ФИО Глушкова Лариса Алексеевна, Шатилова Светлана Николаевна, Черных Марина Владимировна, Михайлова Светлана Васильевна
УМК/ Образовательная технология А.А. Плешаков/Проблемное обучение
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в разделе "Человек и природа", которому предшествует урок "Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды", роль урока в изучении состава почвы через проведение опытов.
Цель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.
№ | Этап урока**** | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. | Мотивационный этап (позитивно-взрывное, эмоциональное начало урока) | Создать благоприятный психологический настрой на работу на уроке окружающего мира | Фронтальная | - Ребята вчера мне пришла голосовое сообщение от Хомяка, в которой он сообщил свою просьбу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Что бы помочь нашему Хомяку я вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают влажность почвы. Как настоящий научные сотрудники вы должны (презентация на ФГИС Моя школа https://docs.myschool.edu.ru/doc.html?id=405510) : - Давайте начнём работу в научной лаборатории. | Предметные: самостоятельно формулируют выводы Познавательные: интерпретируют, обобщают и систематизируют информацию Регулятивные: принимают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения | Обучающиеся готовы к деятельности на уроке | В результате беседы, устного опроса |
2. | Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса | Выявление имеющихся знаний по теме и постановка проблемного вопроса | Фронтальная | - Давайте посмотрим на РЭШ видео https://resh.edu.ru/subject/lesson/4450/start/155238/ и вспомним: 1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4. Свойства почвы. 5. Как определить влажность почвы? (ВХОЖДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ) | Коммуникативные: слушают и понимать речь других. Познавательные: - умеют ориентироваться в своих знаний. - умеют строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: принимают и сохранять учебную задачу. | Фиксация индивидуальных затруднений, актуализация понятий. | Устранение пробелов через ответы на вопросы |
3. | Гипотеза и / или целеполагание (не более 1 мин.) | | Фронтальная | Учитель ставит цель урока: узнать состав почвы и состав почвы;научится определять влажность почвы, сделать выводы в каком стакане почва пригодна для прорастания гороха.Приложение 2. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений Личностные: формулируют собственное мнение и позицию | Осознание, в чем именно состоит затруднение, осознание дефицита знаний, умений и навыков для решения пробного задания. | В ходе беседы. |
4. | Поиск решения проблемы | Решение учебной задачи и обсуждение её решения. | Фронтальная | - Где мы можем найти ответ на первый вопрос? Поиск в словаре (подготовил ученик) Слайд 2 -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике. Слайд 3 | Регулятивные: умеют точно выражать свои мысли. Коммуникативные: -умеют слушать и понимать других. Познавательные: -умеют извлекать информацию из текста. Личностные: умеют определять и высказывать правила. | Сформулированы пути решения проблемы | Беседа с фиксацией на доске. |
5. | Составление плана (шагов) действий обучающимися для себя (не более 5 мин.) Критерии оценивания | Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | Групповая | План работы: 1.Ознакомление с маршрутными листами. 2.Ответ учителя на вопросы обучающихся. 3.Работа обучающихся в группах (с раздаточным материалом, проведение опытов). 4. Критерии оценивания. 5.РефлексияСлайд 4. | | Обучающиеся совместно с учителем составляют план работы | Пошаговое решение задач |
6. | Способы решения (формы, способы работы) поставленных задач | Обеспечить правильность выполнения опята по тексту | Групповая | - Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности. (Повторение ТБ) - Ели мы научные сотрудники то ТБ нам необходима одеть халаты. Учитель, обучающимся предлагает маршрутные листы. | Регулятивные: умеют точно выражать свои мысли. Коммуникативные: умеют слушать и понимать других. Познавательные: умеют извлекать информацию из текста. Личностные: умеют определять и высказывать правила. | Повторили ТБ, | |
7. | Активная деятельность по решению проблемы (до 20 мин) | Решение имеющихся проблем | Групповая | Учащиеся фиксируют в маршрутных листах. Приложение 3. Внесение информации в таблицу по ходу выполнения опыта. Приложение 3. Приложение 4. Выполнение опытов | Познавательные: осуществляют запись информации, Коммуникативные: взаимодействуют в группах | Определяют основной состав почвы; формулируют выводы к опытам. | Решение проблемы через проведение опытов. Заполнения листа самоценки. |
| Динамическая пауза | Выполнение детьми динамической паузы | Фронтальная работа | - Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся, внимание на экран, повторяем движения. | Личностные: формирмируют установки на безопасный и здоровый образ жизни | | |
8. | Промежуточная коррекция достигнутого (до 2-3 мин) | Провести коррекцию имеющихся пробелов (по необходимости). | Фронтальная, индивидуальная | Учитель выясняет, имеются ли вопросы у групп по работе с раздаточным материалом, нужна ли помощь. | Отвечают на вопросы учителя | Коррекция пробелов зафиксированы в устной речи; определены места личных затруднений | В результате поредения опыта. Заполнения листа самоценки. |
