СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка урока-исследования "Почва, её состав" с использованием ФГИС Моя школа
Технологическая карта урока* я
ФИО Глушкова Лариса Алексеевна, Шатилова Светлана Николаевна, Черных Марина Владимировна, Михайлова Светлана Васильевна
Класс 3
УМК/ Образовательная технология А.А. Плешаков/Проблемное обучение
Предмет Окружающий мир
Тема Урок - исследования "Почва, её состав"
Тип урока: урок "открытия" новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в разделе "Человек и природа", которому предшествует урок "Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды", роль урока в изучении состава почвы через проведение опытов.
Цель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.
Задачи урока
Дидактические:
Знать понятие «почва» и её состав;
Научить проводить опыты;
Научить анализировать состав почвы опытным путём.
Развивающие:
Развивать внимание при выполнении учебных заданий;
Развивать логическое мышление;
Развивать коммуникативные умения при групповой работе и работе в парах.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, группах;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Воспитывать интерес к материалу урока.
Планируемые образовательные результаты***
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли; знать основной состав почвы;
| - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, что влажность почвы влияет на прорастание гороха, обосновывать их, исследовать влажности почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке. | осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать. | - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, - формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, - контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия. | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ход урока
№ | Этап урока**** | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. | Мотивационный этап (позитивно-взрывное, эмоциональное начало урока) | Создать благоприятный психологический настрой на работу на уроке окружающего мира | Фронтальная | - Ребята вчера мне пришла голосовое сообщение от Хомяка, в которой он сообщил свою просьбу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Что бы помочь нашему Хомяку я вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают влажность почвы. Как настоящий научные сотрудники вы должны (презентация на ФГИС Моя школа https://docs.myschool.edu.ru/doc.html?id=405510) :
- Давайте начнём работу в научной лаборатории. | Предметные: самостоятельно формулируют выводы Познавательные: интерпретируют, обобщают и систематизируют информацию Регулятивные: принимают учебную задачу. Коммуникативные: высказывают идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения | Обучающиеся готовы к деятельности на уроке | В результате беседы, устного опроса |
2. | Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса | Выявление имеющихся знаний по теме и постановка проблемного вопроса | Фронтальная | - Давайте посмотрим на РЭШ видео https://resh.edu.ru/subject/lesson/4450/start/155238/ и вспомним: 1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4. Свойства почвы. 5. Как определить влажность почвы? (ВХОЖДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ)
| Коммуникативные: слушают и понимать речь других. Познавательные: - умеют ориентироваться в своих знаний. - умеют строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: принимают и сохранять учебную задачу. | Фиксация индивидуальных затруднений, актуализация понятий. | Устранение пробелов через ответы на вопросы |
3. | Гипотеза и / или целеполагание (не более 1 мин.) |
| Фронтальная | Учитель ставит цель урока: узнать состав почвы и состав почвы;научится определять влажность почвы, сделать выводы в каком стакане почва пригодна для прорастания гороха.Приложение 2. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений Личностные: формулируют собственное мнение и позицию | Осознание, в чем именно состоит затруднение, осознание дефицита знаний, умений и навыков для решения пробного задания. | В ходе беседы. |
4. | Поиск решения проблемы
| Решение учебной задачи и обсуждение её решения.
| Фронтальная | - Где мы можем найти ответ на первый вопрос? Поиск в словаре (подготовил ученик) Слайд 2 -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике. Слайд 3 | Регулятивные: умеют точно выражать свои мысли. Коммуникативные: -умеют слушать и понимать других. Познавательные: -умеют извлекать информацию из текста. Личностные: умеют определять и высказывать правила. | Сформулированы пути решения проблемы | Беседа с фиксацией на доске. |
5. | Составление плана (шагов) действий обучающимися для себя (не более 5 мин.) Критерии оценивания | Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | Групповая | План работы: 1.Ознакомление с маршрутными листами. 2.Ответ учителя на вопросы обучающихся. 3.Работа обучающихся в группах (с раздаточным материалом, проведение опытов). 4. Критерии оценивания. 5.РефлексияСлайд 4. |
| Обучающиеся совместно с учителем составляют план работы | Пошаговое решение задач |
6. | Способы решения (формы, способы работы) поставленных задач | Обеспечить правильность выполнения опята по тексту | Групповая | - Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности. (Повторение ТБ) - Ели мы научные сотрудники то ТБ нам необходима одеть халаты.
