СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: Форменные элементы крови

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в разделе "Внутренняя среда организма".

Просмотр содержимого документа
«Урок: Форменные элементы крови»

Тема урока «Форменные элементы крови. Их функции.8 класс»

Цель урока: создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и функциях ее форменных элементов.

Задачи

образовательные: выявить особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями.

развивающие: развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, сравнивать клетки крови, делать выводы, применять знания о количестве клеток крови для определения состояния организма.

воспитательные: формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач, стимулировать развитие познавательного интереса, вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда. Слайд №1,2.

Оборудование: ЭОР (компьютер, проектор), презентация.

Средства обучения:

  • Микроскоп, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека, штатив для микропрепарата.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Этап проверки домашнего задания

- Что такое внутренняя среда организма?

- Из каких жидкостей она состоит?

- Какая из них является основой внутренней среды?

- Что такое кровь?

3.Этап изучения нового материала

4.Этап постановка темы и цели урока

Постановка проблем урока: (слайд 3,4)

  • В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?

  • Кто открыл явление фагоцитоза? Как он осуществляется?(слайд №7)

  • Кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови.

Работа по группам.

Задания для 1 группы:

  • Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1 дм3 пластилина, если его разрубить на одинаковые куски по 1 мм3?

  • Где содержится больше частиц: в стакане с пшеном или в стакане с фасолью? Почему? В каком случае суммарная площадь поверхности частиц будет больше? Сделайте вывод.

  • Прочитайте текст «Эритроциты» (стр.70 учебника биологии А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш)

Каково строение и функции эритроцитов?

Задания для 2 группы:

  • В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?

  • Прочитайте текст « эритроциты». Что такое гемоглобин? Какова его функция? (стр.70 учебника биологии А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш)

* У человека цвет крови — крас­ный, у головоногих моллюсков — голубой. Объясните причину

столь разной окраски крови.

(Ответ: у головоногих моллю­сков в крови имеется пигмент голубого цве­та — гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.)

Задания для 3 группы:

  • Прочитайте текст «Лейкоциты». Каково строение и функции лейкоцитов? Как лейкоциты приспособлены к выполнению этой функции?

  • (стр.71 учебника биологии А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш)

  • Кто открыл явление фагоцитоза? Как он осуществляется?

  • Найдите особенности строения Лимфоцитов

Задания для 4 группы:

  • Прочитайте текст «Тромбоциты». Каково строение и функции тромбоцитов? (стр.71 учебника биологии А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш).

  • Условия образования тромба (кислород, соли кальция, фибриноген, ферменты, витамины)?

  • Состав тромба (фибрин и эритроцит)?

    1. Обсуждения выполненных заданий. Выводы. (строение и функции форменных элементов крови).

    2. Отчет 1 группы (слайды 5).

    3. Отчет 2 группы (слайды 5).

    4. Отчет 3 группы (слайды 6,7,8).

    5. Отчет 4 группы (слайды9,10).

  • Выполнение лабораторной работы. №3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» (стр.72 учебника биологии А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш). (слайды 11.)

    1. Подготовьте микроскоп к работе: поставьте его в 10-15 см от края стола, с помощью зеркала осветите поле зрения.

    2. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови лягушки. Найдите красные клетки – эритроциты. Обратите внимание на их форму, размеры, наличие ядра.

    3. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови человека, найдите на нем эритроциты. Обратите внимание на их форму и размеры.

    4. Зарисуйте строение эритроцита лягушки и человека.

    5. Зарисуйте лейкоциты, если удастся их найти.

    6. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите в таблицу:

      Эритроцит и его характеристика

      Кровь лягушки

      Кровь человека

      Форма



      Размер



      Наличие ядра



    7. Сделайте вывод: чья кровь – лягушки или человека переносит больше кислорода? Почему? (кровь человека переносит больше кислорода, чем кровь лягушки, потому что общая площадь их больше: ядро отсутствует, форма двояковогнутая и их количество в 1мм3 до 5 млн.)

6. Этап обобщения знаний. Обсуждение проблемных вопросов урока (слайды 13)Подведение итогов. (выставление оценок)

7.Домашнее задание: § 14, стр.68-73.упр. 63 (слайд14 ).

8.Этап рефлексии(слайд15).

Ответы на вопросы:

  • Понравился ли вам урок?

  • Что вы узнали нового?

  • Чем на уроке вам было интересно заниматься?

  • Какие виды работ вы хотели бы проводить на последующих уроках?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!