МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области
Выступление на педсовете
«Урок и здоровье ребёнка»

Подготовила учитель начальных классов
Шварева Валентина Владимировна
п. Солнцево
30.10. 2017 г.
Слайд 2
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Слайд 3
В специальной литературе стали нормой термины:
«школьный стресс»,
«дидактогения» - негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.), проявляется в угнетенном настроении, страхе, фрустрации и др., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях ребенка, может являться причиной неврозов,
«школофобия» - страх перед школой или ненависть к ней.
Слайд 4
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование. Может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников?
Слайд 5
Отвечая на этот вопрос, были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!” Слайд 6, 7
С этой целью при построении своих уроков учитываю такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Слайд 8
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка.
Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым.
Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к Вашему уроку.
Двигательный режим имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.
В 1-4-х классах в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов.
Слайд 9
Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.
Слайд 10
Поскольку глаза ребенка в школе находятся в постоянном напряжении, полезно на каждом уроке проводить гимнастику для глаз. Она состоит из ряда упражнений, которые дети выполняют по команде учителя:
- посмотрите вверх (голова не поднимается, только глаза), вниз, влево, вправо (7 – 8 раз);
- закрыть глаза, затем зажмуриться (на 5 – 7 секунд), открыть глаза, повторить 5 – 6 раз;
- поочередно открывать и закрывать сначала левый, потом правый глаз.
Для сохранения и укрепления зрения учащихся использую зрительно-координатный тренажёр (тренажёр Базарного В. Ф.)
Слайд 11
На каждом уроке провожу глазодвигательные упражнения (когда движутся глаза и язык одновременно, либо в одну сторону, либо в разные стороны), которые позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления. В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.
Комплексы подбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения стараюсь подбирать разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и
создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
Слайд 12
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира
организую работу в парах, в микрогруппах, в ходе которой уровень усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.
Часто применяю игровую технологию. Через игру
ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе мы широко используем нестандартные уроки: урок-игра, урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, дидактические игры, например: «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка».
Слайд 13
Не менее важно для здоровья учащихся и выполнение домашнего задания. Домашние задания не должны вызывать перегрузки учащихся. Поэтому в конце уроков даю задания по всем предметам с учетом их выполнения в следующих пределах:
1 класс | 2 класс | 3-4 класс |
Нет д/з | 1,5 ч | 2 ч |
Слайд 14
На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку, чередование позы с учетом видов деятельности. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий в школе. Итогом такой деятельности являются такие результаты: учащиеся успешно усваивают программный материал; ребята отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью; у учащихся воспитывается положительное отношение к своему здоровью как к ценности, которую нужно беречь. И о благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок хочет учиться, может (умеет) учиться, желает этого, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе.
Слайд 15
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глазодвигательное упражнение. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем - передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Глазодвигательное упражнение. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Глазодвигательное упражнение. Голова фиксирована. Выполнять движения глаз по траектории лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки – вдох – пауза - в исходное положение – выдох – пауза,
глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки – вдох – пауза - в исходное положение – выдох – пауза,
глаза вправо по траектории лежащей восьмерки, язык влево – вдох – пауза - в исходное положение – выдох – пауза,
глаза влево по траектории лежащей восьмерки, язык вправо – вдох – пауза – в исходное положение – выдох – пауза.
«Горизонтальная восьмерка». Движения глазами можно выполнять по траектории горизонтальной восьмерки. Необходимо вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз. Большим пальцем нарисовать в воздухе знак бесконечности (горизонтальную восьмерку) как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдёт вверх, начать слежение немигающими глазами, устремлёнными на большой палец, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы «заглаживая» этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения необходимо провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмёрки».
Усложнение. Глазами нарисуйте 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных восьмерок.
«Фигуры». Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Цифры». Глазами напишите цифры от 0 до 9.
«Имя». Глазами напишите свое имя и фамилию.
«Пружинки». Глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).
«Глазки отдыхают».
Вариант 1. Детям предлагают закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Помассировать брови от переносицы к вискам.
Вариант 2. Детям предлагают широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 сек. Повторить 5-6 раз. Быстро моргать в течение 1 -2 мин.
Вариант 3. Детям предлагают смотреть вдаль 30-40 сек. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25-30 см и смотреть 3-5 сек. Повторить 3-5 раз.
«Индеец «Зоркий глаз». Детям предлагают:
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнение рекомендуется выполнять не только с открытыми глазами, но и с закрытыми.
- Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко соответствующего глаза и подержите 1-2 сек. Повторите 3-5 раз.
- Вытяните руки вперед, смотрите на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него взгляда. Повторите 3-4 раза.
- Отведите полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигайте игрушку справа налево и следите за ней глазами, верните игрушку в исходное положение. Повторите 4-5 раз. Выполните упражнение для левой руки.
- Поверните голову назад и постарайтесь увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполните упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.
- Возьмите мяч в руки. Поднимите мяч перед глазами, широко откройте глаза, посмотрите на мяч. Опустите мяч. Поднесите мяч к носу. Отведите в исходное положение. Следите глазами за мячом. Повторите 4-5 раз.
- Вытяните руки с мячом вперед. Раскачивайте руки влево, вправо и следите глазами за мячом. Повторите 5-8 раз.
- Похлопайте веками, представьте, что это крылья бабочки. Продолжайте хлопать, начиная рисовать руками зеркально-симметричные узоры. Смотрите на руки, потом сквозь них.
- Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
- Сложите руки вместе перед лицом. Моргните и посмотрите на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторите в другую сторону. Отдохните. Затем моргайте и смотрите только на одну ладонь, затем на другую. Теперь глазами «копайте» пространство слева, потом справа, затем внизу.