Урок географии 5 класс ФГОС
«Вулканы, горячие источники и гейзеры»
Цель: сформировать представление о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов, гейзерах и горячих источниках; показать районы вулканизма; закрепить умение определять географические координаты.
Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о внутреннем строении Земли, определить значение этих знаний в жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к науке география.
Планируемые результаты:
предметные УУД : объяснять значение понятий: вулканизм, гейзеры, горячие источники Знать районы их расположений и особенности.
метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
личностные УУД: формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Оборудование : физическая карта полушарий, макет вулкана, видеофрагмент «Грозные явления природы (вулканы), кинофильм «Вулканы и гейзеры Камчатки», образцы пемзы, туфа, обсидиана.
Ход урока
Организационный момент
Повторение. Проверка домашнего задания
1) Индивидуальный опрос
- Расскажите об образовании землетрясений, объясните, что такое очаг землетрясения, эпицентр, покажите районы частых землетрясений.
- Расскажите о медленных колебаниях земной коры, приведите примеры территорий с опусканием и поднятием земной коры. Объясните, что такое грабен и горст.
2) Географический диктант.
1. Поднятый в результате вертикальных движений земной коры участок местности. (Горст)
2. Котловина озера Байкал – это….(грабен)
3. Место разрыва и подвижки пластов в земной коре. (Очаг землетрясения)
4. Участок поверхности Земли над очагом землетрясения. (Эпицентр)
5. Наука, изучающая землетрясения. (Сейсмология)
6. Какие движения земной коры привели к затоплению части государства Нидерландов? ( Медленные опускания)
7. Какова скорость медленных движений земной коры? (1-2 см. в год)
8. Что измеряется по шкале Рихтера? ( Сила землетрясения)
9. Какого вида горы образуются при горизонтальных движениях земной коры? ( Складчатые)
10. Какого вида горы образуются при вертикальных движениях земной коры? ( Глыбовые)
( Географический диктант проверяется путём взаимопроверки)
Изучение нового материала.
(Учащиеся просмотрели фрагмент видеофильма « Грозные силы природы» или картину К.Брюллова «Последний день Помпеи».)
Везувий зев открыл –
Дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется –
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём,
Под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
А.С.Пушкин
- О каком явлении природы мы сегодня будем говорить? ( Об извержении вулканов)
- Что мы знаем о вулканах? ( Учащиеся говорят то, что им известно об этом явлении)
- А что нам необходимо узнать о вулканах?
Примерные вопросы
Как образуется вулкан?
Где находится большая часть вулканов?
Может ли в нашей местности начаться извержение вулканов?
Какие вулканы бывают?
Какое строение имеет вулкан?
Ответ на вопрос о строении вулкана мы найдём в учебнике на с.77
- Прочитайте и скажите, что такое вулкан, какие части выделяют в строении вулкана.
( Примерный ответ. На вершине вулкана кратер –отверстие, из которого выливается лава, выбрасываются вулканические бомбы, газы, пепел. Жерло – это канал, по которому поднимается магма. Магма насыщена газами, которые выделяются из вулкана. Потерявшая газы магма превращается в лаву, которая изливается из кратера и стекает по склонам вулкана. Лава может быть жидкой или густой. Жидкая лава разливается быстро и далеко по склонам, вулкан при этом имеет форму щита. Конус его невысок. Если из вулкана изливается густая лава ( это зависит от химического состава магмы), то при извержении она может закупорить жерло вулкана и привести к взрыву. Так взорвался вулкан Кракатау, половина его конуса взлетела в воздух на высоту несколько десятков километров. Высота вулкана зависит не только от густоты лавы, но и от количества извержений.)
- Покажите на рис.51 на с. 77 части вулкана: конус, кратер, жерло, лаву, очаг магмы.
