СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -игра " Химический лабиринт"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра " Химический лабиринт" , урок повторение, обобщения темы Типы химических реакций.

Просмотр содержимого документа
«Урок -игра " Химический лабиринт"»

Типы химических реакций

(урок закрепления – игра "Химический лабиринт")

Цель урока: закрепить знания учащихся о типах химических реакций.

Задачи:

  • образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения;

  • развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового;

  • воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма проведения: игра “Химический лабиринт”.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация "Типы химических реакций" (приложение), печатное или нарисованное на доске изображение лабиринта с обозначенными этапами, клубок ниток (желательно яркого цвета).

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие учащихся:

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда 
Внимание ваших умных глаз 
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.

2. Мотивационный этап

Учитель: Когда-то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный знаменитым греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, без конца кружил по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр – чудовище с головой быка, пожирающее людей.

Критский царь, победив афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые девять лет они должны были выбирать семь прекрасных девушек и семь сильных юношей и привозить их на Крит на съедение чудовищу.

Афинский царь – молодой Тесей – отправился с другими несчастными, чтобы победить чудовище и освободить свой народ от страшной дани.

Его мужество, красота и отвага пленили дочь критского царя Ариадну, и она дала Тесею клубок ниток. Когда Тесея и его спутников, обреченных на смерть, привели к подземелью, он незаметно привязал конец клубка к ветке дерева у входа и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок.

Нам с вами предстоит вслед за Тесеем проникнуть в лабиринт и помочь ему в преодолении препятствий и борьбе с чудовищем.

Мы должны пройти лабиринт, выполнив все задания и выйти обратно. Только вместе, только сообща мы сможем сделать это. Итак, в путь!

3. Закрепление знаний по теме

1-й этап “Начало пути в лабиринте”

Определите тип реакции

CaO + SiO= CaSiO3

CH 4 = C + 2H2 реакция замещения

Fe2O3 +2 Al = Al2O3 + 2Fe реакция разложения

2KClO3 =2 KCl+3Oреакция соединения

KO + H2 O = 2 KOH

2-й этап “Дорога к цели”

Итак, мы помогли Тесею преодолеть одно препятствие. Перед нами следующее задание. Расставить коэффициенты в уравнениях реакций и определить тип реакции.

S + C = CS2

Mg + HCl = MgCl+ H2

C + PbO = Pb + CO2

HgO = Hg + O2

3-й этап “Разбитая амфора”

В зале дворца лабиринта, в который мы с вами попали к третьему этапу, стоит множество древних статуй, ваз и амфор. Одна из амфор разбита, но именно она – пропуск к следующему залу. Ваша задача –выполнить задание, написанное на нем.



Поиграем в крестики – нолики. И найдем выигрышный путь , состоящий из реакций замещения.




Fe2O3 + H2 → H2O + Fe

NO2 + H2O + O2 → HNO3

AgNO3 → Ag + NO2 + O2


Cl2 + KI → KCl + I2

Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + NaCl

Zn + O2 → ZnO


Al + HCl → AlCl3 + H2

Cu(OH)2 → CuO + H2O

HCl + Zn → ZnCl2 + H2






- Итак, третий этап позади,

- Но прежде чем, мы перейдем к 4 этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «Стрельбу глазами».


«Стрельба глазами».

  1. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F)

  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B)

  3. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr)

  4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)

  5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащееся в градусниках. (Hg)

  6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)

  7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La)

  8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F)

  9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au)




4-й этап “Надпись на стене”





На стене лабиринта Тесей нашел надпись – ключ к следующему этапу. Вам нужно прочитать и выполнить задание.

Реши проблему.

№1: Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Опустим в пробирку с раствором хлорида меди (II) железный гвоздь (на нитке). Соблюдаем правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (беседа по Т.Б.)

Напишите уравнения реакции,определите тип реакции и поставьте коэффициенты.

№2:Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,

И дает ему поручение государственного значения:

«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.

Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.

Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

Напишите в формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.






5-й этап “Шифровка”

Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где несчастных ждет чудовище. Но Тесей со своей группой проник в зал первым – и все двери за ним закрылись. Чтобы Тесею помочь, нужно, использовать ключ. Чтобы его добыть мы должны выполнить следующее задание, из которого мы и узнаем, что произошло с Тесеем.

Уравнение реакции

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция замещения

CaCO= CaO + CO2

ц

т

у

N+ 3H= 2NH3

е

р

а

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

о

л

с

2Na + S = Na2S

е

д

ж

2H2 O = 2H2 + O2

т

й

я

Cu(OH)= CuO + H2 O

ф

п

л

Fe + 2HCl = FeCl+ H2

в

р

о

SO3 + H2 O = H2 SO4

б

к

м

Fe + CuSO= Cu + FeSO4

б

ш

е

2HgO = 2Hg + O2

с

д

в

2H+ O= 2H2 O

и

п

о

Mg + CuCl2 = MgCl2 + Cu

в

с

л

6-й этап “Спасительный клубок”

Итак, Тесей победил Минотавра. Но на этом приключения не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Здесь Тесею и помогла нить Ариадны. Сматывая нить в клубок, Тесей вывел свою группу из лабиринта Дедала.

Задание на “5”

Напишите уравнения реакций по названиям исходных веществ и продуктов реакций. Определите типы реакций.

а) Оксид натрия + оксид азота (V) → нитрат натрия

б) Железо + соляная кислота → хлорид железа (II) + водород

в) Хлорид калия + нитрат серебра → нитрат калия + хлорид серебра

г) Железо + сера → сульфид железа (II)

д) Сульфат магния + гидроксид натрия → гидроксид магния + сульфат натрия



Задание на “4”

Вставьте пропущенные вещества, расставьте коэффициенты, определите тип реакции.

….. + O= … Zn O

…. + … HCl = FeCl+ H2

… Ag + ….. = Ag2 S

…. H O = H+ ….





Задание на “3”

Расставьте коэффициенты и определите тип реакции.

Cu + O = CuO

FeO+ Al = Fe + AlO3



Рефлексия

Составить синквей к слову Реакция

4. Итог урока. Выставление оценок

Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!