СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Искусственный отбор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

при изучениии нового материала об искусственном отборе

Просмотр содержимого документа
«Урок " Искусственный отбор"»

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Л/Р  « Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

 

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах многообразия сортов растений и пород животных, их совершенствование в результате практической деятельности человека. Показать значимость учения об искусственном отборе для понимания процессов, происходящих в природе. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме,  формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формирование умений использовать знания и личный практический опыт в новой ситуации, работать с раздаточным материалом, моделировать процесс, обосновывать свою точку зрения. Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения. Показать значение научного и гражданского подвига Ч. Дарвина.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Оборудование: портрет Ч. Дарвина, натуральные объекты, коллекции, муляжи, гербарий, наборы открыток. презентация

Проверка знаний

  1. Открытия каких ученых способствовали формированию эволюционных взглядов ученых первой половины 19 века?


2.О чем говорили найденные Ч. Дарвином останки животных в геологических отложениях Южной Америки?

3.Какой вклад сделал Ч. Дарвин, изучая галапагоских вьюрков?

ВАШЕ МНЕНИЕ:

Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у крота.

ВАШЕ МНЕНИЕ:

На Галапагосских островах Дарвин обнаружил вьюрков, отличающихся формой клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц? Какие предположения были сделаны по этому поводу Дарвиным?

Презентации(две- основные положения учения и викторина)





Изучение нового материала.

Благодаря трудам многих ученых, идеи эволюции начинают привлекать внимание не только биологов, но и всего общества. Однако эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами не могут считаться эволюционной теорией до тех пор, пока непонятными остаются движущие силы процесса эволюции.

Из кругосветного путешествия Ч. Дарвин вернулся убежденным сторонником изменяемости видов под влиянием условий обитания.

Дарвин сосредоточил усилия на раскрытие механизма эволюционного процесса. С этой целью он обратился к практике с/х Англии.

Порода

Сорт

Сторонники постоянства видов

Предок 1            предок 2

Сорт 1                     сорт 2

Ч. Дарвин

 Предок

Сорт 1     Сорт 2     Сорт 3


Организуется С\Р с материалом учебника с. 27-29

 - Человек культивирует постоянно одни и те же виды животных и растений

 - Домашние животные и сорта растений очень сходны с дикими видами

 - Почему созданные человеком породы и сорта в чем-то схожи?

 - Почему все они удовлетворяют потребностям человека?

 - Значит, человек сам приспосабливал растения и животных. Человек оказывал влияние на направление изменений организмов. Как?


Формы искусственного отбора



Бессознательный

Бессознательный отбор — наиболее ранняя форма селекционного процесса. Человек не ставил перед собой тогда цели улучшения своих одомашненных животных и введенных в культуру растений, но он стремился сохранить для размножения лучших животных и лучшие семена; менее ценные животные и растения использовались в пищу. По свидетельству Дарвина, огнеземельцы в голодные годы поедают собак, но в первую очередь для этой цели используются те, которые хуже ловят выдр, а лучших собак стараются сохранить во что бы то ни стало. Таким образом, люди оставляют для размножения лучших особей, не задумываясь о конечных результатах. Бессознательный отбор существует и ныне повсеместно в крестьянских хозяйствах. Важно отметить, что здесь действует принцип сохранения лучших и устранения (элиминации) худших. При бессознательном отборе положительное его влияние сказывается довольно медленно.



Сознательный

Сознательный, или методический, отбор заключается в том,, что селекционер ставит перед собой цель вывести новую форму животных или растений, обладающую определенными, ценными для него признаками. Поставив перед собой ясную задачу, селекционер выбирает из исходного материала все лучшее, в котором намечаются, хотя бы в зачаточной степени,: интересующие его признаки. Для отобранных экземпляров создаются соответствующие условия жизни и особый уход. Анализируются возможные, пути скрещивания. Затем, начиная уже с первого потомства, методически из поколения в поколение ведется строгий отбор лучшего материала и браковка всего того, что не удовлетворяет предъявляемым требованиям.

Таким путем были созданы все многочисленные породы кур, собак, крупного рогатого скота, тонкорунных овец, высокомасличные сорта подсолнечника и т. д. Таким образом, методический отбор всегда является творческим процессом, приводящим к образованию новых пород и сортов. Пользуясь этим методом, селекционер, как скульптор, лепит новые органические формы, по заранее продуманному проекту.

