Презентация к выступлению на педсовете "Урок и здоровье ребёнка". «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …».
В. А. Сухомлинский
Просмотр содержимого документа
«"Урок и здоровье ребёнка"»
МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области «Урок и здоровье ребёнка» (Из опыта работы)
Подготовила Шварева В. В.,
учитель начальных классов
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …». В. А. Сухомлинский
В специальной литературе стали нормой термины:
- «дидактогения» - негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.), проявляется в угнетенном настроении, страхе и др., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях ребенка, может являться причиной неврозов
- «школофобия» - страх перед школой или ненависть к ней
За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз , с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза .
Здоровье детей – общая проблема медиков, педагогов и родителей.
Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу учащихся.
Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников не меньше, чем врач!
Требования к уроку
- Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
- Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
- Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
- Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
- На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
- Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка
- Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом!
- Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.
- Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к Вашему уроку.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление, влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Гимнастика для глаз
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.
Работа в парах и групповая работа
Дозировка домашних заданий
1 класс
2 класс
-
3-4 класс
1,5 ч
2 ч
Предназначение школы: помощь ребенку в развитии всех его природных потенциалов и помощь в освоении того культурного опыта, который позволяет быть здоровым, успешным и счастливым человеком.
Будьте здоровы!
Спасибо за внимание!