Апросинкина Н.В., учитель физики и информатики МОУ СОШ №3
города Георгиевска Ставропольский край
УРОК ИНФОРМАТИКИ
на тему
«Информация и знания»
Подготовила: Апросинкина Н.В., учитель физики и информатики
МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края
Класс: 6 класс
Тема:. Информация и знания
Учитель: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края.
Цели урока:
знакомство с понятием информации, свойствами информации, формами знаний;
расширить представление учащихся об информации;
научиться различать информативность сообщений;
усвоить, что знание – первая ступень при работе человека с информацией;
совершенствование навыков работы с текстовым редактором MS Word.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
составление цепочки логических вопросов, которые должны привести учащихся к теме урока и основным определениям;
развитие у учащихся навыков самостоятельной работы;
развитие воображения;
формирование положительной самооценки.
Воспитательные:
формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету за счет использования на уроке различных методов;
организация работы учеников таким образом, чтобы они были заинтересованы в изучении данного материала;
воспитание дисциплинированности;
формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
повышение грамотности устной речи учащихся.
Основные понятия:
информация
знание
факт
правило
Средства обучения: проектор, компьютер, слайды компьютерной презентации.
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок информатики. Мы продолжим знакомство с замечательной наукой - информатикой.
Актуализация знаний
Тему нашего урока я закодировала. Ключи для отгадывания находятся на ваших столах.
Итак, ваши ответы.
Ответ: Информация и знания.
Цель нашего урока: знакомство с понятием информации, свойствами информации, формами знаний.
Для того чтобы добиться хороших результатов вы должны быть внимательными. Сейчас мы выполним упражнение, которое развивает память. Давайте настроим свой мозг на активную работу. Помассируйте мочки ушей, ведь там находятся рефлекторная зона головы (дети выполняют упражнение). Достаточно. Я вам покажу пять рисунков. Вы должны запомнить, что на них изображено и в какой последовательность. Приготовились, начали (демонстрируется слайд на 5 секунд).

А теперь нарисуйте, то, что запомнили (дети выполняют задание).
Достаточно. Поменяйтесь местами и оцените друг друга. Проверим, как вы выполнили задание. Я еще раз вам покажу карточки, а вы будете отмечать правильность выполнения: если рисунок нарисован правильно, ставьте "+", если неправильно - "-". У кого получилось 5 плюсов? Молодцы! У вас отличная память.
III. Изучение нового материала
Давайте теперь подумаем и ответим на следующие вопросы.
1. Что вы понимаете под информацией?
Ответ: сведения, новости, новые знания
2. А теперь подумайте, почему явление одно, а называют её разными словами?
Ответ: Наверное, потому, что до сих пор не могут определить, что же такое информация.
3. Давайте посмотрим на картину, что мы видим. Что Вы можете сказать о природе?
Ответ: Снег, холодно и т.д.
4. Но почему вы решили, что наступила зима?
Ответ: признаки зимы: снег и т.д.
5. Но ведь нигде не написано, что это признаки зимы?
Ответ: Но мы знаем, что это означает, что наступила зима.
Получается, что знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация.
Informatio (лат.яз.) - разъяснение, изложение
Вся история человечества - это история накопления знаний об окружающем мире и о самом человеке и передача этих знаний следующим поколениям.
Информация - это сведения об окружающем мире и процессах, в нем происходящих, получаемые человеком из различных источников.
После обработки информацию можно сохранить на бумаге (в тетради, книге и т.д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями.
Но то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информация.
знания
Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями.
Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию. Извлечённая информация обрабатывается в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека.
Информация - это знания, которые человек получает из различных источников.
Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря ей от семечка березы вырастает береза.
Все знания, которыми обладает каждый из нас, условно можно разделить на две группы: факты и правила.
К
фактам относятся знания об определенных явлениях (солнечные и лунные затмения происходят тогда, когда Солнце, Луна и Земля в своем видимом взаимном перемещении занимают положение на одной линии), событиях (первый персональный компьютер фирмы IBM появился в 1981 г.), свойствах объекту (вес первой электронно-вычислительной машины равнялся 30 тоннам) и зависимостях между объектами (у квадрата все углы прямые и все стороны равны). Описание фактов можно начинать со слов: «Я знаю, что…».
К правилам относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели (выполнить фонетический разбор слова, вычислить периметр многоугольника, вылечиться от простуды, убрать свою комнату и т.д.). Описание правил можно начинать со слов: «Я знаю, как …» или «Для того, чтобы…».
А теперь давайте немного поиграем.
Учитель: А теперь один ученик выйдет к доске. (Ему завязывают глаза и дают пробовать на вкус три продукта, он должен назвать какой этот продукт).
Вопрос учителя: с помощью какого органа ты получил информацию? Какая это информация? (С помощью языка, вкусовая информация).
Второму ученику тоже завязывают глаза, он должен угадать предмет на ощупь.
Вопрос учителя: с помощью какого органа ты получил информацию? Какая это информация? (С помощью рук (кожа), осязательная информация).
Третьему ученику завязывают глаза, он должен угадать предмет по запаху.
Вопрос учителя: с помощью какого органа ты получил информацию? Какая это информация? (С помощью носа, обонятельная информация).
Информация воспринимается человеком с помощью органов чувств:
Зрение (глаза позволяют видеть)
Слух (уши позволяют слышать)
Обоняние (нос - воспринимать запах)
Осязание (пальцы - воспринимать форму, материал)
Вкус (язык - воспринимать вкус)
Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.
