СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Вулканы, горячие источники и гейзеры" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока географии "Вулканы, горячие источники и гейзеры" 5 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Вулканы, горячие источники и гейзеры" 5 класс»

Урок географии 5 класс ФГОС

«Вулканы, горячие источники и гейзеры»

Цель: сформировать представление о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов, гейзерах и горячих источниках; показать районы вулканизма; закрепить умение определять географические координаты.

Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о внутреннем строении Земли, определить значение этих знаний в жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к науке география.

Планируемые результаты:

предметные УУД : объяснять значение понятий: вулканизм, гейзеры, горячие источники Знать районы их расположений и особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД: формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Оборудование : физическая карта полушарий, макет вулкана, видеофрагмент «Грозные явления природы (вулканы), кинофильм «Вулканы и гейзеры Камчатки», образцы пемзы, туфа, обсидиана.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение. Проверка домашнего задания

1) Индивидуальный опрос

- Расскажите об образовании землетрясений, объясните, что такое очаг землетрясения, эпицентр, покажите районы частых землетрясений.

- Расскажите о медленных колебаниях земной коры, приведите примеры территорий с опусканием и поднятием земной коры. Объясните, что такое грабен и горст.

2) Географический диктант.

1. Поднятый в результате вертикальных движений земной коры участок местности. (Горст)

2. Котловина озера Байкал – это….(грабен)

3. Место разрыва и подвижки пластов в земной коре. (Очаг землетрясения)

4. Участок поверхности Земли над очагом землетрясения. (Эпицентр)

5. Наука, изучающая землетрясения. (Сейсмология)

6. Какие движения земной коры привели к затоплению части государства Нидерландов? ( Медленные опускания)

7. Какова скорость медленных движений земной коры? (1-2 см. в год)

8. Что измеряется по шкале Рихтера? ( Сила землетрясения)

9. Какого вида горы образуются при горизонтальных движениях земной коры? ( Складчатые)

10. Какого вида горы образуются при вертикальных движениях земной коры? ( Глыбовые)

( Географический диктант проверяется путём взаимопроверки)

  1. Изучение нового материала.

(Учащиеся просмотрели фрагмент видеофильма « Грозные силы природы» или картину К.Брюллова «Последний день Помпеи».)

Везувий зев открыл –

Дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется –

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём,

Под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

А.С.Пушкин

- О каком явлении природы мы сегодня будем говорить? ( Об извержении вулканов)

- Что мы знаем о вулканах? ( Учащиеся говорят то, что им известно об этом явлении)

- А что нам необходимо узнать о вулканах?

Примерные вопросы

  1. Как образуется вулкан?

  2. Где находится большая часть вулканов?

  3. Может ли в нашей местности начаться извержение вулканов?

  4. Какие вулканы бывают?

  5. Какое строение имеет вулкан?

Ответ на вопрос о строении вулкана мы найдём в учебнике на с.77



- Прочитайте и скажите, что такое вулкан, какие части выделяют в строении вулкана.

( Примерный ответ. На вершине вулкана кратер –отверстие, из которого выливается лава, выбрасываются вулканические бомбы, газы, пепел. Жерло – это канал, по которому поднимается магма. Магма насыщена газами, которые выделяются из вулкана. Потерявшая газы магма превращается в лаву, которая изливается из кратера и стекает по склонам вулкана. Лава может быть жидкой или густой. Жидкая лава разливается быстро и далеко по склонам, вулкан при этом имеет форму щита. Конус его невысок. Если из вулкана изливается густая лава ( это зависит от химического состава магмы), то при извержении она может закупорить жерло вулкана и привести к взрыву. Так взорвался вулкан Кракатау, половина его конуса взлетела в воздух на высоту несколько десятков километров. Высота вулкана зависит не только от густоты лавы, но и от количества извержений.)

- Покажите на рис.51 на с. 77 части вулкана: конус, кратер, жерло, лаву, очаг магмы.

