СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Антропогенное воздействие на биосферу».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи урока:  формирование знаний учащихся об антропогенном воздействии человека на живые организмы; сформировать понятия «заповедник», «заказник», « реликт», «эндемик», закрепить знания о редких видах растений и животных своей области;

     - продолжать формирование умений работы с  картой,  умение самостоятельно работать над проектом, предлагать выводы;

    - воспитывать желание беречь и охранять природу и любви к родной земле.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, карта Курской области, атласы Курской области.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии 6 класс»

Тема урока: «Антропогенное воздействие на биосферу».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи урока: формирование знаний учащихся об антропогенном воздействии человека на живые организмы; сформировать понятия «заповедник», «заказник», « реликт», «эндемик», закрепить знания о редких видах растений и животных своей области;

- продолжать формирование умений работы с картой, умение самостоятельно работать над проектом, предлагать выводы;

- воспитывать желание беречь и охранять природу и любви к родной земле.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, карта Курской области, атласы Курской области.

Эпиграф к уроку:

Земля на нас тогда не обижается,

Когда дома отражены в росе,

А в окнах их ромашки отражаются.

О. Дмитриев

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас пройдет не совсем обычный урок, у нас на уроке присутствуют гости. Для этого, я попрошу вас расслабиться, успокоиться и настроится на урок.

I. Проверка знаний учащихся.

1). Географическая разминка. «Ты мне, я тебе».

Обучающиеся задают друг – другу заранее заготовленные дома вопросы.

2). Проверочный тест.

1. Закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определенной территории – это __________________________________.

2. Часть географической оболочки, заселенная организмами и преобразованная в результате их жизнедеятельности – это…

А) атмосфера; Б) гидросфера; В) биосфера; Г) литосфера.

3. Учение о биосфере разработал…

А) Обручев; Б) Вернадский; В) Докучаев; Г) Берг.

4. Животные саванны –

А) антилопы, гепарды, львы; Б) ящерицы, змеи, крокодилы;

В) обезьяны, кенгуру, бизоны; Г) суслики, сурки, северные олени.

5. Взаимодействие верхних слоев литосферы, всей гидросферы и нижних слоев атмосферы образуют…

А) природный комплекс, Б) почву, В) географическую оболочку, Г) планктон.

6. Верхний слой земной коры, покрытый растительностью и обладающий плодородием – это…____________________.

7. Главное свойство почвы – это…

А) плодородие; Б) урожайность; В) распаханность; Г) севооборот.

8.Больше всего организмов обитает….

А) на дне океана; Б) около земной поверхности; В) в воздухе; Г) под землей.

9. В этой природной зоне средняя суточная температура воздуха составляет 25°С, осадков выпадает 2000мм и выпадают они равномерно в течение всего года – это…

А) зона саванн; Б) зона степей; В) влажных экваториальных лесов; Г) лесная зона умеренного пояса.

Ответы: 1. Природный комплекс. 2. Биосфера. 3. Б). 4. А). 5.В). 6.Почва. 7.А). 8.Б). 9.В).

II. Изучение нового материала.

У каждого из нас своя большая или маленькая Родина. Но, где бы мы, ни жили, кем бы мы не были, для всех прекрасным и радостным домом останется Земля. Но никогда люди не испытывали такую острую тревогу за наш общий дом! Безвозвратно исчезли сотни тысяч видов растений. Вырублена половина лесов, гибнут реки, озера, моря и океаны. Каждый день на земле вымирает один вид животных, скоро только в зоопарках останутся гориллы, бенгальские тигры и другие исчезающие виды животных.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Так поэт В.Берестов выразил своё беспокойство за животный и растительный мир Земли. За столетие с лица земли исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц. Мы живем в условиях глобальной экологической катастрофы, поэтому, сегодня на уроке мы подумаем над проблемой, как найти пути сохранения всех проявлений жизни на Земле. Определим, какие виды деятельности человека оказывают влияние на растительный и животный мир.



В ходе беседы на доске, а у ребят в тетради появляется схема.



Вопросы: 1). Что такое ПК? ТПК?

2). Заполняется схема.

животные рельеф

ПТК

климат растения

воды почвы

3). Что в переводе означает слово «комплекс»? («сочетание», «сплетение»)

4). Как человек изменяет ПТК? (выпас скота, лесозаготовки, добыча полезных ископаемых, строительство ГЭС, дорог, осушение и орошение)

5). Работа с учебником. Найти определение «Ноосфера» на стр.160.