Да, информация, это все то, что мы видим, слышим, ощущаем. Информация бывает актуальной и неактуальной, т.е. нужной и ненужной. Например, если я сообщу вам ваше имя, для вас это будет неактуальная информация, т.к. вы его и так знаете. А вот если я скажу вам имя другого человека, которое вы хотели бы узнать – это будет нужной для вас информацией. Актуальность информации зависит так же от владения дополнительной информацией. Например, представьте, что ваш родственник прислал вам телеграмму, где всего одно слово «еду». Для вас это актуальная информация, потому что вы владеете дополнительной информацией, такой как – кто едет, куда едет, зачем едет, когда едет. Но если кто-то другой прочитает эту телеграмму, то для него это слово ничего не будет значить, т.к. он не владеет дополнительной информацией.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Свойства информации
Чтобы информация способствовала принятию правильных решений, она должна характеризоваться следующими свойствами
1. Понятность - информация выражена на языке, понятном всем участникам обмена информацией
2. Полезность - информация должна иметь практическую ценность.
3. Объективность - информация не зависит от чего-либо мнения, суждения.
4. Достоверность - информация отражает истинное положение дел.
5. Полнота - информации достаточно для понимания и принятия решения.
6. Актуальность - информация важна, существенна для настоящего времени.
Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.
Например, вряд ли кому-то из ваших одноклассников будет понятен вот такой арабский текст:
Не зная кода, вы не сможете понять и смысл простого, на первый взгляд, сообщение: 55 288 1 498.
Вряд ли пополнит ваши знания, к примеру, такой вот текст на родном языке, взятый из математической энциклопедии: «Резонанс – явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы».
Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Вместе с тем, совершенно понятное сообщение «Треугольник – фигура, имеющая три угла и три стороны» не расширит ваши знания, так как не является новым для учеников 6 класса. Оно для вас неинформативно, хотя это же сообщение будет нести информацию для учеников 1 класса.
Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта, знаний получателя информации.
Закрепление
1.Найди сообщение, в котором есть для тебя важная информация.
Сегодня после школы я пойду гулять.
Я учусь в третьем классе.
Сегодня у нас урок информатики
2.Дай следующим сообщениям оценки "важная", "полезная", "безразличная", "вредная" информация.
Сейчас идёт снег
Телевизор SONY лучше, чем телевизор SHARP
Пепси - очень вкусный напиток
Завтра будет проходить запись в секцию каратэ
Чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать лист из дневника
3.Ты покупаешь компьютер. Запиши полезную для тебя информацию.
Адреса компьютерных фирм
Где продаются стиральные порошки?
Как часто вытряхивают коврик?
Цены на компьютерную технику
Как поймать мышку?
Характеристики компьютеров
Проверь себя
4.Выбери слова, которые несут для тебя приятную информацию.
Двойка
Праздник
Гроза
Торт
Каникулы
Наказание
5.Выбери и запиши слова, которые понятны: ИНФОРМАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР, МЫШЬ, КЛАВИАТУРА, БАЙТ, ДРАЙВЕР, ПРИНТЕР, СИМВОЛ, МОНИТОР, СКАНЕР.
Ответы к заданию 3
- Адреса компьютерных фирм
- Цены на компьютерную технику
- Характеристики компьютеров
Давайте проверим свои знания с помощью тестов.
Отвечаем на вопросы, а затем меняемся, и проверять ответы будут ваши одноклассники.
За компьютерами:
Тест на тему «Информация: свойства, способы восприятия»
1. В технике под информацией понимают:
а) воспринимаемые человеком или специальными устройствами сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;
б) часть знаний, использующихся для ориентирования, активного действия, управления;
в) сообщения, передающиеся в форме знаков или сигналов;
г) сведения, обладающие новизной;
д) все то, что фиксируется в виде документов
2. Информация в теории информации — это:
а) то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания;
б) сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность;
в) неотъемлемый атрибут материи;
г) отраженное разнообразие;
д) сведения, обладающие новизной
3. Информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения,
называют:
а) достоверной;
б) актуальной;
в) объективной;
г) полезной;
д) понятной
4. Наибольший объем информации человек получает при помощи:
а) осязания;
б) слуха;
в) обоняния;
г) зрения;
д) вкусовых рецепторов
5. Примером текстовой информации может служить:
а) музыкальная заставка;
б) таблица умножения;
в) иллюстрация в книге;
г) фотография;
д) реплика актера в спектакле
6. Укажите “лишний” объект:
а) фотография;
б) телеграмма;
в) картина;
г) чертеж;
д) учебник по биологии
На рабочих местах:
отвечаем на тест на листах бумаги.
А теперь оцените себя сами.
Оцените себя сами: критерии оценок у вас на столах.
«5»- верных ответов - 6 (5).
«4»- верных ответа – 4
«3» - верных ответа – 3
Если правильных ответа 2 и менее, то вам следует задуматься над тем как вы усвоили материал.
IV. Контрольно-оценочный этап
Блиц-опрос (один вопрос – 1 балл)
Информация для человека – это ….
Информативное сообщение – это …
Все знания делятся на …
Факты – это знания о …
К правилам относятся: ...
Формы получения знаний о реальной действительности: ...
Итоги урока.
Оценки за урок.
V. Домашнее задание
§ 2.1-2.2, выучить записи в тетради
Сегодня, ребята, наука информатика открыла вам двери в свою страну. Теперь только от вас зависит, как далеко вы продвинетесь по ее территории. Я, в свою очередь, сделаю все возможное, что ваше путешествие было увлекательным и полезным.
Спасибо за урок!