записаны сбывшиеся ожидания и неоправдавшиеся опасения. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивная лекция | Активизация мышления, анализ и структурирование нового материала | 20 мин | Учимся сообщать | Частично заимствованный | Активное вовлечение всех обучающихся в обсуждение темы, включение ассоциативного мышления, активизация мыслительной деятельности, анализ и структурирование нового материала. Сообщение нового материала самими учащимися. На этот этап отводится 20 мин. Можно использовать электронный учебник и мультимедийное оборудование. Класс делится на 2 группы по 3 человека. Текст, подлежащий изучению, делится на несколько приблизительно равных по объёму фрагментов. Первая группа получает отрывок текста, читает его, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту. Вторая группа готовит вопросы к тому же отрывку текста. Целесообразно заранее оговорить их количество. Заслушивается первая группа, вторая задаёт вопросы… Учитель подводит итоги учебной деятельности. | Учитель: давайте попытаемся с помощью учебника сформулировать определения новых физических понятий (учебник, стр. 32 вопросы, стр.33 вопросы). Учитель: а теперь принимаем участие в проведении опытов, заносим данные опыта в тетрадь. Учитель: а теперь решим и прокомментируем задачи, используя материалы урока. Группы работают со своими заданиями, а затем обучают друг друга. | Познавательные УУД: -анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование гипотез и предположений, Коммуникативные УУД: - умение воспринимать речь выступающего, непосредственно не обращенную к обучающемуся; толерантное отношение к мнению других, отстаивание собственной точки зрения. | Учебно-познавательные компетенции: развитие умения соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами, формирование логического мышления. овладение креативными навыками продуктивной деятельности: выдвижение предположений, их анализ. | Визуализация хода образовательного процесса происходит при помощи использования слайдов и опытов и внедрения в урок метода «Учимся сообщать», В ходе данного метода формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала. |
| Проработка содержания темы | Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК | 5 мин | «Тонкие и толстые» | Заимствованный | Принимают участие учащиеся по желанию-3-4 человека. Цель метода: усвоение нового материала, развитие ЗУНиК. Применение этого метода длится в течение 5 мин. Заранее подготовить инаписать вопросы на доске или заранее заготовить карточки с подготовленным дидактическим материалом. Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да - нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ. | «Тонкие» вопросы» Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Толстые» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность к собеседнику. Регулятивные УУД: планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений. Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умение применять полученные ранее знания при решении творческой задачи, умение выбора и аргументации своей позиции. Коммуникативные: умение корректно защищать свою точку зрения, умение толерантно относиться к мнению других. | Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение, эвристическими методами решения проблем. Коммуникативная: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе. | Мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в экспериментальную деятельность. При анализе деятельности учащихся в группах учитываются проявление творческих способностей, раскрытие закономерностей и связей между предметами и явлениями при выдвижении гипотез и теоретического обоснования полученных закономерностей. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжения и усталости | 3 мин | «Тест на творчество» | Заимствованный | Цель применения метода: снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии. Длительность: 3 мин. Никакой дополнительной подготовки данный метод не требует, достаточно перед глазами учащихся поставить пластиковую бутылку. Класс делится на 3 группы. За 2 минуты учащимся предлагаю придумать несколько различных способов применения пустой пластиковой бутылки. Ответы каждой командой пишутся на отдельном листе бумаги. Побеждает та команда, чьи идеи будут более оригинальными. | Учитель: дорогие ребята, неоднократно вы уже использовали пластиковые бутылки при проведении опытов по физике. Сегодня я предлагаю придумать, как ещё можно их использовать в окружающем мире. У вас 2 минуты для переговоров и 1 минута для презентации своей идеи. | Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность к собеседнику. Регулятивные УУД: планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений. | Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение, эвристическими методами решения проблем. Коммуникативная: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе. | При анализе деятельности учащихся в группах учитываются проявление творческих способностей. Мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в экспериментальную деятельность. |
| Рефлексия | Анализ уровня достижения целей урока | 1-2 мин | «Светофор» | Частично-заимствованный | Цель применения метода: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения. Предполагаемая длительность- 1-2 мин. Заранее необходимо приготовить цветную бумагу красного, жёлтого и зелёного цветов на каждого ученика, лист ватмана. Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока. Зелёный - позитивно, жёлтый – нейтрально, красный – негативно. После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками. | Наш урок подошёл к концу. Каковы его результаты? Для подведения итогов Вам необходимо оценить степень овладения новым материалом и выбрать карточку того цвета, который, по вашему мнению отражает настроение после изучения новой темы. | Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. | Учебно-познавательная компетентность: умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности. | Мониторинг деятельности участников образовательного процесса проводится на каждом этапе урока: при представлении результатов групповой работы, в ходе ответов на вопросы закрепляющего интерактивного задания. |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и мотивации их на выполнение успешной учебной деятельности, что позволяет более эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в группах развивает коммуникативные компетенции обучающихся, умение самовыражаться. Для работы над темой применялся метод «Учимся сообщать», в ходе которого формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволяет включить восприятие учебного материала. Активные методы обучения, применяемые на уроках обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету «Физика», развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Механическое движение и его относительность», умение выдвигать гипотезы и предположения, ставить перед собой цели, определять пути достижения поставленных целей и решения учебных задач. Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других участников, самовыражаться, уверенность в своих силах. Результаты развития: развитие творческого потенциала, эмоциональный рост обучающихся, развитие логического, аналитического и абстрактного мышления. Этап инициации с применением АМО «Проблемная ситуация» способствовал развитию коммуникативных умений учащихся, активизировал динамичное начало урока. АМО «Дерево мудрости» позволило сформировать у обучающихся умение выражать свои желания и мотивировать их. В ходе фронтального опроса и интерактивной лекции актуализировались знания по теме. Результаты основного этапа урока, проводимого по технологии АМО с применением метода «Тонкие и толстые»: сформированные знания по теме «Механическое движение», проявление творческих способностей, развитие абстрактного и ассоциативного мышления. Подведение итогов урока с помощью «Светофор» формировало у обучающихся способность к самоанализу своей деятельности. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока реализуется компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Включение в урок фрагментов из литературных произведений обеспечивало бы реализацию духовно-нравственного развития личности, приобщение к литературным ценностям. Работа по изучению новой темы обеспечивает деятельностный подход: учащиеся создавали «учебный продукт» - устанавили разницу между понятиями «путь, траектория, перемещение». Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий обучения. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | АМО, включенные в урок, позволяют активизировать учащихся, повысить их мотивацию к изучению данной темы, сориентировать на успешное выполнение учебной деятельности. С введением элементов технологии АМО на уроках у большинства учащихся проявляется интерес к физике. |
Методическая ценность урока/занятия | Комплексное применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что способствует реализации принципов ФГОС. |