Открытый урок по теме: Имя прилагательное как часть речи
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Знать: понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных.
Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи; их роль в предложении; составлять сочетания существительного и прилагательного
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование: проектор, индивидуальные распечатанные задания на листах А4 разных цветов.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Мы спокойны и приветливы. Сегодня у нас гости, будем же радушными хозяевами, и покажем гостям, как мы умеем трудиться.
Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять
Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Строчку, где должна быть записана тема, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему вы попробуете сформулировать её сами.
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с замечательного стихотворения, Е. Руженцева , которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно "Сказка про краски"
Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою на рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Жёлтым. Синим. Красным.
Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.
Скажите, ребята, а чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом поможет? Почему? (проблема)
Молодцы! Так вот, ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Как она будет звучать, какие есть варианты?
Замечательно! Запишите тему в тетради "Имя прилагательное как часть речи". (слайд№1).
Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).слайд №2
А для чего, по-вашему, нам это нужно?
Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи. Всё, к чему прикасается прилагательное, преображается удивительным образом. И сейчас мы в этом убедимся слайд№3
Работа с текстом
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая – белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .
Летит … , несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.
- О какой птице идет речь? Конечно Как вы это определили?
- Какие слова помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте?
- Какая часть речи особенно активно работает в этом тексте? Почему? Создание проблемной ситуации.
- Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.
сценка (у доски исполняют ученики)
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофанушка. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофанушка. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Спасибо, садитесь
Ребята, вам понравилась игра ребят? Оцените.
Ребята, каким вам показался мальчик Митрофан? Хочется ли вам быть на него похожим? Почему? Ачто нужно, чтоб не походить на него?
Ребята, а вы как думаете, к чему прилагается имя прилагательное? (К существительному).
Чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, попросим Настю К. рассказать нам сказку, да не простую, а грамматическую.
Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа. "Что, если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?" - догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе - служба, вместе - и дружба!
Скажите, ребята, как вы поняли эту сказку? Имя прилагательное согласуется с именем существительным. Что значит согласуется? Подберите однокоренные слова. (соглашение, согласен).
Что же обозначает имя прилагательное? (признак предмета).
А теперь обратимся к карточкам, которые лежат у каждого на парте. Прочитайте предложенные примеры задания №1 и определите, на какие вопросы отвечают имена прилагательные. Определите падеж и число прилагательных Чтобы правильно выполнить это задание, я предлагаю вам посовещаться в парах и прийти к единому мнению.
СЛАЙД №4
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грус..ную
В белёном сарафан(?)чике,
С платоч(?)ками в карман(?)чиках
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Какие прилагательные вы нашли? На какие вопросы они отвечают?
Правильно, вопросы какой, чей? Объясните орфограммы в словах с пропусками Разберите по составу слово грустную.
А теперь поработаем по вариантам СЛАЙД №5
КОФЕ, ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, МОЗОЛЬ. 3 мин –всего 25 мин.
Хорошо, Молодцы!
И ещё один очень важный вопрос. Нам необходимо выяснить, каким членом предложения является имя прилагательное. На доске (и задание №2 карточки) записано предложение, в котором вам нужно найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Посовещайтесь в парах и подчеркните имена прилагательные как члены предложения. (проверить)
К доске пойдёт Ксюша Р, и Ксюша Ф.
Мы дышим свежим воздухом .
Свежий воздух тих и прозрачен.
Да, действительно, имена прилагательные являются определениями и сказуемыми.
5. Физкультминутка.
А теперь встали, и Арина В. предложит вам небольшую разминку.
Раз- подняться. Потянуться.
Два- нагнуться. Разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки выше
Пять- руками помахать.
Шесть- на место тихо сесть.
6. А поскольку мы отдохнули, то сейчас я предлагаю вам выполнить задание №3. Вместо пропусков вы вставляете нужные слова или словосочетания и, таким образом, у нас появится готовое правило об имени прилагательном.
Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _________ , согласуется с именем существительным в __ , _____,__ _ , в предложении является _______________.
Зачитайте, что у вас получилось.
А теперь откроем учебник на стр.85 и сравним правило с нашим выводом.
Читаем по пунктам и разбираем, все ли признаки прилагательного мы назвали?
7. Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, попросим Тимура Х. рассказать о происхождении слова прилагательное.
8. Прилагательное (лат.) - "нечто прибавленное, приложенное".
Дословный перевод с греческого языка - эпитет.
С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто объяснит, что это такое? Правильно, это яркое образное определение. В каких, по-вашему текстах чаще всего используются прилагательные? (в художественных)
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту - стихотворению С. Есенина: см. задание №4)
6. Слайд №6
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь, шепталися.
Задание смотри на слайде
К слову алый подбери синонимы
Словарная работа С лайд №7
Багровый
Багряный
10. А сейчас, ребята, очень ответственная работа! См. задание №5. Вам предложен текст. Тем, у кого карточка красного цвета, нужно вставить на месте пропусков необходимые по смыслу прилагательные, для этого вы используете примечание и прилагательные можете взять оттуда. У кого карточка желтого цвета, прилагательные, которые нужно вставить, придумываете сами, а у кого карточка зелёного цвета, необходимо самим вставить прилагательные и текст озаглавить, но чтобы в названии тоже было имя прилагательное.
11. Д/з стр 85 упр.565 или 573 написать мини-сочинение описание погоды сегодняшнего дня
12. А сейчас, поскольку урок близится к концу, скажите, что нового вы узнали об имени прилагательном как части речи?
Упражнение для рук и головы.
Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным. Попробуем - ночь, ночной.
весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, синева, летают, умный, разноцветные, мальчики, играют, радостные. (дети хлопают в ладоши).
Слайд№8
Внизу карточки нарисуйте смайлик как результат вашей сегодняшней работы (всё ли понятно, своей работой сегодня вы довольны или остались некоторые вопросы, над которыми стоит подумать?)
Улыбка - всем доволен и всё понял, недовольное лицо, значит над чем-то ещё нужно доработать
Слайд№9
Вот и кончился урок,
Он пошел, надеюсь, впрок.
А вам всем до свидания.
Спасибо за внимание.
Приложение.
Задание №1 Найди в данных стихах имена прилагательные и поставь к ним вопросы.
Люблю берёзку русскую,
ТО светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С застёжками в карманчиках… (А. Прокофьев).
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
(И. Токмакова).
Задание №2 Посовещайтесь в парах и подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Мы дышим свежим воздухом .
Свежий воздух тих и прозрачен.
Задание №3. Вместо пропусков вы вставляете нужные слова или словосочетания и, таким образом, у нас появится готовое правило об имени прилагательном.
Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _________ , согласуется с именем существительным в __ , _____,__ _ , в предложении является _______________.
Задание №4) Определите количество основ в предложении. Составьте схему. Какие выразительные художественные средства помогают автору создать яркую, образную картину?
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
Подумайте и запишите синонимы к слову алый.
Задание №5 (а)
Вечерело. Быстро сгущались _________________ сумерки. На _________
небе робко проступали ____________ звёздочки. Деревья сливались в
одну __________ массу. В __________ день вхожу на лыжах в лес. Под
деревьями лежат ___________ сугробы.
Слова для справок:
глубокий, зимний, первый, тёмный , высокий, февральский.
Задание №5 (б)
Я просыпаюсь и подхожу к окну. ________________ утро. Над головой
______________ , ___________ небо. Всё засыпано снегом. Серебром
блестят в _____________ небе стволы ________ берёз. Невозможно
оторвать глаз от этой ______________ красоты _________ утра.