Тема урока: «Антропогенное воздействие на биосферу».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи урока: формирование знаний учащихся об антропогенном воздействии человека на живые организмы; сформировать понятия «заповедник», «заказник», « реликт», «эндемик», закрепить знания о редких видах растений и животных своей области;
- продолжать формирование умений работы с картой, умение самостоятельно работать над проектом, предлагать выводы;
- воспитывать желание беречь и охранять природу и любви к родной земле.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, карта Курской области, атласы Курской области.
Эпиграф к уроку:
Земля на нас тогда не обижается,
Когда дома отражены в росе,
А в окнах их ромашки отражаются.
О. Дмитриев
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня у нас пройдет не совсем обычный урок, у нас на уроке присутствуют гости. Для этого, я попрошу вас расслабиться, успокоиться и настроится на урок.
I. Проверка знаний учащихся.
1). Географическая разминка. «Ты мне, я тебе».
Обучающиеся задают друг – другу заранее заготовленные дома вопросы.
2). Проверочный тест.
1. Закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определенной территории – это __________________________________.
2. Часть географической оболочки, заселенная организмами и преобразованная в результате их жизнедеятельности – это…
А) атмосфера; Б) гидросфера; В) биосфера; Г) литосфера.
3. Учение о биосфере разработал…
А) Обручев; Б) Вернадский; В) Докучаев; Г) Берг.
4. Животные саванны –
А) антилопы, гепарды, львы; Б) ящерицы, змеи, крокодилы;
В) обезьяны, кенгуру, бизоны; Г) суслики, сурки, северные олени.
5. Взаимодействие верхних слоев литосферы, всей гидросферы и нижних слоев атмосферы образуют…
А) природный комплекс, Б) почву, В) географическую оболочку, Г) планктон.
6. Верхний слой земной коры, покрытый растительностью и обладающий плодородием – это…____________________.
7. Главное свойство почвы – это…
А) плодородие; Б) урожайность; В) распаханность; Г) севооборот.
8.Больше всего организмов обитает….
А) на дне океана; Б) около земной поверхности; В) в воздухе; Г) под землей.
9. В этой природной зоне средняя суточная температура воздуха составляет 25°С, осадков выпадает 2000мм и выпадают они равномерно в течение всего года – это…
А) зона саванн; Б) зона степей; В) влажных экваториальных лесов; Г) лесная зона умеренного пояса.
Ответы: 1. Природный комплекс. 2. Биосфера. 3. Б). 4. А). 5.В). 6.Почва. 7.А). 8.Б). 9.В).
II. Изучение нового материала.
У каждого из нас своя большая или маленькая Родина. Но, где бы мы, ни жили, кем бы мы не были, для всех прекрасным и радостным домом останется Земля. Но никогда люди не испытывали такую острую тревогу за наш общий дом! Безвозвратно исчезли сотни тысяч видов растений. Вырублена половина лесов, гибнут реки, озера, моря и океаны. Каждый день на земле вымирает один вид животных, скоро только в зоопарках останутся гориллы, бенгальские тигры и другие исчезающие виды животных.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Так поэт В.Берестов выразил своё беспокойство за животный и растительный мир Земли. За столетие с лица земли исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц. Мы живем в условиях глобальной экологической катастрофы, поэтому, сегодня на уроке мы подумаем над проблемой, как найти пути сохранения всех проявлений жизни на Земле. Определим, какие виды деятельности человека оказывают влияние на растительный и животный мир.
В ходе беседы на доске, а у ребят в тетради появляется схема.
Вопросы: 1). Что такое ПК? ТПК?
2). Заполняется схема.
![](https://fhd.multiurok.ru/0/7/1/07185f1ff8d439ab6896e925268173294bde4bd1/urok-ghieoghrafii-6-klass-4_1.png)
животные рельеф
ПТК
![](https://fhd.multiurok.ru/0/7/1/07185f1ff8d439ab6896e925268173294bde4bd1/urok-ghieoghrafii-6-klass-4_3.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/0/7/1/07185f1ff8d439ab6896e925268173294bde4bd1/urok-ghieoghrafii-6-klass-4_4.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/0/7/1/07185f1ff8d439ab6896e925268173294bde4bd1/urok-ghieoghrafii-6-klass-4_5.png)
климат растения
воды почвы
3). Что в переводе означает слово «комплекс»? («сочетание», «сплетение»)
4). Как человек изменяет ПТК? (выпас скота, лесозаготовки, добыча полезных ископаемых, строительство ГЭС, дорог, осушение и орошение)
5). Работа с учебником. Найти определение «Ноосфера» на стр.160.
