СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- исследование по окружающему миру по теме: "Воздух. Свойства воздуха."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование

                 по окружающему миру во 2 классе   по теме: ”Воздух. Свойства воздуха.”

         Цель: на основе наблюдений выявить представления о воздухе; создать условия для формирования знаний о свойстве воздуха; развитие наблюдательности, мышления, творческих способностей и кругозора; воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.

       Оборудование: приборы для опытов; карточки со словами и заданиями.

                                            Ход урока:

   1. Повторение пройденного о воде:

                   -Ребята, о чем говорили на прошлом уроке? (о воде)

                   -Выделите, пожалуйста, самое главное и важное сообщение о воде.(без воды нет жизни на Земле!)

                   -Что приготовили на урок по данной теме? (реферат)

(выставка рефератов) Учащиеся делятся интересными    сообщениями о воде.

   2. Итог! – Секретов о воде очень много, с водой вы сталкиваетесь ежедневно. Наблюдайте, может быть кто-то из вас еще очень много интересного о воде узнает.

   3. А сейчас, послушайте еще одно сообщение (грамзапись).

                   - О чем оно? “Он вокруг нас, но мы его не видим. Куда бы мы не пошли; куда бы не поехали по морю, по суше; как бы высоко мы не поднялись на самолете; как бы низко не опустились в шахту – повсюду  есть он. Без него не могут жить не люди, не животные, не растения!” Это ……. (хором!)

 

Воздух

          

(на доске вывешивается тема).

                                                                                           

                 - Что почувствовали при произношении этого слова?    (необходимость, потребность, чистоту, грязь, трудно дышать)

                  - Значит  воздух нам очень нужен? (Очень!)

                   - Ребята, а кто видел воздух? (Он невидим!)

                   - Покажите, где он? (Его можно почувствовать, ощутить!)

                   - Докажите, что он повсюду есть, он вокруг нас, из имеющихся предметов. ( у ребят на столе: шары, пакеты, шприцы, мячи, насосы, резиновые груши)

     Итог! – Воздух везде есть .

                   - Хорошо! Возьмите пакеты и наберите воздух.

                   - Какой он? (прозрачный, без цвета и запаха)

                   -А есть ли у воздуха вес? (ответы разные)

(взвешивается пустой и надутый шарик)

     Итог – Вес есть!

                   - Расскажите, что узнали из проделанного о воздухе?

      Земной шар окружен слоем воздуха толщиной около 1000 км. Как называется эта воздушная оболочка Земли? О воздухе очень много можно рассказать и узнать. Проведем некоторые наблюдения:        

Атмосфера

 4. Работа в группах: исследования свойства воздуха.

                   - Проведем некоторые наблюдения о воздухе. (Задания по карточкам)

                   - Прочитайте, обсудите и выберите выступающего.

 

1 карточка

   Проделайте опыт. В стакан с водой опустите сахар, мел. Что заметили?    

Ответ: Идут пузыри. Значит в парах сахара и в меле есть воздух!

                                 

2 карточка

     Проделайте опыт. В стеклянную посуду с водой 

     опустить стакан к верху дном. Легко ли входит

                                  стакан?

 Ответ: В стакане воздух. Стакан с трудом входит в воду. Воздух не дает воде приникнуть в стакан.

 

3 карточка

Возьмите шприц или насос. Что внутри их?

 

          Направьте носик шприца в ладошку. Что идет?

Ответ: В ладошке мы почувствовали движение воздуха. Воздух движется.

     Учитель: Все природные тела занимают место. Воздух тоже занимает место. В посудах, в щелях, все пустые пространства занимает воздух.  

  5. Коллективная практическая работа:

                   - Возьмите все шприцы. Закройте носик шприца пальцем и медленно надавите на стержень.

                   - Что происходит? (давится с трудом)

                   - О чем это говорит? (воздух сжимается и упругий)

                   - Какие примеры можете привести, которые основаны на этом свойстве?

                   Ответы: действие меча, пистолета. тормоза электрических трамваев, распылители.

   6. Продолжение наблюдений:

4 карточка

Опыт: Зажечь три свечи. Первую накрыть стаканам, вторую - литровой банкой, третью – ни чем!

                   - Что произошло? (Свечка под стаканом потухла первая, затем под банкой, а третья – горит!)

                   - Почему? (Воздух нужен и для горения)

                   - Что такое кислород? (часть воздуха)

                    На  доске: Воздух – газообразное вещество. Состоит из кислорода и углекислого газа.

                                        

5 карточка

Один ученый сделал опыт. Поместил в стеклянную посуду мышку и растение. Прошло несколько дней, никаких изменений не происходило. Убрал растение, через несколько минут мышь стала метаться и задыхаться. Почему?

                   Ответ: Растения выделяют чистый воздух – кислород. Убрали растение – кислорода не стало. Кислород нужен всем!

                   Нужен как  воздух! (объяснить)

                   Ответы: Если бы вдруг не стало воздуха, то на Земле прекратилась бы жизнь.

   7. Итог! О чем вели разговор? (о воздухе)                                                                              Расскажите о нем (составление рассказов)

                           

      Учитель: Все организмы на Земле дышат воздухом. При дыхании употребляется кислород, а растения в процессе питания его производят. Но для живых организмов нужен чистый воздух. А всегда ли он чистый? В нашей стране принят закон об охране воздуха. За выполнением этого закона следят …  …  кто?    (ЭКОЛОГИ)        

  !