9. | Завершение работы, представление результата (до 5-7 мин) | Достижение цели урока | | - Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог, составив кластер на тему: «Состав почвы» Слайд 5 - Проанализировав наши наблюдения в ходе эксперимента, и изучив дополнительные материалы, мы сделали выводы о необходимых условиях для роста и развития растений: (Растению нужна вода. В каждом семени есть запас питательных веществ. Но семена могут использовать только растворенные в воде питательные вещества. Поэтому когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.) - В результате опытов и наших выводы, дадим нашему Хомячку совет подходит ли для посева наша почва, влажность почвы из какого стаканчика необходима для прорастания гороха. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логические рассуждении, умозаключения Коммуникативные: оценивают правильность или ошибочность выполнения учебной задачи | Систематизированы знания по теме урока. | В результате беседы по итогам выполнения работы, листа самооценки. |
10. | Оценка/самооценка (до 1-2 мин) | | Индивидуальная | Предложение оценить полученные знания по пятибалльной системе. | Предметные: формировать умения делать выводы из имеющейся информации Познавательные: уметь осознавать усвоенный материал. Регулятивные: уметь контролировать процесс своих действий. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. | Выставление оценок | Устный ответ, почему они так себя оценили |
11. | Качественная рефлексия (до 2-5 мин).Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка | | | Ученики выбирают себе по 1-2 предложения и заканчивают их. «Я поняла, что…» «Я похвалила бы себя за…» «Особенно мне понравилось…» «Сегодня мне удалось…» «Я сумела…» «Было интересно…» «Было трудно…» «Теперь я могу…» «Я научилась…» «Меня удивило…» Слайд 7 3. Предлагает учащимся оценить свою работу в целом на уроке и выставить себе итоговую отметку в листе самооценки. | Личностные: выражают свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | Обобщены и соотнесены с темой полученные сведения. | Устные ответы учащихся на поставленные вопросы. |
12. | Дифференцированное д/з (до 1 мин) | | | Выбери из предложенных заданий себе домашнее задание 1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4450/control/1/ выполни контрольные задания, для этого войти в систему ФГИС Моя школа под своим логином паролем 2.Напишите мини-сочинение, что даёт нам почва и зачем её надо беречь. 3.Реши задачу в интерактивной карточке №32093 | Учи.ру: Почва | Учи.ру (uchi.ru) 4. На основе данной схемы расскажи, что растение получает из почвы. Приложение 5. 5. В книги «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевых червей» и ответь на вопросы: Что нового удалось тебе узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям? | Регулятивные: уметь контролировать процесс своих действий. | Выбор домашнего задания | Беседа по выявлению выбора домашнего задания |
* Технологическая карта урока является документом, подтверждающим деятельность, оформленную учителем в «Описании педагогической деятельности».
** Цель и задачи урока формулируются в соответствии с педагогическими функциями: обучение, воспитание, развитие.
*** Таблица заполняется с учетом этапов формирования, планируемых образовательных результатов и применения контроля предметных знаний, предметных действий, метапредметных умений и личностных образовательных результатов, по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы обязательно), в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся.
**** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики, предметной области.
***** Осуществлен анализ проведенного урока, дана оценка его эффективности.
Приложение 1. Голосовое сообщение от Хомяка
Весной в кладовой у меня осталось немного горошин. Я знаю, что с помощью семян растения размножаются. Пока семена находятся в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их трудно заметить. Мне хочется вырастить свой богаты урожай гороха, но для этого семена нужно прорастить. В научной статье я прочитал, что для высокой всхожести мне нужно плодородная почва, а так же ни сухая и не переувлажненная.
Приложение 2.Творческое задание по выработке гипотез и провокационных идей.
Вы научные сотрудники, представь, что ты познакомился с волшебником. Что бы могло произойти с тобой, если бы он исполнил 3 желания. Сейчас мы тоже выполним желания маленького семени, оно желает,что бы его посадили и оно выросло.
- У нас три стакана с сухой землёй. В первом стакан оставим почву сухой, во второй нальем полстакана воды, в третий полный стакан воды. Как вы думаете, в какой почве семена гороха себя будут чувствовать комфортно и взойдут? ….
Приложение 3. Маршрутный лист.
Приложение 4. Предоставляют результаты наблюдения опытов
Приложение 5. Определение влажности почвы с помощью цифровой лаборатории «Архимед» (Цифровая лаборатория подключена и настроена)
Приложение 6. Домашнее задание
Задание. На основе данной схемы расскажи, что растение получает из почвы.