Ребята, к нам поступили телеграммы из жалобной книги Природы. К вам за помощью обращаются обитатели ПК леса. Помогите решить их проблемы.

ТЕЛЕГРАММА1.

Лес. Помогите! Вырубают все кустарники. Что меня ждет?

Ответ: (кустарники места для гнездования насекомоядных птиц)

ТЕЛЕГРАММА2

Помогите! Вырубают старые дуплистые деревья. Лес погибает. Почему?

Ответ: (в дуплах деревьев живут насекомоядные птицы, им не будет места для гнездования, и вредителями заразятся молодые деревья)



5). Как называются комплексы созданные человеком? (антропогенные)



Схема «Антропогенное влияние человека на биосферу»

Распашка почв

Человек

Косвенное

Прямое

Вырубка лесов

Загрязнение воды и воздуха

Загрязнение почвы

Охота и собирательство



















Опережающие задания об истреблении бизонов в Северной Америке, соболя и зубра в России.( Выступление ученика).

На основе работ с экологическим словарем формируется понятие «вид исчезающий» - находящийся под угрозой вымирания вид растений или животных, численность особей которого недостаточна для самоподдержания популяции в естественных условиях.

Вопросы к обучающимся: Как сохранить исчезающие виды растений?

Как остановить гибель особо редких животных?

--Сведения о растениях и животных из Красной книги из Интернета.

Вопрос  классу: Ребята, перечислите примеры отрицательного влияния человека на природу нашего края. ( браконьерство, массовое собирательство, мусорные свалки, пожары).

А какие меры по охране природы вы можете назвать? (Изготовление кормушек, не мусорить, экологические акции в школе, листовки по охране природы).

-- Скажите ребята, а что делается в нашей местности для сохранения и умножения богатств природы?

-- А что делается в Курской области для сохранения природных территорий?

Доклад о заповеднике им. Алехина.

Ребята! Обратите внимание на слайд «Эндемики» и «Реликты».
Многих из них вы встречали в лесу, а некоторых – вы увидите только в книжках – они очень редко встречаются. Так давайте, не допустим их полного уничтожения, будем охранять, беречь, возрождать. Участвуйте активно в различных экологических акциях в школе, помогайте в озеленении, субботниках. Делитесь своими знаниями с другими. Не будьте равнодушными к природе!

Определение «эндемик», «реликт», «заповедник», «заказник»

Реликт – организм, сохранившийся как пережиток минувших эпох, как остаток далекого прошлого.

Эндемик – совокупность растений или животных, характерных только для данной местности.

Заповедник – участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.

Заказник – постоянно или временно охраняемые природные территории, где запрещены отдельные виды деятельности. Создаются для поддержания и восстановления численности тех видов, которым угрожает опасность.

III. Итог урока.

1).Тест на закрепление.

1. Природные комплексы, созданные человеком называются…

а) техногенные; б) антропогенные; в) биосферные;

г) атмосферные.

2. Центрально – Черноземный заповедник им. Алехина создан в…….году.

а). 1905.; б). 1035.; в).1935.; г). 1955.

3.Выберите из перечисленных комплексов антропогенные.

Лес, поле, луг, пруд, карьер, болото, сад, река, лесополоса.

4. Сколько участков входит в состав заповедника им. Алехина?

а).3; б).5; в).6; г).2.

5.Центрально – Черноземный заповедник им. Алехина был создан для сохранения

а) березовых лесов; б)тундровых болот; в)дубрав и нераспаханных целинных степей, г)геологических отложений.



Ответы: 1.б); 2. в); 3). поле, пруд, карьер, сад, лесополоса. 4.в); 5.в).



2).Творческое задание

Учащимся предлагается создать мини проекты обустройства территории (обустройство карьера).

Назвать свои объекты.



Решение экологической ситуации.

Что неверно в этой ситуации?

Как можно ее исправить?

Встретились во дворе две подружки. Одна другой хвастается воскресным днем, проведенным вместе с родителями. При этом показывает букет из завядших лесных цветов ландышей, ирисов и веточки дуба говорит, что этим «дубом » папа разжигал большой костер.

Показ слайдов: «Если бы на земле исчезли…»



Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!





IV. Выставление оценок учащимся.

V. Домашнее задание.

Разработать памятку посетителям природного парка и леса. Прочитать § 54.





МКОУ «Волоконская средняя общеобразовательная школа имени Героя

Советского Союза Александра Васильевича Забояркина»









«Антропогенное воздействие на биосферу»



Урок географии в 6 классе.





Учитель географии: Симченко

Галина Ивановна













Волоконск 2016




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!