Урок № 6 класс
Тема: Атмосферное давление.
Цели: Образовательные задачи: Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении. Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы. Приучать учащихся коллективно и в парах добывать знания. Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения. Воспитательные задачи: Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.
1.Ввод в урок. Календарь погоды.(ПР.№ 6) Мотивация учебной деятельности.
2. Работа по вопросам домашнего задания.
- ?. Вопросы стр.131.
3.Работа по новому материалу.
Ребята! Из гидрометцентра прислали нам прогноз погоды. Давайте прочитаем.
- С какими элементами погоды мы уже знакомы?
- Какая t воздуха указана в прогнозе?
- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?
- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (АД)
- Какова же будет тема нашего урока?
Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):
- узнать что такое АД;
- почему АД измеряется в мм рт. ст.;
- зачем в прогнозах погоды указывают АД;
- что влияет на изменение АД;
- учиться работать в группах.
Опыт со стаканами. Возьмите стакан, заполните его водой, накройте листком бумаги, плотно прижмите бумагу к стакану с водой и переверните и подержите так некоторое время. Намокшая бумага прилипает к краям стакана за счет сил поверхностного натяжения. Если вы медленно уберёте руку, то увидите, что вода не может вылиться из перевернутого стакана.
Опыт Торричелли с «Магдебургскими тарелками»
В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями. С помощью изобретённого им воздушного насоса Герике выкачал почти весь воздух, содержавшийся в плотно сложённых медных полушариях, имевших диаметр 35,5 см. Для того чтобы оторвать полушария одно от другого, в каждое из них пришлось запрячь по восьми сильных лошадей. Шестнадцать лошадей должны были напрячь все свои силы для того, чтобы преодолеть давление воздуха примерно в 7 тысяч килограммов
Атмосферное давление.
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы. Воздух на все тела давит силой на 1 кв.см. давит с силой 1 кг 33г.
Прибор для измерения атмосферного давления, который изобрёл Торичелли (рис. 92) в 1640 г., называется ртутный барометр. Он используется в основном на метеостанциях, где ведутся наблюдения за погодой. В других местах на земле давление измеряют другим прибором. Существует другой вид барометра – анероид. Рассматриваем прибор.
Установлено, что на уровне моря на параллели 450 при температуре воздуха 00 С ртуть в трубке поднимается на 760 мм. Давление при таких условиях называется нормальным. Почему именно при таких условиях? Давайте попробуем разобраться.
- Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором, широта 90 0 ш)
- Где он наименьший? (У полюсов, 00 ш.) А где он будет иметь “среднюю” величину? (45 0 ш). Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря)Вот почему давление воздуха измеренное на широте 45 0 ш, на высоте 0 м- уровня моря считается нормальным и ровно 760 мм. рт. ст. Если значение меньше 760 мм. рт. ст., то давление пониженное, если больше – повышенное.
Д/з: §41 вопросы 1 – 3, +4.