- что необычного вы видите на рисунке 51? ( У вулкана не одно жерло, а несколько)

- Верно. А почему у вулкана несколько каналов? ( Густая магма закупорила основной канал и пробила другое жерло, поэтому на склоне вулкана образовался боковой кратер.)

На карте вулканы часто показаны звёздочками красного цвета и чёрного цвета. Красными звёздочками обозначаются вулканы действующие, т.е. те, об извержении которых у человечества имеются сведения. Потухшие вулканы не извергались на памяти человечества. Иногда потухшие вулканы начинают извергаться.

Вспомните «последний день Помпеи»: люди селились на склонах и у подножия вулкана, считая его потухшим, но неожиданно вулкан начал мощное извержение и засыпал пеплом город Помпеи, сжёг потоками лавы город Стабию, а Геркуланум затопили грязевые потоки.

- Где зарождается вулкан, как он образуется? ( Примерный ответ. В земной коре происходит разрыв пластов горных пород, которые всегда находятся под огромным давлением. Образуется очаг магмы. В районе трещины падает давление и происходит расплав горных пород, образуется магма, она насыщается газами и рвётся на поверхность, туда, где давление ниже.)

- Найдите по координатам вулканы, запишите их названия и абсолютную высоту:

1) 19* с.ш., 97* з.д. ( Орисабо, 5747м)

2) 2* ю.ш., 78* з.д. ( Котопахи, 5897м)

3) 4* ю.ш., 38* в.д. ( Килиманджаро, 5895м)

4) 55* с.ш.,160* в.д. (Ключевская Сопка, 4750м)

5) 6* ю.ш., 106* в.д. ( Кракатау, 813м)

- Отметьте на контурной карте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма, Гекла, Камерун, Эребус.

- Может ли в нашей местности начаться извержение вулкана? ( Примерный ответ. Чаще всего вулканы образуются по берегам и на дне Тихого океана, в горных районах, там, где бывают землетрясения, - это районы подвижной земной коры. На равнинах образование вулкана, при отсутствии землетрясений, маловероятно.)

- Рассмотрите рис. 52 на с. 78. Какое явление показано на рисунке? Это явление сопровождает вулканы. (Гейзеры – фонтанирующие горячие источники, которые через разные отрезки времени выбрасывают пар и горячую воду на разную высоту.)

- Почему высота гейзеров и время их работы разные?

В работе гейзера выделяют несколько стадий:

  1. В подземной камере накапливается горячая вода, поступающая по трещинам снизу из очага магмы, а сверху проникает холодная подземная вода.

  2. Когда камера переполняется, вода изливается из отверстия гейзера.

  3. поступающая горячая вода приводит к образованию смеси пара и воды, которая извергается из отверстия гейзера, часто с огромной силой.

  4. После фонтанирования выделяется пар.

В районе нахождения гейзеров находятся и горячие источники, из которых постоянно вытекает горячая вода

- Как можно использовать горячую воду источников? ( Примерный ответ. Для отопления домов, теплиц. В Исландии, которая находится у Полярного круга, весь год в теплицах выращивают тропические плоды. А столица Исландии – Рейкъявик – самый чистый город мира благодаря использованию для отопления домов геотермальных вод ( горячих источников). В городе нет котельных, которые в других городах выбрасывают тонны сажи и дыма.)

4. Закрепление изученного материала.

- Продлите цепочку:

1) мантия- магма - …(лава);

2) очаг магмы - …(жерло) – кратер;

- Назовите недостающие звено:

1) пепел, газы,…(лава);

2) фонтанирующий горячий источник – это …(гейзер);

3) жидкая лава – конус вулкана…..(пологий), густая лава – конус вулкана ( крутой, куполообразный);

4) трещина в земной коре - … (очаг магмы) – извержение вулкана.

- Найдите соответствия:

1) Африка; а) Эребус;

2) Южная Америка; б) Килиманлжаро;

3) Евразия; в) Котопахи;

4) Антарктида. г) Везувий.

Домашнее задание

Параграф 23, задания 1-9 к параграфу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!