Учитель, обучающимся предлагает маршрутные листы. | Регулятивные: умеют точно выражать свои мысли. Коммуникативные: умеют слушать и понимать других. Познавательные: умеют извлекать информацию из текста. Личностные: умеют определять и высказывать правила. | Повторили ТБ, |
|
7. | Активная деятельность по решению проблемы (до 20 мин) | Решение имеющихся проблем | Групповая | Учащиеся фиксируют в маршрутных листах. Приложение 3. Внесение информации в таблицу по ходу выполнения опыта. Приложение 3. Приложение 4. Выполнение опытов | Познавательные: осуществляют запись информации, Коммуникативные: взаимодействуют в группах | Определяют основной состав почвы; | Решение проблемы через проведение опытов. Заполнения листа самоценки. |
| Динамическая пауза | Выполнение детьми динамической паузы | Фронтальная работа
| - Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся, внимание на экран, повторяем движения. | Личностные: формирмируют установки на безопасный и здоровый образ жизни |
|
|
8. | Промежуточная коррекция достигнутого (до 2-3 мин)
| Провести коррекцию имеющихся пробелов (по необходимости). | Фронтальная, индивидуальная | Учитель выясняет, имеются ли вопросы у групп по работе с раздаточным материалом, нужна ли помощь. | Отвечают на вопросы учителя | Коррекция пробелов зафиксированы в устной речи; определены места личных затруднений | В результате поредения опыта. Заполнения листа самоценки. |
9. | Завершение работы, представление результата (до 5-7 мин) | Достижение цели урока |
| - Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог, составив кластер на тему: «Состав почвы»
- Проанализировав наши наблюдения в ходе эксперимента, и изучив дополнительные материалы, мы сделали выводы о необходимых условиях для роста и развития растений: (Растению нужна вода. В каждом семени есть запас питательных веществ. Но семена могут использовать только растворенные в воде питательные вещества. Поэтому когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.)
- В результате опытов и наших выводы, дадим нашему Хомячку совет подходит ли для посева наша почва, влажность почвы из какого стаканчика необходима для прорастания гороха. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логические рассуждении, умозаключения Коммуникативные: оценивают правильность или ошибочность выполнения учебной задачи
| Систематизированы знания по теме урока. | В результате беседы по итогам выполнения работы, листа самооценки. |
10. | Оценка/самооценка (до 1-2 мин) |
| Индивидуальная | Предложение оценить полученные знания по пятибалльной системе. | Предметные: формировать умения делать выводы из имеющейся информации Познавательные: уметь осознавать усвоенный материал. Регулятивные: уметь контролировать процесс своих действий. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание. | Выставление оценок | Устный ответ, почему они так себя оценили |
11. | Качественная рефлексия (до 2-5 мин).Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка |
|
| Ученики выбирают себе по 1-2 предложения и заканчивают их. «Я поняла, что…» «Я похвалила бы себя за…» «Особенно мне понравилось…» «Сегодня мне удалось…» «Я сумела…» «Было интересно…» «Было трудно…» «Теперь я могу…» «Я научилась…» «Меня удивило…» Слайд 7 3. Предлагает учащимся оценить свою работу в целом на уроке и выставить себе итоговую отметку в листе самооценки. | Личностные: выражают свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | Обобщены и соотнесены с темой полученные сведения. | Устные ответы учащихся на поставленные вопросы. |
12. | Дифференцированное д/з (до 1 мин)
|
|
| Выбери из предложенных заданий себе домашнее задание 1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4450/control/1/ выполни контрольные задания, для этого войти в систему ФГИС Моя школа под своим логином паролем 2.Напишите мини-сочинение, что даёт нам почва и зачем её надо беречь. 3.Реши задачу в интерактивной карточке №32093 | Учи.ру: Почва | Учи.ру (uchi.ru) 4. На основе данной схемы расскажи, что растение получает из почвы. Приложение 5. 5. В книги «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевых червей» и ответь на вопросы: Что нового удалось тебе узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям? | Регулятивные: уметь контролировать процесс своих действий.
| Выбор домашнего задания | Беседа по выявлению выбора домашнего задания |
* Технологическая карта урока является документом, подтверждающим деятельность, оформленную учителем в «Описании педагогической деятельности».
