Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г. Караганда
Урок – игра по математике в 4 классе
Тема: Четыре арифметических действия.
Цели: освежить в памяти учащихся учебный материал, который они изучали на уроках математики в 3 классе и в начале 4 класса; продолжить работу над формированием умений и навыков арифметического счёта; развивать внимание. Память, мышление; воспитывать культуру умственного труда; вырабатывать командный дух, стремление оказать помощь товарищу по команде.
Оборудование: изображение воздушных шаров с корзинками по количеству команд (шары должны быть разного цвета); карточки с выражениями; флажки, окрашенные теми же цветами, что и воздушные шары, с числами 5,6,7,8,9; небольшие облачка, вырезанные из бумаги; плакат с математическим солнышком; карточки с задачей про жеребят и ребят; мячик, на котором наклеен почтовый голубь.
Ход урока:
1.Повторение изученного материала
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие на воздушных шарах. Однако весь класс в корзинку одного шара не поместится, поэтому нам придётся разбиться на группы по 4 – 5 человек. Возьмите свой багаж: учебник. Тетрадь и пенал и выйдите к доске. Сейчас каждый из вас получит карточку с выражением, узнав значение которого вы определите, в какой команде и на каком шаре вы полетите в наше путешествие.
Выражение на карточках
35:7=(5) 3х2=(6) 49:7=(7) 32:4=(8) 3х3=(9)
45:9=(5) 48:8=(6) 63:9=(7) 4х2=(8) 81:9=(9)
25:5=(5) 18:3=(6) 28:4=(7) 56:7=(8) 54:6=(9)
35:7=(5) 36:6=(6) 42:6=(7) 64:8=(8) 72:8=(9)
(Учащиеся находят значение выражений садятся за парты с флажком, на котором написано нужное число; одна команда занимает две парты.)
У нас образовались команды, и вы уже знаете, на шаре какого цвета полетите в путешествие. Команды, быстрее справляющиеся с заданием, будут получать по облачку. В конце урока мы с вами посчитаем, какая команда наберёт больше всех облаков. Ребята, посмотрите на доску. Чтобы подняться в воздух, нам необходимо пробиться через числовые тучи. Сначала решаем у себя в тетради, а затем поднимаем руку. Участники первой справившейся команды выйдут к доске и запишут решение.
Тучки с выражениями
145: (44-39)=(116)
240+ (170-500:5)=(310)
(434-205х2):6=(4)
861:7+45х2=(213)
(73+320:4)-73=(80)
(96:4-16)х47=(376)
(Команды решают примеры, получая облачко за каждый пример.)
Ребята, мы с вами прошли сквозь тучи. Смотрите, что мы видим? Это математическое солнышко. (Плакат с математическим солнышком.)
Ребята, вам нужно расставить числа от 1 до 9 в кружочках таким образом, чтобы сумма по прямым линиям равнялась 15. Но цифры не должны повторяться.
(Осуществляется командная работа; команда, быстрее других справившаяся с заданием, получает облачко.)
Мы с вами спускаемся ниже. Но что случилось: поднялся сильный ветер и нас относит далеко в сторону. Для того чтобы усмирить ветер, мы должны с вами решить уравнения.
46+х=57(х=11) 354-х=26(х=328)
х-245=609(х=305) х-26=78(х=104)
х+67=254(х=187) 95-х=35(х=60)
(Ребята решают у себя в тетрадях, затем наиболее быстрые участники выходят к доске, решают уравнение и приносят командам новое облачко.)
Ребята, посмотрите, что мы видим внизу.
К водопою бегут жеребята.
Вместе с ними несутся ребята.
И весёлый кудлатый щенок.
Мне видны из травы
Двадцать две головы
И семь дюжин мелькающих ног.
Сосчитать попрошу поскорей:
Сколько будет хвостов и ушей?
-Сколько единиц у нас в дюжине? (12.)
(Каждой команде даётся карточка с задачей; осуществляется командная работа. Команда, первой правильно выполнившая задание, выходит к доске.)
(Примерный ход рассуждений: сначала можно узнать, сколько всего ног бежало к водопою: 7х12=84. Нам известно, что среди бежавших был 1 щенок, значит, от ног мы отнимем 4: 84-4=80 и от количества голов – одну голову: 22-1=21. Значит, у ребят и жеребят – 80 ног и 21 голова. Нам нужно методом подбора разложить 80 на слагаемые таким образом, чтобы одно число делилось на 4 (у жеребят 4 ноги), а другое на 2 (у ребят 2 ноги), причём при вычислении количество жеребят и ребят должно равняться 21 (21 голова). 80=76+4, значит, жеребят – 19, ребят – 2. Тогда количество ушей у всех участников забега равняется: 22х2=44, а хвостов: 1+19=20.)
Сейчас мы с вами немного разомнёмся. Ребята, смотрите, к нам прилетел почтовый голубь. Команда, к которой прилетел голубь, должна отправить его к другой команде с примером, команда, которой голубь принёс сообщение, решает пример и в свою очередь посылает почту другой команде.(Первая команда бросает мяч одной из команд и задаёт решить пример 34+56, поймав мяч команда решает его и посылает сообщение другой команде: 89-17 и т. д.)
Ребята, смотрите, мы пролетели мимо полей. Давайте вычислим их площади и стороны. Я буду говорить данные, а команды, ответившие на вопрос, поднимать руки. Первая команда, правильно ответившая на вопрос, получает очередное облачко.
1.Поле с кукурузой имело форму квадрата со стороной 5 км. Какова площадь кукурузного поля? (5х5=25 кв. км)
2.Прямоугольное картофельное поле площадью 42 кв. км с одной стороны протянулось на 6 км. Какова длина другой стороны? (42:6=7(км).)
3.Подсолнух был посажен полосой длиной в 10 км, имевшей в ширине 2 км. Какую площадь занимает подсолнух? (10х2=20 кв. км)
4.Квадратное морковное поле площадью 36 кв. км состояло из двух одинаковых прямоугольных участков , каковы стороны этих участков? (36:2=18, 18:6=3 (км); значит, 3 км и 6 км.)
5.Помидоры заняли прямоугольный участок, стороны которого равняются 5 км и 9 км, найдите площадь участка. (5х9=45 (кв. км).)
-Ребята, нам с вами пора возвращаться на землю. Давайте посмотрим, какая команда быстрее справится с управлением воздушным шаром, то есть быстрее справится с управлением воздушным шаром, то есть быстрее справится со следующим делением.
624:3=(28) 312:2=(156) 568:8=(71)
325:5=(65) 921:3=(307) 864:8=(108)
(Лучшая команда получает облачко.)
2.Подведение итогов
-Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подсчитаем облачка, которые вы сумели заработать во время путешествия.
-Ребята, понравился вам наш сегодняшний урок?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-Интересно было путешествовать на воздушных шарах?
-Что мы делали во время путешествия? (Решали задачи, примеры, уравнения.)
Домашнее задание
Придумать и решить три выражения, в которых бы присутствовали действия: умножение, деление, сложение, вычитание.