Просмотр содержимого документа
«Урок: Форменные элементы крови»
Тема урока «Форменные элементы крови. Их функции.8 класс»
Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и функциях ее форменных элементов.
Задачи
образовательные: выявить особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями.
развивающие: развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, сравнивать клетки крови, делать выводы, применять знания о количестве клеток крови для определения состояния организма.
воспитательные: формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач, стимулировать развитие познавательного интереса, вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда. Слайд №1,2.
Оборудование: ЭОР (компьютер, проектор), презентация.
Средства обучения:
Ход урока.
Организационный момент
Этап проверки домашнего задания
- Что такое внутренняя среда организма?
- Из каких жидкостей она состоит?
- Какая из них является основой внутренней среды?
- Что такое кровь?
3.Этап изучения нового материала
4.Этап постановка темы и цели урока
Постановка проблем урока: (слайд 3,4)
В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
Кто открыл явление фагоцитоза? Как он осуществляется?(слайд №7)
Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови.
Работа по группам.
Задания для 1 группы:
Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1 дм3 пластилина, если его разрубить на одинаковые куски по 1 мм3?
Где содержится больше частиц: в стакане с пшеном или в стакане с фасолью? Почему? В каком случае суммарная площадь поверхности частиц будет больше? Сделайте вывод.
Каково строение и функции эритроцитов?
Задания для 2 группы:
В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?
Прочитайте текст « эритроциты». Что такое гемоглобин? Какова его функция? (стр.70 учебника биологии А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш)
* У человека цвет крови — красный, у головоногих моллюсков — голубой. Объясните причину
столь разной окраски крови.
(Ответ: у головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета — гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.)
Задания для 3 группы:
Прочитайте текст «Лейкоциты». Каково строение и функции лейкоцитов? Как лейкоциты приспособлены к выполнению этой функции?
(стр.71 учебника биологии А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш)
Задания для 4 группы:
Прочитайте текст «Тромбоциты». Каково строение и функции тромбоцитов? (стр.71 учебника биологии А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш).
Условия образования тромба (кислород, соли кальция, фибриноген, ферменты, витамины)?
Состав тромба (фибрин и эритроцит)?
Обсуждения выполненных заданий. Выводы. (строение и функции форменных элементов крови).
Отчет 1 группы (слайды 5).
Отчет 2 группы (слайды 5).
Отчет 3 группы (слайды 6,7,8).
Отчет 4 группы (слайды9,10).
6. Этап обобщения знаний. Обсуждение проблемных вопросов урока (слайды 13)Подведение итогов. (выставление оценок)
7.Домашнее задание: § 14, стр.68-73.упр. 63 (слайд14 ).
8.Этап рефлексии(слайд15).
Ответы на вопросы: