Типы химических реакций
(урок закрепления – игра "Химический лабиринт")
Цель урока: закрепить знания учащихся о типах химических реакций.
Задачи:
образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения;
развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового;
воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма проведения: игра “Химический лабиринт”.
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация "Типы химических реакций" (приложение), печатное или нарисованное на доске изображение лабиринта с обозначенными этапами, клубок ниток (желательно яркого цвета).
Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие учащихся:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
2. Мотивационный этап
Учитель: Когда-то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный знаменитым греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, без конца кружил по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр – чудовище с головой быка, пожирающее людей.
Критский царь, победив афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые девять лет они должны были выбирать семь прекрасных девушек и семь сильных юношей и привозить их на Крит на съедение чудовищу.
Афинский царь – молодой Тесей – отправился с другими несчастными, чтобы победить чудовище и освободить свой народ от страшной дани.
Его мужество, красота и отвага пленили дочь критского царя Ариадну, и она дала Тесею клубок ниток. Когда Тесея и его спутников, обреченных на смерть, привели к подземелью, он незаметно привязал конец клубка к ветке дерева у входа и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок.
Нам с вами предстоит вслед за Тесеем проникнуть в лабиринт и помочь ему в преодолении препятствий и борьбе с чудовищем.
Мы должны пройти лабиринт, выполнив все задания и выйти обратно. Только вместе, только сообща мы сможем сделать это. Итак, в путь!
3. Закрепление знаний по теме
1-й этап “Начало пути в лабиринте”
Определите тип реакции
CaO + SiO2 = CaSiO3
CH 4 = C + 2H2 реакция замещения
Fe2O3 +2 Al = Al2O3 + 2Fe реакция разложения
2KClO3 =2 KCl+3O2 реакция соединения
K2 O + H2 O = 2 KOH
2-й этап “Дорога к цели”
Итак, мы помогли Тесею преодолеть одно препятствие. Перед нами следующее задание. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций и определить тип реакции.
S + C = CS2
Mg + HCl = MgCl2 + H2
C + PbO = Pb + CO2
HgO = Hg + O2
3-й этап “Разбитая амфора”
В зале дворца лабиринта, в который мы с вами попали к третьему этапу, стоит множество древних статуй, ваз и амфор. Одна из амфор разбита, но именно она – пропуск к следующему залу. Ваша задача –выполнить задание, написанное на нем.
Поиграем в крестики – нолики. И найдем выигрышный путь , состоящий из реакций замещения.
|
| |
Fe2O3 + H2 → H2O + Fe | NO2 + H2O + O2 → HNO3 | AgNO3 → Ag + NO2 + O2 | |
Cl2 + KI → KCl + I2 | Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + NaCl | Zn + O2 → ZnO | |
Al + HCl → AlCl3 + H2↑ | Cu(OH)2 → CuO + H2O | HCl + Zn → ZnCl2 + H2 | |
- Итак, третий этап позади, - Но прежде чем, мы перейдем к 4 этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «Стрельбу глазами». |
«Стрельба глазами». В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F) Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B) Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr) Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O) Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащееся в градусниках. (Hg) Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl) Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La) Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F) Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au) |
4-й этап “Надпись на стене”
На стене лабиринта Тесей нашел надпись – ключ к следующему этапу. Вам нужно прочитать и выполнить задание.
Реши проблему. №1: Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Опустим в пробирку с раствором хлорида меди (II) железный гвоздь (на нитке). Соблюдаем правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (беседа по Т.Б.) Напишите уравнения реакции,определите тип реакции и поставьте коэффициенты. №2:Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца, И дает ему поручение государственного значения: «Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид. Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад. Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить. Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть». Напишите в формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции. |
| |
5-й этап “Шифровка”
Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где несчастных ждет чудовище. Но Тесей со своей группой проник в зал первым – и все двери за ним закрылись. Чтобы Тесею помочь, нужно, использовать ключ. Чтобы его добыть мы должны выполнить следующее задание, из которого мы и узнаем, что произошло с Тесеем.
Уравнение реакции | Реакция соединения | Реакция разложения | Реакция замещения |
CaCO3 = CaO + CO2 | ц | т | у |
N2 + 3H2 = 2NH3 | е | р | а |
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 | о | л | с |
2Na + S = Na2S | е | д | ж |
2H2 O = 2H2 + O2 | т | й | я |
Cu(OH)2 = CuO + H2 O | ф | п | л |
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 | в | р | о |
SO3 + H2 O = H2 SO4 | б | к | м |
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 | б | ш | е |
2HgO = 2Hg + O2 | с | д | в |
2H2 + O2 = 2H2 O | и | п | о |
Mg + CuCl2 = MgCl2 + Cu | в | с | л |
6-й этап “Спасительный клубок”
Итак, Тесей победил Минотавра. Но на этом приключения не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Здесь Тесею и помогла нить Ариадны. Сматывая нить в клубок, Тесей вывел свою группу из лабиринта Дедала.
Задание на “5”
Напишите уравнения реакций по названиям исходных веществ и продуктов реакций. Определите типы реакций.
а) Оксид натрия + оксид азота (V) → нитрат натрия
б) Железо + соляная кислота → хлорид железа (II) + водород
в) Хлорид калия + нитрат серебра → нитрат калия + хлорид серебра
г) Железо + сера → сульфид железа (II)
д) Сульфат магния + гидроксид натрия → гидроксид магния + сульфат натрия
Задание на “4”
Вставьте пропущенные вещества, расставьте коэффициенты, определите тип реакции.
….. + O2 = … Zn O
…. + … HCl = FeCl2 + H2
… Ag + ….. = Ag2 S
…. H 2 O = H2 + ….
Задание на “3”
Расставьте коэффициенты и определите тип реакции.
Cu + O = CuO
Fe2 O3 + Al = Fe + Al2 O3
Рефлексия
Составить синквей к слову Реакция
4. Итог урока. Выставление оценок
Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.