Тема: Физические величины, измерение физических величин.
Цели урока:
Образовательная
- Знать понятие: физическая величина.
- Уметь измерять и определять физические величины. Уметь определять цену деления приборов.
Развивающая
- Развивать память, внимание, точность.
Воспитывающая
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Орг. момент (2-3 мин)
Опрос домашнего задания (8-10 мин)
Объяснение новой темы (18-20 мин)
Закрепление новой темы ( 5-7 мин)
Домашнее задание (2-3 мин)
Итоги урока (1-2 мин)
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Опрос домашнего задания.
Для описания физических явлений используются величины, которые можно сравнивать друг с другом. Например, чтобы описать движения скачущей лошади, черепахи, летящей птицы, нужно сравнить три физические величины: время, пройденный путь, скорость. Их называют физическими величинами, так как они характеризуют движение.
Физические величины используют не только для описания явлений, но и для характеристики свойств тел. С помощью алмаза можно разрезать стекло, закаленной сталью можно обработать медь, а проделать обратное действие невозможно, поэтому для характеристики тела вводится величина, называемая твердостью. Наибольшей твердостью обладает алмаз, затем стекло (сталь можно поцарапать стеклом).
Физической величиной называется количественная характеристика свойства физического объекта или физического явления.
Каждая физическая величина имеет единицы измерения.
Например, единица длины - метр, единица температуры - градус. В ходе дальнейшего изучения физики вы постепенно ознакомитесь с единицами таких физических и астрономических величин, как давление, вес, масса, сила, теплопроводность, электропроводность, яркость и т.д.
Значением физической величины называют некоторое число с единицей измерения. Если мы с вами запишем физическую величину без единицы измерения, то она теряет свой физический смысл.
Чем больше единица физической величины, тем меньше ее числовое значение. Например, единица длины километр (км) в 1000 раз больше ее единицы метра (м), т.е. 1 км=1000 м. Поэтому 1,5 км=1500 м; 0,5 км = 500 м и т. д. Единицы времени записываются так: 1 мин=60 с; 1,5 мин =90с.
Для того, чтобы, количественно описав физические явления, установить связь между ними, нужно знать значения физических величин. Отсюда возникает вопрос: как определить значения физических величин?
Значения физических величин определяют проведением специальных измерений с помощью физических приборов. Например, известно, что при нагревании тела увеличиваются. Чтобы описать это явление количественно, нужно определить две физические величины: температуру и объем.
Во время физических опытов часто производят измерения. Поэтому измерениям придают большое значение. Одним из главных требований экспериментального метода в физике является освоение техники и метода измерения, т.е. умение выработать в себе культуру измерения. Измерения важны не только на практике, но и для проверки теоретических выводов.
Измерением физической величины называют сравнение ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины.
Физические величины измеряют с помощью специальных приборов. К числу наиболее простых измерительных приборов относится линейка. С ее помощью измеряют расстояния и линейные размеры тел: длину, ширину, высоту.
Деления и цифры, нанесенные на поверхность прибора, называют шкалой прибора.
Делать какие-либо выводы о показаниях прибора, т.е. о значении измеряемой величины, можно лишь в том случае, если прибор, с помощью которого производят измерения, имеет шкалу.
Во многих случаях наряду со шкалой на поверхность прибора наносят и единицу измеряемой величины в сокращенном виде. Например, единицы силы тока: ампер (А), миллиампер (мА); единицы объема: см3, дм3, литр (л) и т.д.
Чтобы провести правильное измерение, нужно уметь находить цену деления шкалы прибора.
Чтобы определить цену деления шкалы прибора, нужно разность двух любых значений величины, указанных на шкале, разделить на число делений между ними.
Упражнение 1, стр. 35.
Домашнее задание §10.
Подведение итогов.