- что необычного вы видите на рисунке 51? ( У вулкана не одно жерло, а несколько)
- Верно. А почему у вулкана несколько каналов? ( Густая магма закупорила основной канал и пробила другое жерло, поэтому на склоне вулкана образовался боковой кратер.)
На карте вулканы часто показаны звёздочками красного цвета и чёрного цвета. Красными звёздочками обозначаются вулканы действующие, т.е. те, об извержении которых у человечества имеются сведения. Потухшие вулканы не извергались на памяти человечества. Иногда потухшие вулканы начинают извергаться.
Вспомните «последний день Помпеи»: люди селились на склонах и у подножия вулкана, считая его потухшим, но неожиданно вулкан начал мощное извержение и засыпал пеплом город Помпеи, сжёг потоками лавы город Стабию, а Геркуланум затопили грязевые потоки.
- Где зарождается вулкан, как он образуется? ( Примерный ответ. В земной коре происходит разрыв пластов горных пород, которые всегда находятся под огромным давлением. Образуется очаг магмы. В районе трещины падает давление и происходит расплав горных пород, образуется магма, она насыщается газами и рвётся на поверхность, туда, где давление ниже.)
- Найдите по координатам вулканы, запишите их названия и абсолютную высоту:
1) 19* с.ш., 97* з.д. ( Орисабо, 5747м)
2) 2* ю.ш., 78* з.д. ( Котопахи, 5897м)
3) 4* ю.ш., 38* в.д. ( Килиманджаро, 5895м)
4) 55* с.ш.,160* в.д. (Ключевская Сопка, 4750м)
5) 6* ю.ш., 106* в.д. ( Кракатау, 813м)
- Отметьте на контурной карте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма, Гекла, Камерун, Эребус.
- Может ли в нашей местности начаться извержение вулкана? ( Примерный ответ. Чаще всего вулканы образуются по берегам и на дне Тихого океана, в горных районах, там, где бывают землетрясения, - это районы подвижной земной коры. На равнинах образование вулкана, при отсутствии землетрясений, маловероятно.)
- Рассмотрите рис. 52 на с. 78. Какое явление показано на рисунке? Это явление сопровождает вулканы. (Гейзеры – фонтанирующие горячие источники, которые через разные отрезки времени выбрасывают пар и горячую воду на разную высоту.)
- Почему высота гейзеров и время их работы разные?
В работе гейзера выделяют несколько стадий:
В подземной камере накапливается горячая вода, поступающая по трещинам снизу из очага магмы, а сверху проникает холодная подземная вода.
Когда камера переполняется, вода изливается из отверстия гейзера.
поступающая горячая вода приводит к образованию смеси пара и воды, которая извергается из отверстия гейзера, часто с огромной силой.
После фонтанирования выделяется пар.
В районе нахождения гейзеров находятся и горячие источники, из которых постоянно вытекает горячая вода
- Как можно использовать горячую воду источников? ( Примерный ответ. Для отопления домов, теплиц. В Исландии, которая находится у Полярного круга, весь год в теплицах выращивают тропические плоды. А столица Исландии – Рейкъявик – самый чистый город мира благодаря использованию для отопления домов геотермальных вод ( горячих источников). В городе нет котельных, которые в других городах выбрасывают тонны сажи и дыма.)
4. Закрепление изученного материала.
- Продлите цепочку:
1) мантия- магма - …(лава);
2) очаг магмы - …(жерло) – кратер;
- Назовите недостающие звено:
1) пепел, газы,…(лава);
2) фонтанирующий горячий источник – это …(гейзер);
3) жидкая лава – конус вулкана…..(пологий), густая лава – конус вулкана ( крутой, куполообразный);
4) трещина в земной коре - … (очаг магмы) – извержение вулкана.
- Найдите соответствия:
1) Африка; а) Эребус;
2) Южная Америка; б) Килиманлжаро;
3) Евразия; в) Котопахи;
4) Антарктида. г) Везувий.
Домашнее задание
Параграф 23, задания 1-9 к параграфу.