Ребята, к нам поступили телеграммы из жалобной книги Природы. К вам за помощью обращаются обитатели ПК леса. Помогите решить их проблемы.
ТЕЛЕГРАММА1.
Лес. Помогите! Вырубают все кустарники. Что меня ждет?
Ответ: (кустарники места для гнездования насекомоядных птиц)
ТЕЛЕГРАММА2
Помогите! Вырубают старые дуплистые деревья. Лес погибает. Почему?
Ответ: (в дуплах деревьев живут насекомоядные птицы, им не будет места для гнездования, и вредителями заразятся молодые деревья)
5). Как называются комплексы созданные человеком? (антропогенные)
Схема «Антропогенное влияние человека на биосферу»
Распашка почв
Человек
Косвенное
Прямое
Вырубка лесов
Загрязнение воды и воздуха
Загрязнение почвы
Охота и собирательство
Опережающие задания об истреблении бизонов в Северной Америке, соболя и зубра в России.( Выступление ученика).
На основе работ с экологическим словарем формируется понятие «вид исчезающий» - находящийся под угрозой вымирания вид растений или животных, численность особей которого недостаточна для самоподдержания популяции в естественных условиях.
Вопросы к обучающимся: Как сохранить исчезающие виды растений?
Как остановить гибель особо редких животных?
--Сведения о растениях и животных из Красной книги из Интернета.
Вопрос классу: Ребята, перечислите примеры отрицательного влияния человека на природу нашего края. ( браконьерство, массовое собирательство, мусорные свалки, пожары).
А какие меры по охране природы вы можете назвать? (Изготовление кормушек, не мусорить, экологические акции в школе, листовки по охране природы).
-- Скажите ребята, а что делается в нашей местности для сохранения и умножения богатств природы?
-- А что делается в Курской области для сохранения природных территорий?
Доклад о заповеднике им. Алехина.
Ребята! Обратите внимание на слайд «Эндемики» и «Реликты».
Многих из них вы встречали в лесу, а некоторых – вы увидите только в книжках – они очень редко встречаются. Так давайте, не допустим их полного уничтожения, будем охранять, беречь, возрождать. Участвуйте активно в различных экологических акциях в школе, помогайте в озеленении, субботниках. Делитесь своими знаниями с другими. Не будьте равнодушными к природе!
Определение «эндемик», «реликт», «заповедник», «заказник»
Реликт – организм, сохранившийся как пережиток минувших эпох, как остаток далекого прошлого.
Эндемик – совокупность растений или животных, характерных только для данной местности.
Заповедник – участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.
Заказник – постоянно или временно охраняемые природные территории, где запрещены отдельные виды деятельности. Создаются для поддержания и восстановления численности тех видов, которым угрожает опасность.
III. Итог урока.
1).Тест на закрепление.
1. Природные комплексы, созданные человеком называются…
а) техногенные; б) антропогенные; в) биосферные;
г) атмосферные.
2. Центрально – Черноземный заповедник им. Алехина создан в…….году.
а). 1905.; б). 1035.; в).1935.; г). 1955.
3.Выберите из перечисленных комплексов антропогенные.
Лес, поле, луг, пруд, карьер, болото, сад, река, лесополоса.
4. Сколько участков входит в состав заповедника им. Алехина?
а).3; б).5; в).6; г).2.
5.Центрально – Черноземный заповедник им. Алехина был создан для сохранения
а) березовых лесов; б)тундровых болот; в)дубрав и нераспаханных целинных степей, г)геологических отложений.
Ответы: 1.б); 2. в); 3). поле, пруд, карьер, сад, лесополоса. 4.в); 5.в).
2).Творческое задание
Учащимся предлагается создать мини проекты обустройства территории (обустройство карьера).
Назвать свои объекты.
Решение экологической ситуации.
Что неверно в этой ситуации?
Как можно ее исправить?
Встретились во дворе две подружки. Одна другой хвастается воскресным днем, проведенным вместе с родителями. При этом показывает букет из завядших лесных цветов ландышей, ирисов и веточки дуба говорит, что этим «дубом » папа разжигал большой костер.
Показ слайдов: «Если бы на земле исчезли…»
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!
IV. Выставление оценок учащимся.
V. Домашнее задание.
Разработать памятку посетителям природного парка и леса. Прочитать § 54.
МКОУ «Волоконская средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза Александра Васильевича Забояркина»
«Антропогенное воздействие на биосферу»
Урок географии в 6 классе.
Учитель географии: Симченко
Галина Ивановна
Волоконск 2016