** Цель и задачи урока формулируются в соответствии с педагогическими функциями: обучение, воспитание, развитие.
*** Таблица заполняется с учетом этапов формирования, планируемых образовательных результатов и применения контроля предметных знаний, предметных действий, метапредметных умений и личностных образовательных результатов, по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы обязательно), в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся.
**** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики, предметной области.
***** Осуществлен анализ проведенного урока, дана оценка его эффективности.
Приложение 1. Голосовое сообщение от Хомяка
Весной в кладовой у меня осталось немного горошин. Я знаю, что с помощью семян растения размножаются. Пока семена находятся в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их трудно заметить. Мне хочется вырастить свой богаты урожай гороха, но для этого семена нужно прорастить. В научной статье я прочитал, что для высокой всхожести мне нужно плодородная почва, а так же ни сухая и не переувлажненная.
Приложение 2.Творческое задание по выработке гипотез и провокационных идей.
Вы научные сотрудники, представь, что ты познакомился с волшебником. Что бы могло произойти с тобой, если бы он исполнил 3 желания. Сейчас мы тоже выполним желания маленького семени, оно желает,что бы его посадили и оно выросло.
- У нас три стакана с сухой землёй. В первом стакан оставим почву сухой, во второй нальем полстакана воды, в третий полный стакан воды. Как вы думаете, в какой почве семена гороха себя будут чувствовать комфортно и взойдут? ….
Приложение 3. Маршрутный лист.
Этапы | Выполнено | Не выполнено |
1. Повторение. Ответы на вопросы учителя |
|
|
2. Повторение техники безопасности при работе с оборудованием |
|
|
3. Проведение опыта № 1 |
|
|
4. Проведение опыта № 2 |
|
|
5. Проведение опыта № 3 |
|
|
6. Проведение опыта № 4 |
|
|
7. Проведение опыта № 5 |
|
|
8. Проведение опыта № 6 |
|
|
9. Итоговая беседа |
|
|
10. Самооценка |
|
|
Приложение 4. Предоставляют результаты наблюдения опытов
Лист наблюдений
Номер опыта | Проведение опыта | Наблюдение | Результат |
1 | Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Что интересного увидели? Чем объясняется появление пузырьков воздуха?
| Вверх поднимаются пузырьки | В почве есть воздух |
2 | Возьмите 2 салфетки, насыпьте на одну немного почвы. Придавите её плотно ко второй салфетке. Что заметили? | На салфетке остались мокрые следы | В почве есть вода.
|
3 | Нагревание почвы | Появление дыма и неприятного запаха | В почве есть перегной |
4 | Почву, в которой перегной уже сгорел, поместили в стакан с водой и размешали. | На дно стакана осел песок, а поверх песка – глина | В состав почвы входит песок и глина |
5 | Опыт на выявление минеральных солей | Вода быстро испарилась и на стекле образовался белый налёт | В почве есть мин. соли |
6 | Проведи опыт с помощью цифровой лаборатории «Архимед» смотри Приложение 5 |
|
|
Приложение 5. Определение влажности почвы с помощью цифровой лаборатории «Архимед» (Цифровая лаборатория подключена и настроена)
Влагоемкость почвы проверяют с использованием специального прибора тензиометра. Этот прибор устанавливают на участке, а потом ходят и снимают показания. По данным прибора принимают решение о необходимости полива. К альтернативным методам определения влажности почвы относят измерение влажности без специальных приборов. Оценивают влажность почвы, и приходят к заключению |
Если почву набирают в руки, а она сухая, рассыпается, о влажность равна 0. Если из земли можно сформировать шарик, но при броске он рассыпается, то влажность составляет 25-50% и говорят, что грунт умеренно влажный. Если почва липнет к рукам, из нее легко скатать комок, который не рассыпается в полете, то влажность составляет 50-75%. |
Перед началом эксперимента промойте датчик в дистиллированной воде, а затем высуши с помощью фильтровальной бумаги. Погрузи датчик, не касаясь стенок и дна стаканчика в почву, нажать на кнопку меню установка, выбрала параметр-влажность, затем нажала на пиктограмму, с бегущим человечком. После того, как на мониторе экрана появится диаграмма, на панели инструментов программы INTLAB открыть меню отображения результата эксперимента, результаты посмотри в таблице и на отображенном приборе, для точности результатов. 2. Результат занести в маршрутный лист |
Приложение 6. Домашнее задание
Задание. На основе данной схемы расскажи, что растение получает из почвы.
© 2025, Глушкова Лариса Алексеевна 61 1