Предмет, класс | Информатика, 3 класс |
Учитель | Чурилова Татьяна Георгиевна |
Тема урока, № урока по теме | Хранение информации 11 |
Цель урока | Познакомить учащихся с новым действием с информацией – хранением |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
| Обобщить сведения о действиях с информацией Познакомить учащихся со способами организации хранения информации Познакомить учащихся с хранением информации в электронном виде Расширить представление учащихся о видах информации | Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное | Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного поведения при работе за компьютером Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы урока |
Актуальность использования средств ИКТ | Демонстрация изображений с различными носителями информации |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | ОЭР – презентация к уроку |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | ПК, ОС Windows, редактор презентаций, демонстрационный экран |
Образовательные ресурсы Интернет | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/ |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент | | Организует деятельность учащихся | | | Личностные: - формирование навыков самоорганизации Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация знаний | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная работа по вопросам. Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания Актуализирует мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания | Как человек получает информацию из окружающего мира? (с помощью органов чувств) Куда попадает информация, воспринятая человеком с помощью органов чувств? (в мозг) Какие действия может выполнять человек с информацией? (хранить, передавать, обрабатывать) | Действия с информацией | Личностные: - формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта Коммуникативные: - умение слушать и понимать других, исправлять ошибки Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения |
Постановка проблемы | Чтение по ролям. Анализ прослушанного | Организовывает соотнесение учащимися своих действий с используемыми эталонами; на этой основе организует выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи | Послушайте стихотворение Эдуарда Успенского. Приложение 1. | | Познавательные: постановка и формулирование проблемы Регулятивные: - умение ставить учебную задачу; - развивать логическое мышление; - развивать навыки исследовательской деятельности; - развивать навыки анализа и сравнения; |
О чем это стихотворение? Какое название можно ему дать? (Память) Какое действие с информацией не герой стихотворения? (не сохранил) |
Так, о чем мы сегодня будем говорить? (о хранении информации) |
Формулируют тему урока | Организует постановку цели урока и уточнение и согласование темы урока | Итак, тема сегодняшнего урока: Хранение информации. | | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование |
Изучение нового материала | Анализируют текст | Организует побуждающий диалог по проблемному введению нового знания Организует анализ текста Организует фиксацию нового способа действия в речи, в знаках | Наша задача – разобраться, как можно хранить информацию. Хранение информации очень древний процесс. Давайте обратимся к истории. Приложение 2 | | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
На основе анализа текста заполняют схему - часть1, отвечают на вопросы | Задает вопросы. Демонстрирует заполнение схемы с помощью презентации | Где человек хранил информацию? (у себя в голове, в своей внутренней памяти) Действительно, в памяти человека хранится информация обо всем, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Зачем людям хранить информацию? (чтобы обеспечить свою жизнедеятельность и безопасность) Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать. Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу и т.д. Могут ли другие люди пользоваться информацией, которая находится в вашей внутренней памяти? (нет) Итак, информация, хранящаяся во внутренней памяти отдельного человека, доступна только ему одному и недоступна другим людям. | Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека, электронная память |
На основе анализа текста заполняют схему – часть2, отвечают на вопросы | Что нужно сделать человеку, чтоб другие люди могли воспользоваться информацией, которая находится в вашей памяти? (закодировать, представить на носителе). Действительно, сохраненной, т.е. представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек. Важно, что представленную на носителе информацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас. Уже в далекой древности люди старались хранить информацию не только в своей памяти. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Давайте вспомним, какие носители информации люди использовали для хранения информации с древних времен и по настоящий день. (камень, глиняные дощечки, берёсту, пергамент, папирус, бумагу) В каком виде можно сохранить информацию на этих носителях? (текстовом, числовом, графическом) Если собственно память человека называют внутренней, как бы вы назвали память, представленную носителями информации? (внешняя) |
Отвечают на вопросы. Продолжают заполнять схему. Строят сравнительную характеристику внутренней и внешней памяти | Организует работу для сравнительной характеристики видов памяти | Как быстро мы можем воспользоваться информацией, хранящейся во внутренней памяти? (очень быстро). Внутреннюю память человека еще называют оперативной, а внешнюю – долговременной. Можно ли положиться на свою внутреннюю память? (нет, можно забыть) Что нужно делать, чтоб информация, хранящаяся во внутренней памяти, не исчезла? (повторять) А, если информация хранится во внешней памяти, требуются повторения? (нет) Мы с вами живем в мире информации. И с каждым днем информации становиться все больше и больше. Основным инструментом для работы с информацией является компьютер. | |
Отвечают на вопросы. Продолжают заполнять схему. Строят сравнительную характеристику внутренней и внешней памяти компьютера по аналогии с предыдущей схемой | | Как вы думаете, есть ли у компьютера память? (да) Какие виды памяти есть у компьютера? (внутренняя и внешняя) Зачем компьютеру нужна внутренняя память? (чтоб хранить информацию во время работы компьютера) Что случится с информацией, если во время работы отключится компьютер? (информация потеряется) Значит, для внутренней памяти компьютера, что необходимо? (электричество) Что нужно сделать с информацией, если нам нужно будет вернуться к своей работе через какое-то время? (сохранить во внешнюю память) Что произойдет с информацией после выключения компьютера? (будет храниться во внешней памяти) Значит, требует энергию внешняя память? (нет) Чем может быть представлена внешняя память? (жесткий диск, CD, DVD, флеш-память и т.д.) Что находится в ОЗУ, когда компьютер выключен? (ничего) Где находятся программы, установленные на компьютере, когда он выключен? (на жестком диске) Где должна находиться информация, чтобы её можно было обрабатывать с помощью компьютера? (в ОЗУ) | |
| | Вам всем приходилось самостоятельно включать компьютер. Вы видели, как компьютер «готовиться к работе». А как вы думаете, где хранится информация по запуску компьютера? Значит, долен быть еще один вид памяти, который обеспечит запуск компьютера. Как вы думаете, когда мы включаем компьютер, процесс загрузки каждый раз проходит одинаково или по-разному? (одинаково) Т.е. информация, которая хранится в этом виде памяти меняется или нет? (нет) Если информация не меняется, т.е. она постоянная, как бы вы назвали этот вид памяти? (постоянная) Молодцы! Действительно, этот вид памяти называется постоянное запоминающее устройство ПЗУ. И относится к внутренней памяти. ПЗУ – особый вид памяти, в котором хранятся инструкции по запуску компьютера. | |
Физ. минутка | | | | | Личностные: - снятие физического напряжения. |
Закрепление нового материала | На основе полученных схем рассказывают о способах хранения информации человеком (В своей внутренней памяти, внешней памяти, ОЗУ, ПЗУ, внешних хранилищах) | Предлагает учащимся самостоятельно рассказать о способах хранения информации с опорой на полученную схему | Как человек может хранить информацию? | | |
На основе полученных схем делают сравнительную характеристику различным видам памяти | | Дайте сравнительную характеристику внутренней и внешней памяти человека и компьютера | | |
Контроль | Выполняют практическую работу по заполнению странички календаря. Сохраняют свою работу во внешнюю память компьютера | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | А сейчас мы с вами продолжим работу над нашим коллективным проектом «Календарь» | Использование компьютера как средства хранения созданной информации | Регулятивные: - формирование навыков работы с ПК Коммуникативные: - умение работать в группах |
Рефлексия | | Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке, степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности Организует проведение самооценку учениками работы на уроке | Продолжите предложения: Теперь я знаю … Теперь я умею … Еще хочу узнать … Мне стало интересно … Как бы вы оценили свою работу? | | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать свои знания Личностные: - развитие самооценки |