Успеху искусственного отбора благоприятствует ряд обстоятельств. Прежде всего он зависит от степени изменчивости исходного материала: чем сильнее варьируют признаки, тем легче найти нужные индивидуумы. Большое значение имеет и величина исходной партии: в большой партии больше возможности, выбора. Сохранению отобранного материала способствует устранение скрещивания с другими формами.

В зависимости от задач, поставленных человеком, искусственный отбор ведется им в разных направлениях, что приводит к дивергенции, т. е. расхождению признаков. Именно дивергенцией Дарвин объяснил возникновение многообразия форм. Иногда сходные требования, предъявляемые, к разным породам, приводят к появлению одинаковых признаков у различных по происхождению организмов. Такое сближение признаков получило название конвергенции. Так, у мясных пород крупного рогатого скота и всех пород свиней отбор был направлен на уменьшение ног, шеи и головы и на увеличение туловища и общей массы.

В целом, обобщив опыт селекционеров своих современников, выяснив значение неопределенной изменчивости и отбора для выведения новых сортов и пород и сформулировав основные правила, .обусловливающие эффективность селекции, Дарвин создал первую научную ‘теорию селекции — учение об искусственном отборе. Эта теория превратила селекцию из искусства в науку и резко увеличила ее эффективность.

Создание учения об искусственном отборе способствовало выяснению Дарвиным причин и форм эволюции в природе, где изменение существующих видов и возникновение новых происходит независимо от желаний и воздействия человека.

Наследственная изменчивость, по его мнению, имеет исключительное значение для выведения новых сортов растений и пород животных при селекции, а также в эволюции живых организмов в природе. Она обеспечивает появление у организмов принципиально новых признаков и передачу их последующим поколениям.

Основным движущим фактором (наряду с наследственностью и изменчивостью) при выведении новых сортов растений и пород домашних животных является искусственный отбор, осуществляемый человеком (рис. 1).

Рис. 1. Искусственный отбор: результаты селекции капусты

Работая над выведением нового сорта или породы, человек сознательно отбирает особей с полезными признаками.


 

Рис. 4. Сорта капусты:

1 — дикая капуста; 2 — лиственная; 3 — савойская; 4 — кормовая; 5 — брюссельская; 6 — брокколи; 7 — кольраби; 8 — цветная; 9 — кочанная.



Благодаря отбору появились современные высокояйценоские породы кур, такие, как минорки и особенно белые леггорны, которые в хороших хозяйствах дают в среднем 270–280 яиц в год, а отдельные несушки — свыше трехсот. Между тем общий предок всех домашних кур — дикая банкивская курочка из Индокитая — кладет 8–12 яиц в год (рис. 3).


 

Рис. 3. Породы домашних кур:

1 — предок домашних кур — дикая банкивская курица; 2 — гудан (курица); 3 — кревкер (петух); 4 — куропатчатые кохинхины; 5 — итальянская курица; 6 — бентамки сибрайта; 7 — светлые брама; 8 — красные черногрудые бойцовые.



Человек ставит цель по улучшению определенного признака или свойства.

Какими методами пользовались английские фермеры?

Какие методы используют сейчас?

Проводится С/Р в группах. Прочитать тест с. 30-31( зачитать вслух).


На основе этого даем определение искусственного отбора.


Искусственный отбор – процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с определенными ценными для человека признаками и свойствами.

ВАШЕ МНЕНИЕ:

Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия? Если да, то какие именно и почему? Можно ли их избежать?

 

Домашнее задание.

 П.131

Смоделируйте процесс выведения породы или сорта. Составьте схему этого процесса.



Закрепление.


 Л/Р  « Изучение результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»


Цель: показать изменчивость признаков между сортами растений, соответствие этих признаков интересам человека, направления и перспективы селекционной работы.


Ход работы:

1. Сравните сорта культурных растений между собой. Заполните таблицу:

Например:

Признаки

Сорта томатов




Талалихинский

Грибовский

Конопус





(можно взять не помидоры,а что другое).


2. Определите в каком случае, что явилось причиной появления данного сорта.


3. Какие методы селекции, предположительно использовались при выведении данных сортов растений?


4. Сформулируйте вывод (выделите черты сходства и различия сортов как результат реализации задач, поставленных человеком.





Д.З.& Заполнить таблицу в тетради «Сравнение естественного и искусственного отбора».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!